Использование здоровьесберегшающих технологий на уроках физической культурыи внеклассных мероприятиях с учащимися ОВЗ
Данная тема актуальна тем, что в настоящее время очевидна необходимость внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс с детьми со сложной структурой дефекта, т.к. данная патология чрезвычайно распространена и имеет тенденцию к росту. Так как среди воспитанников отмечаются множественные нарушения развития, соответственно возникает необходимость проведения комплексной коррекционной работы Только комплексное воздействие на ребенка обеспечивает успешную динамику его общего развития. Совокупность методов и приемов в коррекционной работе затрагивает формирование высших психических процессов, представлений об окружающем мире, основ личностной культуры. Коррекционная работа предполагает коррекцию личности ребенка в целом. Не случайно коррекционную педагогику называют еще лечебной.
Цель коррекционной работы – коррекция имеющихся нарушений в сочетании с развитием сенсорных и психических функций.
Выделяется несколько компонентов здоровья:
1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.
2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.
3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.
Принципы здоровьесберегающей педагогики:
- «не навреди»
- приоритет действенной заботы о здоровье учащихся(предполагает, что всё происходящее в образовательном учреждении должно оцениваться с позиции влияния на психофизиологическое состояние и здоровье учащихся);
- триединое представление о здоровье( единство физического, духовного здоровья);
- непрерывность и преемственность;
- соответствие содержания и организации обучения возрасту учащихся;
- субъект – субъектные взаимоотношения с учащимися(связь главной задачи школы с заботой о здоровье: включение вопросов здоровья и содержание программ, обеспечение здоровье сберегающего характера проведения процесса обучения);
- гармоничное развитие обучающихся, воспитывающих, развивающих задач;
- приоритет позитивного над негативным;
- ответственность за своё здоровье;
- контроль за результатом.
На уроках физической культуры и внеклассных мероприятиях можно решить проблему организации физической активности учащихся. Поддержание и укрепление физического здоровья напрямую связано с их двигательной активностью.
Пути решения проблемы:
Изменения содержания уроков физкультуры(каждый урок становится «тропинкой здоровья»)
Использование между уроками малых форм физической активности учащихся (физкультминутки, физкультпаузы идр.)
Проведение специальных занятий для детей ОВЗ.
Коррекция педагогических технологий, способствующих формированию у обучающихся гиподинамии и мышечных зажимов (взаимодействие учителей физкультуры и учителей предметников).
Предоставление школьникам возможности заниматься в спортзале и на спортивных площадках во внеурочное время.
Здоровье сберегающие технологии применяемые учителями физкультуры близки будут физкультурно – оздоровительные технологии.
Они направлены на физическое развитие учащихся. К ним относятся : закаливание, тренировка силы, выносливости, быстроты, ловкости, гибкости и другие качества.
Компенсаторно – нейтрализующие технологии. Это физкультминутки, физкультпаузы, в которые в какой-то мере нейтрализуют неблагоприятное воздействие статичности уроков.
Инфармационно – обучающие технологии. Обеспечивают учащимся уровень грамотности, необходимый для эффективной заботы о здоровье.
Основными мероприятиями здоровье сберегающей деятельности по праву считаются:
- организация физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий (разработка внеклассного спортивно-массового мероприятий
- реализация системы просветительской работы с учащимися по формированию у них культуры отношения к своему здоровью
- повышение уровня образованности в области физической культуры, и здорового образа жизни
- формирование у школьников устойчивого интереса и потребности в регулярных занятиях физической культурой и спортом и навыков здорового образа жизни
- развитие и саморазвитие личности ребенка через интегрированное и проектное обучение основам здорового образа жизни.
Для достижения цели здоровье сберегающих образовательных технологий применяются следующие группы средств:
средства двигательной направленности;
оздоровительные силы природы;
гигиенические факторы;
Уроки кроссовой подготовки, занятия по легкой атлетике и спортивным играм на свежем воздухе, используя оздоровительные силы природы, способствует реализации средств здоровье сберегающих образовательных технологий образования.
В нашей школе эффективным активным отдыхом является общешкольные праздники, Дни здоровья, конкурсы, спортивные соревнования – они проводятся ежемесячно. Ребята готовятся с большим желанием. Вся атмосфера праздничная, приподнятая, а это – хорошее настроение.
Конечно, приобщение к здоровому образу жизни – дело серьезное и необходимое. Эта ежедневная работа, растянувшаяся на годы, требует от педагога душевных сил, творческой энергии, безупречного профессионализма и, конечно же, здоровья. Но вместе с тем – это необычайно благородная и благодарная работа. Любой выбор, любой труд, который будет способствовать улучшению здоровья детей, бесценен!
Реализованные мною средства здоровьесберегающих технологий в форме классно-урочных занятий и внеклассной оздоровительной работы, где направленность целей и технологий занятий соответствует гигиеническим и экологическим требованиям, наличие моментов, направленных на сохранение и укрепление здоровья учащихся, способствуют сокращению количества ребят, отнесенных к специальной и медицинской подготовительным группам; наметилась устойчивая тенденция улучшения здоровья учащихся; повысился уровень физической подготовленности; увеличился охват детей различными формами физкультурно-оздоровительной работы; повысился уровень информированности школьников о ЗОЖ, о культуре здоровья; повысился уровень мотивации к занятиям физической культуры и спорта. Благодаря инновационным здоровье сберегающим технологиям мною удалось привлечь к занятиям и спортивным мероприятия учащихся отнесенных к социально опасной группе.
Литература и источники:
Л. Г. Андреева, З. В. Осипова, И. М. Буркова, Н. Е. Варакина, Л. А Тетушкина, Л. В. Комарова
«методическое объединение учителей физкультуры и ОБЖ»