СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности с учащимися сельской школы

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье показано как в ОУ через занятия внеурочной деятельности создать мотивацию к выбору ребенком поведения, способствующего здоровью.

Просмотр содержимого документа
«Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности с учащимися сельской школы»

Использование здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности с учащимися сельской школы

Зубакова Е.А. зам.директора по УВР

МОУ Шурскольской СОШ

Основными целями модернизации российского образования являются:

- повышение качества образования;

- обеспечение доступности образования;

- сохранение здоровья учащихся.

Качество образования в широком смысле включает множество составляющих, и говорить о его улучшении можно только тогда, когда образование позволяет сберечь и улучшить здоровье, а не растратить его из-за чрезмерных учебных нагрузок, неудовлетворительных условий обучения и воспитания, некомфортного психологического климата, и в целом неблагоприятной образовательной среды. Подготовка к здоровому образу жизни детей на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения. Понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе все направления деятельности учреждения образования по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

В современной школе есть ряд учебных дисциплин, в рамках которых ребенок получает определенные знания о здоровом образе жизни, приобретает необходимые жизненные навыки и умения. Недостатком предметного обучения здоровью является отстраненность знаний от реальной жизни ребенка, его опыта и позиции по отношению к выбору стиля жизни. Очень важно искать подходы, которые бы не только создавали мотивацию к выбору ребенком поведения, способствующего здоровью, но и побуждали действовать. Такие уникальные возможности предоставляет система внеурочной деятельности. Это - занятия, а также мероприятия, направленные на укрепление здоровья.

В нашей школе проводятся занятия:

- общекультурного направления – танцевальный, вокальный, театральный, изостудия, юный корреспондент;

-общекультурное – «Умелые руки», «Рукодельница»;

- спортивно-оздоровительное – «Волейбол», «Баскетбол», «Футбол»;

- духовно-нравственное - туристский.

Проанализировав существующие формы внеурочной деятельности, мы предприняли попытку разработать подходы к внедрению в нее действенных стимулов к выбору детьми здорового образа жизни, а также к практическим действиям по оздоровлению их стиля жизни. Используем несколько вариантов этих подходов:

1.Внедрение в деятельность в разных формах тем здоровья, здорового образа жизни, имеющих прямое отношение к тематике данного занятия.

2. Включение в деятельность тем образа жизни, прямо не связанных с этой деятельностью, но чрезвычайно актуальных в настоящее время, а также тем, традиционно входивших в систему гигиенического воспитания.

3. Общие акции на темы здорового образа жизни.

В работе каждого направления можно найти возможность для неформального общения и бесед в то время, когда ребята занимаются непосредственно какой-либо деятельностью. Это:

- беседы, дискуссии, споры, игры (кто знает больше, чьи знания правильнее);

- соревнования (кто лучше умеет, кто правильнее действует).

Главное, к чему нужно стремиться, - чтобы по возможности это было общение с детьми на языке их чувств; обсуждение любой темы не было отвлеченным, а обращено к практической жизни ребенка, его опыту. Покажем это на примерах работы разных направлений нашей школы.

Общекультурное направление - занятия в мастерской «Самоделкин»

В работе на таких занятиях может найтись место для разговора о престижности и красоте труда квалифицированного рабочего, о необходимости физических упражнений для любого человека, о первой помощи при травмах. Так как дети в основном работают на занятиях с деревом, это позволяет обратить их внимание на темы единства человека и природы, о том, каким оставляют лес люди после себя.

