сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя.
Элберт Хаббарт.
Современный мир меняется стремительно быстро. Объем информации увеличивается в геометрической прогрессии. Ранее полученные школьные знания спустя какое-то время устаревают или нуждаются в коррекции. Результаты обучения в виде умения учиться становятся сегодня всё более востребованными. ФГОС ОО определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные УУД.
Именно формирование УУД обеспечивает школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию.
Научить учащихся мыслить, анализировать, выражать и отстаивать свою точку зрения | Самостоятельно добывать знания | Владеть исследовательскими умениями | Делать осознанный выбор | Представлять результаты своей работы |
«Отсроченная отгадка» В начале урока учитель предлагает удивительный исторический факт, ключик для понимания раскрывается в процессе работы над новой темой совместными силами учителя и учеников |
«Эпиграф» Классу предлагается осмыслить эпиграф урока и определить, как он может быть связан с неизвестной темой урока. |
«Час редактора» Группы получают исторический текст по изучаемому материалу, в котором пропущены некоторые слова. Необходимо вставить пропущенные слова, имена, даты… Задание может быть усложнено тем, что в одном тексте присутствует перепутанная информация, связанная с разными событиями. Необходимо привести разрозненные кусочки информации в логический текст. Групповая работа по устранению исторических неточностей и исправлению всех ошибок в тексте |
«Архивариус» После изучения нового материала группам ребят предлагается написать альтернативные выводы с позиций разных персонажей истории. Н-р, «Взгляд на Гражданскую войну глазами участников «белого», «Красного», «зелёного» движения, представителями творческой интеллигенции. Проверяются не только усвоенные знания. Это приём развивает образное восприятие ушедших эпох, людей, судеб, воспитывает толерантность. |
«Переводчик» Очень часто школьники учат определения, не понимая их смысла. Им можно предложить перевести с «научного» языка на доступный язык предлагаемые определения. |
«Энциклопедист» Предлагается малым группам ребят задание отобрать необходимые сведения о персоналиях, о тех или иных событиях данного периода истории для составления краткой статьи для энциклопедического словаря. |
«Что в имени тебе моём?» Многие исторические личности имели прозвища. Почему были они, что означают они, являются ли справедливыми. Почему тот или иной исторический деятель получил то или иное прозвище? |
«Шкатулка» Для актуализации субъективного опыта на уроках обществознания. Предложить заполнить шкатулку, положив в неё что-то абстрактное, качества характера, пожелания и др. Задание по теме «Конфликты»: собери в шкатулку всё необходимое для избежания или достойного выхода из конфликта. Что бы ты положил в такой ситуации для себя? |
«Мудрые совы» Анализировать текст в группе, доступно передавать информацию собеседникам, самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы. Азы работы над текстом: найди в тексте основные (новые) понятия и запиши их в алфавитном порядке. Что не ждали? Найди в тексте неожиданную для тебя информацию А ты знаешь последние новости? Главная жизненная мудрость: вырази главную мысль одной фразой Поучительный вывод: что из прочитанного может быть значимым для тебя в будущем? Иллюстративное изображение: твоя реакция на основную идею текста в виде рисунка, схемы, карикатуры. |
«Напиши шпаргалку» За определённое время надо качественно, быстро, кратко, точно и разборчиво записать всю важную информацию и сделать выводы на небольшом листке бумаги. |
«Фраза, вошедшая в историю» Кем, когда и в связи с чем было связано? |
«Атака мыслей» Решение учебной проблемы путем объединения творческих мыслей детей, «коллективного мозга». Применяется при опросе, изучении нового материала, при повторении и обобщении пройденного, решении проблем, составлении планов. |
«Адвокат» Учитель от имени известного историка, деятеля выступает в роли обвинителя того или иного исторического лица. Задача обучающихся представить в доказательства, смягчающие обвинения, оправдывающие те или иные деяния. Данный прием развивает навык работы с историческими документами, давать оценку деятельности того или иного исторического персонажа, формулировать и отстаивать свою позицию. |
«Представление к награждению» Представить к награждению исторического лица, защитника Родины, деятеля культуры и науки. В представлении должны содержаться весомые аргументы, доказательства заслуг перед Отечеством. |
Интерактивных методов и приёмов много. Они повышают мотивацию обучения и интерес детей к учебному процессу, формируют обстановку творческого сотрудничества, воспитывают в детях чувство собственного достоинства, дают ощущение творческой свободы. Их использование, конечно, - это не самоцель. Важен результат! Ведь учитель оценивает свой успех успехами своих учеников!
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 2010.
Хуторской А.В. Практикум по дидактике и современным методикам обучения. – СПб.: Питер, 2004.