Козлова Елена Николаевна
учитель русского языка и литературы
ЧОУ «СШ №23 «Менеджер», г.Альметьевск,РТ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Одно из требований времени- успешная реализация ФГОС, цель которого заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства. Образование стало личностно-ориентированным, обеспечивающим развитие, прежде всего, тех качеств личности, которые помогут школьнику занять в жизни активную, ответственную позицию. Оно должно заложить в ребёнке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие необходимые для становления самобытного личного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, обществом.
Стратегическая задача школьного образования – формирование у школьников ключевых предметных компетенций – невозможна без опоры на понятийную основу курса, так как обучение , например, русскому языку состоит не только в развитии и совершенствовании уже сложившейся речевой практики, но и в осмыслении учащимися своего речевого опыта при помощи соответствующих понятий. Среди компетенций у учащихся необходимо выделить один из компонентов коммуникации -лингвистическую . Она обеспечивает познавательную культуру личности, развитие логического мышления, памяти, воображения, овладение навыками самоанализа, самооценки. Лингвистическая компетенция предполагает наличие знаний о системе языка на всех языковых уровнях: фонемном, морфемном, лексическом, синтаксическом, стилистическом. Для овладения языком нужны осознанные знания, опосредованные в лингвистических понятиях. Поэтому особое внимание должно уделяться изучению тем теоретико-практической направленности. Эта задача не будет достигнута без развития интереса к обучению и предмету в частности. Именно он является движущим фактором, стимулирующим творческую активность, познавательные интересы учащихся.
Здесь неоценимую роль играют активные методы обучения – это методы обучения, при которых деятельность учащихся носит творческий, продуктивный и поисковый характер. Использование активных методов обучения способствует тому, что меняется роль учащихся: из послушных механически «запоминающих устройств» они превращаются в активных участников учебного процесса. Это обучение деятельностью. Отличительной особенностью активных методов обучения от традиционных является то, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.
«Внутренне содержание» методов, которые отвечают на вопрос «Чему и как научиться?», диктует органичное включение новых технологий в систему школьного языкового образования дает возможность личностного роста учащихся, т. е. это один из способов превратить учение в личностно-ориентированное.
В этом смысле технология – это система алгоритмов, способов и средств, комплексное применение которых ведет к заранее намеченным результатам деятельности, гарантирует получение продукта заданного количества и качества. Наиболее продуктивными здесь являются здоровьесберегающие, развивающего обучения (ТРО), уровневой дифференциации обучения, информационно-коммуникативные, исследовательской и проектной деятельности, перспективно-опережающего обучения, игровая, модульная.
Одной из составных частей любого метода является прием .Это ещё не метод, а его составная часть, однако практическая реализация метода достигается именно с помощью приёмов. Так, в методе работы с книгой можно выделить следующие приёмы: 1) чтение вслух; 2) составление плана текста; 3) заполнение таблицы по прочитанному материалу; 4) составление логической схемы прочитанного; 5) конспектирование; 6) подбор цитат. Один и тот же метод в различных ситуациях может осуществляться с помощью разных приёмов. Например, работа с книгой в одном случае может включать чтение вслух и составление плана текста, в другом случае – составление логической схемы и подбор цитат, в третьем случае – конспектирование. Один и тот же приём может входить в разные методы. Так, составление логической схемы может являться частью объяснительно-иллюстративного метода (например, учитель, объясняя новый материал, чертит схему на доске), а может применяться и как часть исследовательского метода (например, ученики составляют схему, отражающую самостоятельно изучаемый ими материала).
Перечислять их нет смысла. Главная задача учителя-выбрать наиболее оптимальные для реализации формирования лингвистической компетенции.
Таким образом, можно сделать вывод, что в арсенале современного учителя огромное количество способов достижения поставленных целей и задач. Главное уметь ими грамотно пользоваться.
Список литературы:
1. Львов М.Р. Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 248с.
2. Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. Пособие для учителей. М.: "Просвещение", 1975. - 176с.
3. Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя / Н.Е. Богусловская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова и др.; Под ред. Т.А. Ладыженской. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: "Просвещение", 1991. - 240с
4. https://spravochnick.ru/pedagogika/teoriya_obucheniya/aktivnye_metody_obucheniya/
5. https://spravochnick.ru/pedagogika/teoriya_obucheniya/aktivnye_metody_obucheniya/
6. http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met110/node3.html