СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование УМК «Наглядная планиметрия» при объяснении нового материала на уроках геометрии в 7 классе.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение интерактивной геометрической среды  GeoGebra и рабочей тетради «Наглядная планиметрия»,  разработанных авторским коллективом Розов Н.Х., Ягола А.Г., Сергеева Т.Ф., Сербис И.Н. на уроках геометрии.

Просмотр содержимого документа
«Использование УМК «Наглядная планиметрия» при объяснении нового материала на уроках геометрии в 7 классе.»

Использование УМК «Наглядная планиметрия» при объяснении нового материала на уроках геометрии в 7 классе.

"









Традиционный подход к преподаванию геометрии приводит к малой популярности этого предмета, особенно среди учащихся, далёких от математики. Наиболее очевидная причина этого заключается в том, что формулировки и доказательства теорем заучиваются, но не проверяются. Такой стиль обучения нацелен на развитие некритического, нетворческого мышления и естественно отторгается современными школьниками. Помочь решить возникающие в связи с этим проблемы мне помог учебный комплект «Наглядная геометрия» для 7 класса, разработанным авторским коллективом: Розов Н.Х., Ягола А.Г., Сергеева Т.Ф., Сербис И.Н. Учебно-методический комплект включает в себя:

  • электронный ресурс (диск),

  • рабочую тетрадь.

В преподавании математики все чаще используют интерактивные геометрические системы, т.е. программные среды, которые позволяют делать геометрические построения на компьютере таким образом, что при движении исходных объектов фигура сохраняет свою целостность. Интерактивные геометрические среды (ИГС) обладают расширенным по сравнению с геометрией «на бумаге» набором элементарных операций. С их помощью учитель, управляя самостоятельной работой учащихся в процессе решения учебно-исследовательских задач, помогает визуализировать, трансформировать и исследовать математические модели геометрических объектов. Это создает дополнительные возможности при решении задач с параметрами, многовариантных геометрических задач, при создании стереометрических чертежей и т.д.Одним из таких свободно распространяемых ИГС является GeoGebra. GeoGebra имеет широкие возможности. В ней можно создавать динамические чертежи для использования на разных уровнях обучения геометрии, алгебры и других смежных дисциплин. GeoGebra обеспечивает наглядность учебного материала.

Преподавание геометрии не может обойтись без наглядности. В тесной связи с наглядностью обучения находится и его практичность. Ведь именно из жизни мы черпаем конкретный материал для формирования наглядных геометрических представлений, делая обучение согласованным с жизнью ребенка, его опытом. Процесс обучения упрощается при разумном использовании принципа наглядности. Обучение не должно быть перенасыщено иллюстрациями, схемами, таблицами и другими формами наглядности, но в некоторых труднодоступных вопросах применение наглядности необходимо. И именно использование средств мультимедиа позволяет учителю разнообразить урок новыми видами деятельности, насытить его наглядной информацией, повысить мотивацию учащихся, интерес к предмету.

В процессе изучения геометрии, как известно, у учащихся развивается пространственное мышление как разновидность образного, формируются абстрактные образы, в которых фиксируются формы, величина, взаимное положение объектов, расположение фигур на плоскости и в пространстве относительно заданной точки отсчёта. Применение ИГС GeoGebra и рабочей тетради «Наглядная планиметрия», разработанных авторским коллективом: Розов Н.Х., Ягола А.Г., Сергеева Т.Ф., Сербис И.Н.на данном этапе эффективно, потому что:

1.Любая информация, представленная на компьютере воспринимается учащимися с огромным интересом. Это позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся.

2.Объяснение нового материала на компьютере происходит индивидуально для каждого учащегося. При желании он может вернуться на несколько шагов назад и просмотреть объяснение заново.

3. В данном комплекте присутствует анимация (интерактивная модель). Она представляет собой картинку, которая «оживает» при нажатии на соответствующую кнопку мыши. Анимация позволяет более наглядно продемонстрировать теорему, понятие, свойство. Она дает возможность ученику увидеть то, что без компьютера он мог только представить, вообразить.

4. Создание динамического чертежа – это геометрические конструкции, которые можно изменять при сохранении алгоритма их построения путем задания изменений одного или нескольких геометрических величин конструкций.