Музыкальное творчество «Сольное пение» и «Хоровое пение»

Представление о том, что музыка может влиять на здоровье человека, возникло в древности. В Ветхом Завете описана история о том, как Давид одухотворенной игрой на гуслях избавил Саула от злого духа. Вероятно, это был один из самых ранних опытов терапии музыкой. Без преувеличений можно сказать, что занятия пением, овладение приемами классического и всеми формами народного певческого искусства – это один из путей к здоровью и очень важная составляющая здорового образа жизни. На занятиях используются разные виды вокально-хоровой работы, в том числе и пение учебно-тренировочного материала, который включает много разных упражнений, направленных на развитие и укрепление певческого дыхания, обеспечение роста выносливости голосового аппарата, дикционные упражнения. Систематические занятия пением приводят к развитию более экономного дыхания, что очень благотворно воздействует не только на функции дыхательного аппарата, но и на стенки кровеносных сосудов, укрепляя их. Общеизвестно положительное воздействие пения на психоэмоциональное состояние человека, оно может способствовать релаксации, избавляя от стресса.

Театральная студия

Особенности работы театральной студии позволяют в наибольшей степени приблизиться к решению задач формирования у детей мотивации к здоровому образу жизни. Задачами являются: расширение кругозора, повышение эмоциональной культуры, культуры мышления, формирование убеждений и навыков, гражданской позиции. Решение этих задач может с успехом сочетаться с формированием мотивации к здоровому образу жизни, если деятельность этого детского объединения будет иметь тематический характер. Нужно лишь разбудить фантазию детей, их инициативу, направив их в нужное русло.

Танец

В данном детском объединении можно организовать дискуссию на тему связи движения и здоровья, о пользе и рисках физических нагрузок. Модная фигура и здоровье – еще одна возможная тема. Исходя из многостороннего положительного влияния всех составляющих танцевального искусства на здоровье (движение, правильная осанка, пластика, воздействие музыки, красота, культура поведения и общения, богатство положительных эмоциональных ощущений и т.д.), очень важно пробудить в детях интерес к продолжению занятий танцами, предложив им поделиться ощущениями, которые они испытывают, когда приходят в кружок.

Спортивно-оздоровительное направление

На всех занятиях находятся поводы для интересных и важных бесед с детьми. «Физкультура, спорт и здоровье. Что дают человеку занятия физкультурой? Физкультура и цель жизни. Физкультура и общение, друзья. Физкультура как альтернатива вредным привычкам. Модные виды спорта, физические упражнения и здоровье. Модная фигура и здоровье». Спортивная жизнь наших ребят очень насыщенная: мини-футбол, веселые старты, гимнастика, теннис, волейбол, баскетбол, легкоатлетические эстафеты, день здоровья. Ежемесячно проводятся соревнования, объединяющие все параллели, учителей и даже родителей. Сложились свои традиции: в сентябре и мае проводится детская игра «Зарница», в которой принимают участие учащиеся 1-11 классов. Основной задачей соревнования является формирование у учащихся школы сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, практических навыков и умений поведения в экстремальных ситуациях, стремление к здоровому образу жизни, совершенствование морально-психологического состояния и физического развития. Очень интересные соревнования проходят осенью в школе по «Полиатлону» (включает в себя три вида спортивных состязаний – бег, подтягивание, стрельба). Зимой проходят соревнования по «Биатлону», в которых принимают участие только мальчики (лыжные соревнования, стрельба). На территории школы установлена спортивная коробка, которая зимой превращается в каток. Дети с удовольствием катаются на коньках, играют в хоккей. Проходят дружеские матчи среди разных категорий (среди взрослых, среди детей, юношей).

В заключение можно констатировать, что деятельность любого направления предоставляет возможности для размышлений над проблемой выбора образа жизни. Надо помочь ребятам осознать, что иметь хорошее здоровье для любого человека полезно, выгодно, интересно, престижно.

Полезно не болеть, чтобы радоваться жизни во всех ее проявлениях.

Выгодно, потому что хорошее здоровье дает большие возможности в достижении жизненной цели, более высокую работоспособность, выносливость, неограниченные ресурсы для самосовершенствования и саморазвития.

Интересно, потому что нет предела для самосовершенствования и самореализации, лучше усваиваются любые знания.

Престижно, потому что нет ограничений для выбора любого дела, любой цели в жизни.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!