Одинцова Анастасия Владимировна. Учитель-логопед ГБОУ СО «Школа-интернат АОП № 1 г. Саратова», тел. 89271509771
Звук – это плацдарм нашего искусства. Звуком рисуешь видимое слово, звуком чувствуешь, страдаешь, восхищаешься и звуком же рассказываешь о месте действия, о мире, природе, небе, морях и реках. И, конечно же, о людях. Вл. Яхонтов [Савкова 2008: ]
Развитие руки и речи у людей идет параллельно. Благодаря движениям, ребенок уже с самого раннего возраста, начинает познавать окружающий мир.
Речь, движения, коррекция, комплекс « Тимокко», развитие.
Использование аппаратно-программного комплекса Тимокко на логопедических занятиях
Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборонительное и другие движения руки лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь. Влияние руки на развитие мозга человека было известно еще во втором веке до нашей эры в Китае. Китайские специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии, развивают психику и речь. Для формирования двигательных навыков пальцев и кистей рук в Китае применяются специальные упражнения с грецкими орехами. По мнению известного философа Канта: «Рука – это выдвинувшийся вперед человеческий мозг». Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка. Отсюда появились известные нам «Ладушки», «Сорока-Ворона» и т. д. На современном этапе развития дошкольного и школьного образования большое внимание уделяется эффективной организации условий образовательной деятельности и созданию развивающей и здоровьесберегающей среды.
С каждым годом детей с нарушением речи становится больше, а сама речевая патология становится сложнее. Помимо основного речевого дефекта, у детей наблюдаются сопутствующие нарушения здоровья:
замедленный темп (незрелость) психо -физического развития и быстрая истощаемость всех психических процессов;
ограниченность силы и работоспособности скелетной мускулатуры, нарушение осанки, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости;
нарушение памяти, внимания, восприятия;
слабость познавательных способностей и интересов;
несформированность творческой продуктивности;
низкий уровень мотивации, которая имеет большое значение в формировании речи и коррекционно-оздоровительной деятельности.
Приоритетными направлениями в нашей деятельности является коррекционно–развивающее обучение и воспитание детей с нарушениями речи, а также укрепление здоровья, приобщение детей к ценностям здорового образа жизни.
Главным аспектом коррекционно-логопедической работы является создание атмосферы, направленной:
- на коррекцию и развитие речи, мышления, внимания, общей и мелкой моторики и личности в целом;
- на предупреждение и коррекцию состояния физического и психического здоровья.
Основными средствами коррекции и развития выступают логопедические индивидуальные занятия, в которых используется большое количество корригирующих упражнений (артикуляционная и дыхательная гимнастика, кинезиологические упражнения, самомассаж, логоритмика). [Кузнецова 2004: 49]
Одной из самых сложных задач коррекционной работы является формирование у детей желания как участвовать в коррекционных занятиях, так и непосредственно заниматься коррекционно-логопедической деятельностью. Коррекция - это монотонные, однообразные, длительные тренировки, тяжёлая, требующая напряжённого внимания и значительных усилий работа, которая не всегда получается сразу. Большую часть коррекционного времени дети проводят, сидя за столами. Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Ребёнок в коррекционном процессе пассивен как на этапе познания, так на этапе закрепления и введения новых навыков в жизнь. Как доказала практика, этот процесс будет эффективным только при введении в коррекционное пространство инновационных технологий.
Одной из таких технологий является совершенно новый, уникальный развивающе - коррекционный комплекс с видеобиоуправлением «Тимокко», на основе запатентованной технологии отслеживания движений тела и жестов на стандартном ПК. Комплекс предназначен для работы с детьми в наиболее широком возрастном диапазоне. Он прекрасно подходит и для развивающих занятий с детьми среднего дошкольного возраста, и для младших школьников. Игры, включенные в комплекс, предоставляют широкие возможности тренировки наиболее точных двигательных навыков, высокого уровня координации движений.
Данный комплекс может эффективно применяться с целью развития двигательной активности и когнитивных функций у детей со склонностью к гиперактивности, при недостатках функции внимания, при ДЦП для развития направленных мануальных действий, в реабилитационной работе при постравматических нарушениях движения и координации. Целью нашего использования методики Тимокко на коррекционно-логопедических занятиях стало: комплексное развитие двигательной активности и когнитивных функций у старших дошкольников с особыми потребностями. А также было выделено несколько задач:
обучить концентрации внимания и сохранению сосредоточенности.
повысить скорость реакции, улучшить память.
развивать способности распределять внимание, игнорировать отвлечения во время игры.
развить двустороннею координации при использовании обеих рук одновременно.
обучить контролю над движениями, тренировка точности движений.
развивать абстрактного мышления и тренировать навык на уровне действия-противодействия.
укреплять и стимулировать мышцы плечевого пояса и рук.
тренировка на увеличение диапазона движений.
освоение новых движений и моделей взаимодействия.