Предлагаемые авторами анимации и динамические модели предназначены для введения геометрических понятий, построений геометрических объектов в среде, доказательств некоторых теорем и формул.

При объяснении нового материала большинство учеников являются пассивными слушателями. Если объяснение подробное и доступное, то учащиеся попадают в благоприятную среду, которая не требует самостоятельного поиска решений, лишает возможности каждого ученика достигать поставленных целей. Дети “растут в любви и ласке”. А наша цель воспитать человека, способного самостоятельно принимать решения, адаптироваться к новым условиям, проявлять смекалку, находить необходимую информацию. Хорош не тот учитель, который дает готовые рецепты на все случаи жизни, а тот, который заставляет искать их самим. В своей практике я часто сталкиваюсь с ситуацией, когда решение стандартных задач, даже очень сложных и объемных, не вызывает никаких сложностей у учащихся. Но стоит лишь немного изменить условие, сформулировать практическую задачу, для которой необходимо построить математическую модель, ученики не справляются и учителю приходится подробно расшифровывать каждый шаг. Итак, существует два способа получения новых геометрических понятий:

  1. Анимация.

В данном курсе с помощью анимации можно показать построение прямой, отрезка,

луча, угла, середины отрезка, биссектрисы угла. Ввести определения смежных и вертикальных углов, треугольника и его элементов. Очень наглядно показан метод наложения фигур и доступно продемонстрированы доказательства 3-х признаков равенства треугольников.

Объяснение нового материала на компьютере происходит индивидуально для каждого учащегося. При желании он может вернуться на несколько шагов назад и просмотреть объяснение заново.

Проводить объяснение с помощью анимации можно по-разному, например, дать ребятам посмотреть ролик и ответить на вопросы учителя, т.е. попытаться самим сформулировать определение нового понятия. Или смотреть ролик всем классом с комментариями учителя. Этот вид объяснения нового материала может быть использован не только в компьютерном классе, но и в обычном классе, где есть мультимедийное оборудование.

  1. Динамическая модель.

Учащиеся строят динамическую модель реального объекта и с помощью ее пытаются исследовать содержание и свойства данного геометрического понятия. Таким образом, ребята выдвигают гипотезы, которые учитель либо подтверждает или опровергает, приводя уже математические доказательства. С помощью динамической модели можно рассмотреть виды углов, свойства смежных и вертикальных углов, свойства внешнего угла, свойства и признаки параллельных прямых, свойства углов треугольника, свойства прямоугольного треугольника.

Итак, приемы использования интерактивной геометрической среды при введении нового понятия

  • Включение учащихся в деятельность открытия (предварительной проверки) теоремы компьютерным экспериментом.

  • Включение учащихся в деятельность логического обоснования корректности динамического чертежа

  • Подготовленное и неподготовленное комментирование анимации, иллюстрирующей ход логического доказательства теоремы или введения определения.

Таким образом, интерактивная геометрическая среда способствуют более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, так как ученик, освоив основные понятия на уроке, сможет без труда вернуться к просмотренному материалу для закрепления или повторения его во внеучебное время. Конечно, учителю необходимо гармонично сочетать традиционные формы обучения геометрии с активной самостоятельной работой учащихся в условиях компьютерного класса. И тогда в качестве результата учитель получит творчески развитого ученика, способного проводить исследование, выдвигать гипотезы и осуществлять доказательство полученных выводов.

Литература.

1. Безумова О.Л., Овчинникова Р.П., Троицкая О.Н. Обучение геометрии с использованием возможностей GEOGEBRA: учебно-методическое пособие – Архангельск, изд-во «Кира», 2011.

2. Розов Н.Х., Ягола А.Г., Сергеева Т.Ф., Сербис И.Н. Наглядная геометрия. Рабочая тетрадь для 7 класса. М.: Факультет педагогического образования МПГУ им. М.В. Ломоносова, 2012.

3. Геометрия, 7-9: Учебник для общеобразоват. Учреждений/ Л.С. Атанасян, В.Ф. Бутузов, С.Б. Кадомцева и др. 19-е изд. М.: Просвещение, 2010.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!