Использование активных методов и приёмов обучения в курсе ОРКСЭ в рамках духовно-нравственного воспитания.
Презентацию подготовила:
учитель МБОУ ЧСОШ № 2
Протопопова Ирина Борисовна
В своём трактате «Наставление нравов» чешский педагог Я.А. Коменский цитировал древнеримского философа Сенеку, который писал: «Научись сперва добрым нравам, а затем мудрости. Ибо без первой трудно научиться последней».
Активные методы обучения:
- Практическая направленность;
- Игровое действо;
- Творческий характер обучения;
- Интерактивность;
- Разнообразные коммуникации;
- Диалог и полилог;
- Знания и опыт обучающихся;
- Групповая форма учебной деятельности;
- Деятельностный подход к обучению;
- Рефлексия.
Активные методы обучения (АМО) должны вызывать у обучающихся стремление самостоятельно разобраться в сложных вопросах и на основе анализа имеющихся факторов и событий выработать оптимальное решение по исследуемой проблеме для реализации его в практической деятельности.
Активные формы занятий – это такие формы организации учебно-воспитательного процесса, которые способствуют разнообразному (индивидуальному, групповому, коллективному) изучению учебных вопросов, активному взаимодействию обучающихся и учителя, живому обмену мнениями между ними, нацеленному на выработку правильного понимания содержания изучаемой темы и способов ее практического использования.
Активные методы обеспечивают решение следующих образовательных задач в разных аспектах:
- формирование положительной учебной мотивации;
- повышение познавательной активности учащихся;
- активное вовлечение обучающихся в образовательный процесс;
- стимулирование самостоятельной деятельности;
- развитие познавательных процессов - речи, памяти, мышления;
- эффективное усвоение большого объема учебной информации;
- развитие творческих способностей и нестандартности мышления;
- развитие коммуникативно-эмоциональной сферы личности
- обучающегося;
- раскрытие личностно-индивидуальных возможностей каждого
учащегося и определение условий для их проявления и развития;
- развитие навыков самостоятельного умственного труда;
- развитие универсальных навыков .
К активным методам обучения относят:
- дидактические и ролевые игры;
- анализ конкретных ситуаций;
- решение проблемных задач;
- обучение по алгоритму;
- исследовательский метод;
- учебная дискуссия;
- метод проектов.
Особенности активных методов обучения:
- групповая форма организации работы участников учебного процесса;
- использование деятельностного подхода к обучению;
- практическая направленность деятельности участников учебного
процесса;
- игровой и творческий характер обучения;
- использование знаний и опыта обучающихся;
- рефлексия процесса обучения его участниками.
На каждом этапе организации учебной деятельности можно применять различные методы.
Активные методы при орг. моменте.
Например: метод «Рецепт добра»
- Я хочу предложить свой рецепт добра: 1 объятие, 2 рукопожатия, 3 хорошие мысли, и очаровательная улыбка для всех.
Активные методы при проверке домашнего задания .
Например: Игра «Домино» (работа со словарями понятий и терминов)
(состоит из карточек, каждая карточка разделена чертой на две части – на
одной записано понятие, на другой – определение к другому понятию. Нужно за 3 минуты
собрать карточки так, чтобы термин соответствовал его значению)
Активные методы на этапе постановки целей и задач урока.
У каждого свои представления о семье. Какие ассоциации с этим словом возникают у вас? (можно использовать много ассоциаций и их записать, можно взять одну и нарисовать, можно поговорить устно.)
- Если семья – это постройка, то какая..
- Если семья – это цвет, то какой…
- Если семья – это музыка, то какая…
- Если семья – это геометрическая фигура, то какая…
- Если семья – это название фильма, то какое…
- Если семья – это настроение, то какое…
Активные методы при изучении нового материала.
Наиболее активно использую следующие способы работы с притчей: • Обсуждение основной идеи и смысла истории; • Притча без окончания – обсуждение, чем она могла бы закончиться; • Сформулировать вопросы или ответить на поставленные вопросы; • Найти или предположить (вставить) пропущенные слова; • Сравнение нескольких притч;
Притча «Два волка»
Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает? Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Беседа по притче :
- Кто главные герои притчи?
- C чем сравнивает старик внутренний мир человека?
- Что представляет собой каждый волк?
- Как вы понимаете ответ Старика на вопрос Внука?
- В чём нравственный урок притчи?
Активные методы релаксации .
Например: игры на внимание (с использованием терминов и понятий курса ОРКСЭ)
- Я буду называть термины. Если вы услышите слово, которое
принадлежит христианству – хлопок, другим религиозным конфессиям – тишина.
- Термины: Церковь, икона, Будда, Коран, Мечеть, Библия, Трипитака,
- Христос, ступы, семисвечник, пагода, Пасха, колокольный звон.
02/10/2022
Активные методы при закреплении пройденного материала.
Например: метод «Синквейн»
Тема «Христианская семья»
Семья
Христианская, большая, крепкая
Живёт, растет, радуется
Моя семья – моё начало.
Крепость
Активные методы на этапе подведения итогов урока.
Например: игра «Интервью»
-А сейчас я хочу взять у вас интервью. (Используется микрофон)
1. Что Вам сегодня понравилось на занятии?
2. Чему Вас научило занятие?
3. Что Вас удивило на занятии?
4. Что Вы открыли в себе новое?
Спасибо за внимание!