СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование дидактических игр в образовательном и воспитательном процессе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование дидактических игр в образовательном и воспитательном процессе»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №14 «Алёнушка»

Использование дидактических игр в образовательном и воспитательном процессе






Воспитатель мл.группы

Логвинова Т.А.








п. Новокадамово

2021



Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.
      Дидактические игры способствуют:
- развитию познавательных и умственных способностей: получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению  высказывать свои суждения, делать умозаключения;
- развитию речи детей: пополнению и активизации словаря;
- социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости,  учится сочувствовать и т.д.
      Структуру дидактической игры образуют основные и дополнительные компоненты. К основным компонентам относятся: дидактическая задача, игровые действия, игровые правила, результат и дидактический материал. К дополнительным компонентам: сюжет и роль.

Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребенка входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника.                        

Виды дидактических игр: 

1.Игры с предметами (игрушками).

2.Настольно-печатные игры.

3.Словесные игры.  

Дидактические игры – различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, роли воспитателя.

      Игры с предметами - основаны на непосредственном восприятии детей , соответствуют стремлению ребенка действовать с предметами и таким образом знакомиться с ними. В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов, величиной, цветом. При ознакомлении детей с природой в подобных играх  использую природный  материал (семена растений, листья, камушки,  разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. – что вызывает у детей живой  интерес и активное желание играть. Примеры таких игр: «Не ошибись», «Опиши данный предмет», «Что это такое?»,  «Что сначала, что потом» и др.
     Настольно - печатные игры – это  интересное занятие для детей при ознакомлении с окружающим  миром,  миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: "лото", "домино", парные картинки"  С помощью настольно-печатных игр можно успешно  развивать речевые навыки, математические способности, логику, внимание, учиться моделировать жизненные схемы и принимать решения, развивать навыки самоконтроля. В своей работе с детьми, я использую «Карточки Сегена». Основные цели этой игры:

  • возможность исследовать, оценивать и развивать наглядно-действенное мышление ребенка;

  • исследование способности ребенка к осмысленным действиям и степени его обучаемости;

  • развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, логического и пространственного мышления, тактильных функций;

  • знакомство с понятиями цвета и формы;

  • стимулирование речевых функций. 

Все это актуально не только для умственно отсталых, но и для обычных, совершенно здоровых детей.

Парные пазлы «Кто где живет?».

Парные пазлы помогают развить логику, внимание, пространственное мышление и мелкую моторику.

Яркая картинка поднимает настроение и надолго привлекает внимание малыша, а также способствует развитию цветового и зрительного восприятия, внимательности и логического мышления.

Собирая эти пазлы, ребёнок узнает больше об окружающем мире и учится складывать целое изображение из двух частей.

Парные пазлы «Я хочу кушать».

Цель игры состоит в том, чтобы научить детишек сравнивать окружающие их предметы по отличительным признакам, а так же по их назначению.

Сортер – копилка «Изучаем времена года». Развивает логику, память, мелкую моторику. Помогает научиться различать времена года.

В игре малыш не замечает, что его учат. Поэтому игры, а в частности словесные (устные) игры, активно используются воспитателями и педагогами детского сада для проведения обучающих занятий.

Такая игра решает многие педагогические задачи:

  • Развивается активная речевая деятельность и мышление (эти процессы тесно связаны между собой).

  • Дети хорошо усваивают новые слова и понимают их значение.

  • Ребенок учится правильному произношению звуков и слов.

  • Формируется его умение соотносить слово с предметом и действием, которое оно обозначает.

  • Дети учатся правильно строить предложения, четко выражать свои просьбы и эмоции.

  • Совершенствуется интонация и выразительность произношения.

Все взрослые люди хорошо знакомы со словесными играми. Компьютеры пришли в нашу жизнь не так давно, и в свое время мы все играли именно в такие игры.

Все помнят такие игры, как «испорченный телефон», «да и нет не говорите, черное, белое не берите», и много других. Все они имели огромное значения для развития нашей речи, логики, мышления. Чего стоило продумывать наперед ответы на каверзные вопросы, чтобы не проронить запрещенных слов, или придумывать именно эти каверзные вопросы, заставляя собеседника сболтнуть лишнего.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!