обучение направленной деятельности и пониманию положения тела в пространстве.
Работая с играми из комплекса Тимокко, дети развивают двигательные и речевые навыки в игровой среде, где игры не носят соревновательный характер, что обеспечивает безопасное игровое пространство. Играя в игры, включенные в методику, дети, не замечают интенсивной тренировочной работы, которую они совершают в отношении двусторонней координации, координации глаз-рука, поддержанию правильной осанки, тренировки внимания и многого другого.
С очень высокой точностью, с помощью простой веб-камеры и двух ярких шариков-перчаток программное обеспечение комплексов предоставляет широчайшие возможности для проведения развивающих занятий со здоровыми детьми и коррекционных занятий и тренировок для детей с нарушениями в развитии.
Категория участников. Назначение комплекса при работе со здоровыми детьми от 3-х до 8 лет.
Ограничения и показания к участию в данной программе: ограничений нет.
Режим работы и время проведения занятий: проводятся два-три раза в неделю на индивидуальных логопедических занятиях.
Ожидаемые результаты:
Повышение концентрации внимания и сохранению сосредоточенности при выполнении действий до игры, во время и после неё.
Развитие речедвигательных навыков.
Повышение скорости реакции.
Улучшение памяти и понимания последовательности зрительных и слуховых стимулов.
Улучшение координации рук и глаз.
Подготовка к школе, преодоление трудностей в обучении.
Развитие внимания и навыка сосредоточения.
Тренировка памяти и скорости реакции.
Тренировка навыка контроля движения и точности движения рук.
Профилактика нарушений осанки.
В развивающе-коррекционные комплексы с видеобиоуправлением «Тимокко» входит:
Программное обеспечение, предназначенное для реализации технологии отслеживания движений тела и жестов на стандартном ПК, для обработки получаемых данных, для формирования сигналов обратной связи и реализации тренировочных игр;
Веб-камера;
Цветные шарики-перчатки;
Руководство пользователя, содержащее подробное описание порядка работы с Программным Обеспечением, настройку видеоконтроллера, практические рекомендации для проведения тренировочной, коррекционной и реабилитационной работы.
ИГРА «МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ»
Моторные навыки: укрепление плечевого пояса, двухсторонняя координация и равновесие.
Когнитивные навыки: концентрация и внимание.
Длинная многоуровневая игра для продолжительной тренеровки
1.Руки по отдельности (зрительно-моторная координация).
2.Скоординированные движения (двухсторонняя координация).
ИГРА «ПАДАЮЩИЕ ФРУКТЫ»
Моторные навыки: скручивание средней части корпуса, укрепление плечевого пояса, управлением движением (точность движений).
Когнитивные навыки: категоризация, концентрация и внимание, скорость реакций (на сложных уровнях).
ИГРА «ВОЗДУШНЫЕ ШАРИКИ»
Моторные навыки: мышечный тонус и осанка (развивает навык статичного положения рук ),укрепление плечевого пояса.
Когнитивные навыки: введение в числа, восприятие количества, концентрация и внимание.
ИГРА «ПОВАР БАРАБАНЩИК»
Моторные навыки: управление движением (точность движений),скручивание средней части корпуса.
Когнитивные навыки: согласованность, зрительная и слуховая память, концентрация и внимание.
ИГРА «ФОТОАЛЬБОМ»
Моторные навыки: скорость реагирования, укрепление плечевого пояса, двухсторонняя координация.
В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Внедрение инновационных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе.
Коррекционно-логопедическая работа с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать информационные технологии в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.
На наш взгляд комплекс с видеобиоуправлением «Тимокко», является неотъемлемой частью коррекционного процесса. За семь месяцев работы на данном комплексе было проведено около 200 занятий. Тимокко использовалось, и как один из этапов логопедического занятия, и как отдельное коррекционное занятие. Проанализировав результаты можно с уверенностью сказать, что у детей за это время:
улучшилась координация рук и глаз;
повысилась скорость реакции;
развивается тактильное восприятие и происходит стимуляция умственной деятельности (шарики-перчатки набиты маленькими шариками);
улучшилась координация движений, появилась точность в движении;
двухсторонняя координация у детей повысилась.
Дети стали более сосредоточеннее , повысилась активность на занятиях, они стали собраннее и в тоже время раскованнее, улучшилась концентрация внимания. Дети научились расслабляться. Расслаблению и успокоению безусловно помогает спокойная эмоциональная обстановка в кабинете. Дети доверяют педагогу, а это залог успеха нашей работы!
Список литературы:
Савкова З. В. Искусство оратора-С.-Пт., 2008.150 с.
Воробьева Т.М., Колядко С.П. Мозговая система позитивного эмоционального подкрепления в механизмах биоадаптивного управления //Биоуправлени – 3: Теория и практика. – Новосибирск, 1998. – С. 29-39.
[Электронный ресурс]: - Режим доступа : www.amaltea-spb.com
Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет-М. 2004.200 с.