СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование аппаратно-программного комплекса Тимокко на логопедических занятиях

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие руки и речи у людей идет параллельно.

Просмотр содержимого документа
«Использование аппаратно-программного комплекса Тимокко на логопедических занятиях»




Одинцова Анастасия Владимировна. Учитель-логопед ГБОУ СО «Школа-интернат АОП № 1 г. Саратова», тел. 89271509771





Звук – это плацдарм нашего искусства. Звуком рисуешь видимое слово, звуком чувствуешь, страдаешь, восхищаешься и звуком же рассказываешь о месте действия, о мире, природе, небе, морях и реках. И, конечно же, о людях. Вл. Яхонтов [Савкова 2008: ]

Развитие руки и речи у людей идет параллельно. Благодаря движениям, ребенок уже с самого раннего возраста, начинает познавать окружающий мир.

Речь, движения, коррекция, комплекс « Тимокко», развитие.

Использование аппаратно-программного комплекса Тимокко на логопедических занятиях

Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью. Первой формой общения первобытных людей были жесты. Особенно велика была роль руки. Указывающее, очерчивающее, оборонительное и другие движения руки лежали в основе того первичного языка, с помощью которого люди изъяснялись. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь. Влияние руки на развитие мозга человека было известно еще во втором веке до нашей эры в Китае. Китайские специалисты утверждали, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии, развивают психику и речь. Для формирования двигательных навыков пальцев и кистей рук в Китае применяются специальные упражнения с грецкими орехами. По мнению известного философа Канта: «Рука – это выдвинувшийся вперед человеческий мозг». Талантливые люди из народа бессознательно понимали это. Играя с маленькими, еще не говорящими детьми, сопровождали слова песни, игры движениями пальцев ребенка. Отсюда появились известные нам «Ладушки», «Сорока-Ворона» и т. д. На современном этапе развития дошкольного и школьного образования большое внимание уделяется эффективной организации условий образовательной деятельности и созданию развивающей и здоровьесберегающей среды.

С каждым годом детей с нарушением речи становится больше, а сама речевая патология становится сложнее. Помимо основного речевого дефекта, у детей наблюдаются сопутствующие нарушения здоровья:

  • замедленный темп (незрелость) психо -физического развития и быстрая истощаемость всех психических процессов;

  • ограниченность силы и работоспособности скелетной мускулатуры, нарушение осанки, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости;

  • нарушение памяти, внимания, восприятия;

  • слабость познавательных способностей и интересов;

  • несформированность творческой продуктивности;

  • низкий уровень мотивации, которая имеет большое значение в формировании речи и коррекционно-оздоровительной деятельности.

Приоритетными направлениями в нашей деятельности является коррекционно–развивающее обучение и воспитание детей с нарушениями речи, а также укрепление здоровья, приобщение детей к ценностям здорового образа жизни.

Главным аспектом коррекционно-логопедической работы является создание атмосферы, направленной:

- на коррекцию и развитие речи, мышления, внимания, общей и мелкой моторики и личности в целом;

- на предупреждение и коррекцию состояния физического и психического здоровья.

Основными средствами коррекции и развития выступают логопедические индивидуальные занятия, в которых используется большое количество корригирующих упражнений (артикуляционная и дыхательная гимнастика, кинезиологические упражнения, самомассаж, логоритмика). [Кузнецова 2004: 49]

Одной из самых сложных задач коррекционной работы является формирование у детей желания как участвовать в коррекционных занятиях, так и непосредственно заниматься коррекционно-логопедической деятельностью. Коррекция - это монотонные, однообразные, длительные тренировки, тяжёлая, требующая напряжённого внимания и значительных усилий работа, которая не всегда получается сразу. Большую часть коррекционного времени дети проводят, сидя за столами. Это увеличивает статическую нагрузку на определенные группы мышц и вызывает их утомление. Ребёнок в коррекционном процессе пассивен как на этапе познания, так на этапе закрепления и введения новых навыков в жизнь. Как доказала практика, этот процесс будет эффективным только при введении в коррекционное пространство инновационных технологий.

Одной из таких технологий является совершенно новый, уникальный развивающе - коррекционный комплекс с видеобиоуправлением «Тимокко», на основе запатентованной технологии отслеживания движений тела и жестов на стандартном ПК. Комплекс предназначен для работы с детьми в наиболее широком возрастном диапазоне. Он прекрасно подходит и для развивающих занятий с детьми среднего дошкольного возраста, и для младших школьников. Игры, включенные в комплекс, предоставляют широкие возможности тренировки наиболее точных двигательных навыков, высокого уровня координации движений.

Данный комплекс может эффективно применяться с целью развития двигательной активности и когнитивных функций у детей со склонностью к гиперактивности, при недостатках функции внимания, при ДЦП для развития направленных мануальных действий, в реабилитационной работе при постравматических нарушениях движения и координации. Целью нашего использования методики Тимокко на коррекционно-логопедических занятиях стало: комплексное развитие двигательной активности и когнитивных функций у старших дошкольников с особыми потребностями. А также было выделено несколько задач:

  • обучить концентрации внимания и сохранению сосредоточенности.

  • повысить скорость реакции, улучшить память.

  • развивать способности распределять внимание, игнорировать отвлечения во время игры.

  • развить двустороннею координации при использовании обеих рук одновременно.

  • обучить контролю над движениями, тренировка точности движений.

  • развивать абстрактного мышления и тренировать навык на уровне действия-противодействия.

  • укреплять и стимулировать мышцы плечевого пояса и рук.

  • тренировка на увеличение диапазона движений.

  • освоение новых движений и моделей взаимодействия.

