СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование устных упражнений для активизации мыслительной деятельности студентов на уроках математики.

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Правильно организованные упражнения студентов в решении задач – важное средство активизации мыслительной деятельности  и развитие их творческих способностей.

Особого внимания заслуживают устные упражнения. Они эффективны кажущейся легкостью, эмоциональностью, действуют на студентов мобилизующе, своей простотой увлекают и слабых студентов, создают в группе обстановку соревновательности. Устные упражнения способствуют развитию внимания и памяти студентов. Но они требуют от обучающихся большого умственного напряжения, и поэтому сравнительно быстро утомляют их.

Просмотр содержимого документа
«Использование устных упражнений для активизации мыслительной деятельности студентов на уроках математики.»

Использование устных упражнений для активизации мыслительной деятельности студентов на уроках математики.


Правильно организованные упражнения студентов в решении задач – важное средство активизации мыслительной деятельности и развитие их творческих способностей.

Особого внимания заслуживают устные упражнения. Они эффективны кажущейся легкостью, эмоциональностью, действуют на студентов мобилизующе, своей простотой увлекают и слабых студентов, создают в группе обстановку соревновательности. Устные упражнения способствуют развитию внимания и памяти студентов. Но они требуют от обучающихся большого умственного напряжения, и поэтому сравнительно быстро утомляют их.

Наряду с чисто устными (слуховыми) упражнениями практикую полуустные (зрительно-слуховые), когда задания предварительно записываются на доске или проецируются на экран, при этом допускаются отдельные записи числовых данных, промежуточных результатов, наброски чертежа и т.д.

Устные упражнения оказывают существенную помощь в изучении нового материала. Через систему упражнений осуществляется работа, направленная на формирование наглядных образов и конкретных представлений, на основе которых вводится новое понятие.

Приведу пример системы устных упражнений, предшествующих введению понятия логарифма:

1. Вычислите , так как

2. Пусть в этом примере неизвестно основание степени: . Каким действием его можно найти?

3. Найдите показатель степени:

Решить последние примеры студенты не могут, так как у них не хватает знаний. Тут и ввожу понятие логарифма, записываю символически . Выполняются устные упражнения на закрепление.

Вычислите:

.

Затем решаются более сложные примеры на доске и в рабочих тетрадях, после этого перехожу к самостоятельной работе.

Приступая к изучению свойств логарифмической функции, нельзя не повторить свойства показательной функции. Делаю это на примерах:

1. Назовите свойства функций: а) ; б) ; в)

2. Каковы общие свойства этих функций?

3. Каковы их различные свойства?

4. Существуют ли наибольшее и наименьшее значения этих функций?

5. Схематически изобразите графики функций:

Формы использования упражнений в учебном процессе самые разные. Полезен фронтальный опрос после изучения наиболее значимой части раздела программы. Например, изучив определение производной и правила дифференцирования провожу устный опрос по следующим вопросам:

1. Расскажите план решения задачи на нахождение производной функции в точке.

2. От каких компонентов зависит приращение функции в точке?

3. Дайте определение производной.

4. Как называется нахождение производной функции?

5. Как называется функция, имеющая производную?

6. Всякая ли непрерывная функция имеет производную? Приведите пример функции, непрерывной в точке и не имеющей в этой точке производной.

7. Вспомните формулу для нахождения производных суммы, произведения, частного функций.

8. Даны функции:

а) и ; б) и .

Найдите производную суммы, произведения, частного и .

9. Cформулируйте теорему о нахождении производной сложной функции. Найдите производную функции: а) , б) ,

в)

Большой эффект в обучении математике дают следующие задания. После изучения каждого математического факта (введение нового понятия, ознакомление с его свойствами, со свойствами математических действий) предлагаю студентам привести три примера, подтверждающих изученное. Например, изучив правила дифференцирования, прошу написать три функции в виде многочленов (каждый пишет свои примеры), найти их производные, вычислить их значения при x=1;–1;2. При этом несколько студентов выполняют работу на доске. Такие упражнения помогают быстрее уяснить главное в данной теме. Учат применять полученные знания. Составление упражнений и задач самими студентами, приведение ими собственных примеров дает наибольший эффект в сравнении с другими формами работы. Важно, что при этом каждый работает самостоятельно и творчески.

Устные задачи, по возможности, связываю с практическими, жизненными вопросами, которые отличаются легкостью построения, ясностью и конкретностью содержания.

Источники.

1. «Педагогика», Математика в школе № 1, 1991.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!