СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование активных методов обучения на уроках русского языка как средство формирования лингвистической компетенции обучающихся.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья об использовании активных методов обучения на уроках русского языка как средстве формирования лингвистической компетенции обучающихся.

Просмотр содержимого документа
«Использование активных методов обучения на уроках русского языка как средство формирования лингвистической компетенции обучающихся.»

Козлова Елена Николаевна

учитель русского языка и литературы

ЧОУ «СШ №23 «Менеджер», г.Альметьевск,РТ


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ



Одно из требований времени- успешная реализация ФГОС, цель которого заключается в создании условий, позволяющих решить стратегическую задачу Российского образования – повышение качества образования, достижение новых образовательных результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и государства. Образование стало личностно-ориентированным, обеспечивающим развитие, прежде всего, тех качеств личности, которые помогут школьнику занять в жизни активную, ответственную позицию. Оно должно заложить в ребёнке механизмы самореализации, саморазвития, адаптации, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания и другие необходимые для становления самобытного личного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, обществом.

Стратегическая задача школьного образования – формирование у школьников ключевых предметных компетенций – невозможна без опоры на понятийную основу курса, так как обучение , например, русскому языку состоит не только в развитии и совершенствовании уже сложившейся речевой практики, но и в осмыслении учащимися своего речевого опыта при помощи соответствующих понятий. Среди компетенций у учащихся необходимо выделить один из компонентов коммуникации -лингвистическую . Она обеспечивает познавательную культуру личности, развитие логического мышления, памяти, воображения, овладение навыками самоанализа, самооценки. Лингвистическая компетенция предполагает наличие знаний о системе языка на всех языковых уровнях: фонемном, морфемном, лексическом, синтаксическом, стилистическом. Для овладения языком нужны осознанные знания, опосредованные в лингвистических понятиях. Поэтому особое внимание должно уделяться изучению тем теоретико-практической направленности. Эта задача не будет достигнута без развития интереса к обучению и предмету в частности. Именно он является движущим фактором, стимулирующим творческую активность, познавательные интересы учащихся.

Здесь неоценимую роль играют активные методы обучения – это методы обучения, при которых деятельность учащихся носит творческий, продуктивный и поисковый характер. Использование активных методов обучения способствует тому, что меняется роль учащихся: из послушных механически «запоминающих устройств» они превращаются в активных участников учебного процесса. Это обучение деятельностью. Отличительной особенностью активных методов обучения от традиционных является то, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

«Внутренне содержание» методов, которые отвечают на вопрос «Чему и как научиться?», диктует органичное включение новых технологий в систему школьного языкового образования дает возможность личностного роста учащихся, т. е. это один из способов превратить учение в личностно-ориентированное.

В этом смысле технология – это система алгоритмов, способов и средств, комплексное применение которых ведет к заранее намеченным результатам деятельности, гарантирует получение продукта заданного количества и качества. Наиболее продуктивными здесь являются здоровьесберегающие, развивающего обучения (ТРО), уровневой дифференциации обучения, информационно-коммуникативные, исследовательской и проектной деятельности, перспективно-опережающего обучения, игровая, модульная.

Одной из составных частей любого метода является прием .Это ещё не метод, а его составная часть, однако практическая реализация метода достигается именно с помощью приёмов. Так, в методе работы с книгой можно выделить следующие приёмы: 1) чтение вслух; 2) составление плана текста; 3) заполнение таблицы по прочитанному материалу; 4) составление логической схемы прочитанного; 5) конспектирование; 6) подбор цитат. Один и тот же метод в различных ситуациях может осуществляться с помощью разных приёмов. Например, работа с книгой в одном случае может включать чтение вслух и составление плана текста, в другом случае – составление логической схемы и подбор цитат, в третьем случае – конспектирование. Один и тот же приём может входить в разные методы. Так, составление логической схемы может являться частью объяснительно-иллюстративного метода (например, учитель, объясняя новый материал, чертит схему на доске), а может применяться и как часть исследовательского метода (например, ученики составляют схему, отражающую самостоятельно изучаемый ими материала).

Перечислять их нет смысла. Главная задача учителя-выбрать наиболее оптимальные для реализации формирования лингвистической компетенции. 

Таким образом, можно сделать вывод, что в арсенале современного учителя огромное количество способов достижения поставленных целей и задач. Главное уметь ими грамотно пользоваться.

Список литературы:

1.  Львов М.Р. Основы теории речи: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 248с.

2.  Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. Пособие для учителей. М.: "Просвещение", 1975. - 176с.

3.  Методика развития речи на уроках русского языка: Кн. для учителя / Н.Е. Богусловская, В.И. Капинос, А.Ю. Купалова и др.; Под ред. Т.А. Ладыженской. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: "Просвещение", 1991. - 240с

4. https://spravochnick.ru/pedagogika/teoriya_obucheniya/aktivnye_metody_obucheniya/

5. https://spravochnick.ru/pedagogika/teoriya_obucheniya/aktivnye_metody_obucheniya/

6. http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met110/node3.html
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!