  • обучение направленной деятельности и пониманию положения тела в пространстве.

Работая с играми из комплекса Тимокко, дети развивают двигательные и речевые навыки в игровой среде, где игры не носят соревновательный характер, что обеспечивает безопасное игровое пространство. Играя в игры, включенные в методику, дети, не замечают интенсивной тренировочной работы, которую они совершают в отношении двусторонней координации, координации глаз-рука, поддержанию правильной осанки, тренировки внимания и многого другого.

С очень высокой точностью, с помощью простой веб-камеры и двух ярких шариков-перчаток программное обеспечение комплексов предоставляет широчайшие возможности для проведения развивающих занятий со здоровыми детьми и коррекционных занятий и тренировок для детей с нарушениями в развитии.

Категория участников. Назначение комплекса при работе со здоровыми детьми от 3-х до 8 лет.

Ограничения и показания к участию в данной программе: ограничений нет.

Режим работы и время проведения занятий: проводятся два-три раза в неделю на индивидуальных логопедических занятиях.

Ожидаемые результаты:

  1. Повышение концентрации внимания и сохранению сосредоточенности при выполнении действий до игры, во время и после неё.

Развитие речедвигательных навыков.

  1. Повышение скорости реакции.

  2. Улучшение памяти и понимания последовательности зрительных и слуховых стимулов.

  3. Улучшение координации рук и глаз.

  4. Подготовка к школе, преодоление трудностей в обучении.

  5. Развитие внимания и навыка сосредоточения.

  6. Тренировка памяти и скорости реакции.

  7. Тренировка навыка контроля движения и точности движения рук.

  8. Профилактика нарушений осанки.

В развивающе-коррекционные комплексы с видеобиоуправлением «Тимокко» входит:

Программное обеспечение, предназначенное для реализации технологии отслеживания движений тела и жестов на стандартном ПК, для обработки получаемых данных, для формирования сигналов обратной связи и реализации тренировочных игр;

Веб-камера;

Цветные шарики-перчатки;

Руководство пользователя, содержащее подробное описание порядка работы с Программным Обеспечением, настройку видеоконтроллера, практические рекомендации для проведения тренировочной, коррекционной и реабилитационной работы.

ИГРА «МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ»

Моторные навыки: укрепление плечевого пояса, двухсторонняя координация и равновесие.

Когнитивные навыки: концентрация и внимание.

Длинная многоуровневая игра для продолжительной тренеровки

1.Руки по отдельности (зрительно-моторная координация).

2.Скоординированные движения (двухсторонняя координация).

ИГРА «ПАДАЮЩИЕ ФРУКТЫ»

Моторные навыки: скручивание средней части корпуса, укрепление плечевого пояса, управлением движением (точность движений).

Когнитивные навыки: категоризация, концентрация и внимание, скорость реакций (на сложных уровнях).

ИГРА «ВОЗДУШНЫЕ ШАРИКИ»

Моторные навыки: мышечный тонус и осанка (развивает навык статичного положения рук ),укрепление плечевого пояса.

Когнитивные навыки: введение в числа, восприятие количества, концентрация и внимание.

ИГРА «ПОВАР БАРАБАНЩИК»

Моторные навыки: управление движением (точность движений),скручивание средней части корпуса.

Когнитивные навыки: согласованность, зрительная и слуховая память, концентрация и внимание.

ИГРА «ФОТОАЛЬБОМ»

Моторные навыки: скорость реагирования, укрепление плечевого пояса, двухсторонняя координация.

В последние годы отмечается увеличение числа детей с нарушениями речи и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути обучения данной категории детей. Известно, что использование в коррекционной работе разнообразных нетрадиционных методов и приемов предотвращает утомление детей, поддерживает у детей с различной речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом. Внедрение инновационных технологий сегодня является новой ступенью в образовательном процессе.

Коррекционно-логопедическая работа с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии, предполагает использование специализированных или адаптированных компьютерных программ (главным образом обучающих, диагностических и развивающих). Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать информационные технологии в систему обучения каждого ребенка, создавая большую мотивацию и психологический комфорт, а также предоставляя воспитаннику свободу выбора форм и средств деятельности.

На наш взгляд комплекс с видеобиоуправлением «Тимокко», является неотъемлемой частью коррекционного процесса. За семь месяцев работы на данном комплексе было проведено около 200 занятий. Тимокко использовалось, и как один из этапов логопедического занятия, и как отдельное коррекционное занятие. Проанализировав результаты можно с уверенностью сказать, что у детей за это время:

улучшилась координация рук и глаз;

повысилась скорость реакции;

развивается тактильное восприятие и происходит стимуляция умственной деятельности (шарики-перчатки набиты маленькими шариками);

улучшилась координация движений, появилась точность в движении;

двухсторонняя координация у детей повысилась.

Дети стали более сосредоточеннее , повысилась активность на занятиях, они стали собраннее и в тоже время раскованнее, улучшилась концентрация внимания. Дети научились расслабляться. Расслаблению и успокоению безусловно помогает спокойная эмоциональная обстановка в кабинете. Дети доверяют педагогу, а это залог успеха нашей работы!

Список литературы:

Савкова З. В. Искусство оратора-С.-Пт., 2008.150 с.



Воробьева Т.М., Колядко С.П. Мозговая система позитивного эмоционального подкрепления в механизмах биоадаптивного управления //Биоуправлени – 3: Теория и практика. – Новосибирск, 1998. – С. 29-39.



[Электронный ресурс]: - Режим доступа : www.amaltea-spb.com

Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Развитие и коррекция речи детей 5-6 лет-М. 2004.200 с.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!