СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование активных и интерактивных методов и приёмов организации учебной деятельности на уроках истории, обществознания, занятиях кружка "Краевед"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вспомним известные, малоизвестные актуальные приемы и методы для работы на уроках истории, обществознания

Просмотр содержимого документа
«Использование активных и интерактивных методов и приёмов организации учебной деятельности на уроках истории, обществознания, занятиях кружка "Краевед"»

Использование активных и интерактивных методов и приёмов организации учебной деятельности на уроках истории и обществознания, на занятиях кружка «Краевед»



Цель обучения ребёнка состоит в том, чтобы

сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.

Элберт Хаббарт.


Современный мир меняется стремительно быстро. Объем информации увеличивается в геометрической прогрессии. Ранее полученные школьные знания спустя какое-то время устаревают или нуждаются в коррекции. Результаты обучения в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. ФГОС ОО определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные УУД.

Именно формирование УУД обеспечивает школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.

Главная задача педагогических приёмов:

Научить учащихся мыслить, анализировать, выражать и отстаивать свою точку зрения

Самостоятельно добывать знания

Владеть исследовательскими умениями

Делать осознанный выбор

Представлять результаты своей работы

«Отсроченная отгадка»

В начале урока учитель предлагает удивительный исторический факт, ключик для понимания раскрывается в процессе работы над новой темой совместными силами учителя и учеников

«Эпиграф»

Классу предлагается осмыслить эпиграф урока и определить, как он может быть связан с неизвестной темой урока.

«Час редактора»

  • Группы получают исторический текст по изучаемому материалу, в котором пропущены некоторые слова. Необходимо вставить пропущенные слова, имена, даты…

  • Задание может быть усложнено тем, что в одном тексте присутствует перепутанная информация, связанная с разными событиями. Необходимо привести разрозненные кусочки информации в логический текст.

  • Групповая работа по устранению исторических неточностей и исправлению всех ошибок в тексте

«Архивариус»

После изучения нового материала группам ребят предлагается написать альтернативные выводы с позиций разных персонажей истории. Н-р, «Взгляд на Гражданскую войну глазами участников «белого», «Красного», «зелёного» движения, представителями творческой интеллигенции. Проверяются не только усвоенные знания. Это приём развивает образное восприятие ушедших эпох, людей, судеб, воспитывает толерантность.

«Переводчик»

Очень часто школьники учат определения, не понимая их смысла. Им можно предложить перевести с «научного» языка на доступный язык предлагаемые определения.

«Энциклопедист»

Предлагается малым группам ребят задание отобрать необходимые сведения о персоналиях, о тех или иных событиях данного периода истории для составления краткой статьи для энциклопедического словаря.

«Что в имени тебе моём?»

Многие исторические личности имели прозвища. Почему были они, что означают они, являются ли справедливыми. Почему тот или иной исторический деятель получил то или иное прозвище?

«Шкатулка»

Для актуализации субъективного опыта на уроках обществознания. Предложить заполнить шкатулку, положив в неё что-то абстрактное, качества характера, пожелания и др. Задание по теме «Конфликты»: собери в шкатулку всё необходимое для избежания или достойного выхода из конфликта. Что бы ты положил в такой ситуации для себя?

«Мудрые совы»

Анализировать текст в группе, доступно передавать информацию собеседникам, самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы.

  • Азы работы над текстом: найди в тексте основные (новые) понятия и запиши их в алфавитном порядке.

  • Что не ждали? Найди в тексте неожиданную для тебя информацию

  • А ты знаешь последние новости?

  • Главная жизненная мудрость: вырази главную мысль одной фразой

  • Поучительный вывод: что из прочитанного может быть значимым для тебя в будущем?

  • Иллюстративное изображение: твоя реакция на основную идею текста в виде рисунка, схемы, карикатуры.

«Напиши шпаргалку»

За определённое время надо качественно, быстро, кратко, точно и разборчиво записать всю важную информацию и сделать выводы на небольшом листке бумаги.

«Фраза, вошедшая в историю»

Кем, когда и в связи с чем было связано?

«Атака мыслей»

Решение учебной проблемы путем объединения творческих мыслей детей, «коллективного мозга». Применяется при опросе, изучении нового материала, при повторении и обобщении пройденного, решении проблем, составлении планов.

«Адвокат»

Учитель от имени известного историка, деятеля выступает в роли обвинителя того или иного исторического лица. Задача обучающихся представить в доказательства, смягчающие обвинения, оправдывающие те или иные деяния. Данный прием развивает навык работы с историческими документами, давать оценку деятельности того или иного исторического персонажа, формулировать и отстаивать свою позицию.

«Представление к награждению»

Представить к награждению исторического лица, защитника Родины, деятеля культуры и науки. В представлении должны содержаться весомые аргументы, доказательства заслуг перед Отечеством.


Интерактивных методов и приёмов много. Они повышают мотивацию обучения и интерес детей к учебному процессу, формируют обстановку творческого сотрудничества, воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дают ощущение творческой свободы. Их использование, конечно, - это не самоцель. Важен результат! Ведь учитель оценивает свой успех успехами своих учеников!



Источники:

Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 2010.

Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. – СПб.: Питер, 2004.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!