Общественная организация дополнительного профессионального образования Чувашское региональное отделение Академии информатизации образования
Тема ВКР: Использование образовательных электронных изданий и ресурсов в учебном процессе Руководитель: доцент , к.п.н. К.Н.Фадеева Выполнила: Студент Туленова С.В.
2018
Актуальность
В соответствии с положениями ФГОС «эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно – образовательной средой – системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения»
Таким образом, в образовательный процесс учебного заведения вводятся новые формы обучения, так или иначе связанные с информационными технологиями.
- Целью электронных образовательных ресурсов является усиление интеллектуальных возможностей учащихся в информационном обществе. А также повышение качества обучения на всех ступенях образовательной системы.
- Использование ЭОР в учебном процессе возможно в виде:
- Коллективной демонстрации интерактивных образовательных продуктов; Работе с ЭОР на персональном компьютере учащегося; Самостоятельной учебной деятельности.
- Коллективной демонстрации интерактивных образовательных продуктов;
- Работе с ЭОР на персональном компьютере учащегося;
- Самостоятельной учебной деятельности.
- Актуальность выбранной темы обусловлена необходимостью разработать рекомендации по использованию электронного образовательного ресурса interneturok.ru в школе и дома.
Цель и задачи дипломной работы
Цель: теоретическое обоснование и разработка рекомендаций по использованию электронного образовательного ресурса.
Задачи:
- Проанализировать научную и методическую литературу по теме исследования.
- Проанализировать и выделить наиболее «значимые» ЭОР для учащихся старших классов.
- Определить основные требования ЭОР.
- Разработать рекомендации по использованию ЭОР в школе и дома.
Объект и предмет исследования
Объект - электронный образовательный ресурс
Предмет – методические рекомендации по использованию электронного образовательного ресурса.
Методы и этапы исследования
В работе были использованы следующие методы исследования:
1.Анализ и обобщение данных научно-методической литературы.
2. Эмпирические методы : педагогическое наблюдение, опрос, беседа.
Этапы исследования:
- Изучение теории и классификации электронных образовательных ресурсов и изданий.
- Выявление наиболее значимы ЭОИ и ЭОР в образовательном процессе для учащихся старших классов для подготовки к занятиям самостоятельно.
- Теоретическое и практическое обоснование значимости модели
применительно к условиям сложившимся в учебном процессе.
Внедрение модели на базе образовательного учреждения.
Положения выносимые на защиту:
- Выявление наиболее значимых в образовательном процессе электронных образовательных изданий и ресурсов для старших школьников.
- Методические рекомендации по использованию ЭОР https://interneturok.ru для повышения эффективности восприятия учебного материала при выполнении домашних заданий.
Теоретические аспекты использования образовательных электронных изданий и ресурсов.
В первой главе представлены определения и основные понятия. Классификация электронных образовательных ресурсов.
Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) – это средства программного, информационного , технического и организационного обеспечения учебного процесса. К ним также можно отнести электронные издания, информация на машиночитаемых носителях и та, которую можно найти в сети как локальной, так и глобальной. К ЭОР относят также учебные видеофильмы и звукозаписи, которые воспроизводятся с CD-плеера. Максимально эффективные и современные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере.
Электронное издание (ЭИ) представляет собой совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации. В одном электронном издании могут быть выделены информационные (или информационно-справочные) источники, инструменты создания и обработки информации, управляющие структуры. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе, а также опубликовано в электронной компьютерной сети.
Классификация ЭОР
Наиболее значимые электронные образовательные издания и ресурсы
Наиболее значимые электронные образовательные издания и ресурсы
.
Одними из самых известных являются коллекции федеральный центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР), расположенной по адресу http://fcior.edu.ru/ и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЕК ЦОР) созданая национальным фондом подготовки кадров (НФПК) в 2005-2007 г.г. в рамках проекта "Информатизация системы образования" (ИСО) и расположенная по адресу http://school-collection.edu.ru
Методическая часть
Электронных образовательных ресурсов очень много и перед учащимися встает вопрос? Какой выбрать ресурс, который бы отвечал на все требования ученика и учителя:
- Чтобы можно было быстро зарегистрироваться
- Чтобы можно было не только выполнять домашние задания, но и изучать предмет , если есть пробелы
На основании изучения всех предложенных в сети Интернет, ресурсов , я выделила, один наиболее значимый для учащихся. Это ЭОР « InternetUrok.ru» .На сайте можно авторизироваться через социальную сеть «Одноклассники» , «google», и др
Методические рекомендации по использования «InternetUrok.ru»
Образовательный портал InternetUrok.ru — это коллекция уроков
по основным предметам школьной программы, постоянно пополняемая и свободная от рекламы. Уроки состоят из видео, конспектов, тестов и тренажёров.
Сейчас на сайте собраны все уроки естественно-научного цикла для 1–11 классов и приблизительно половина уроков по гуманитарным дисциплинам.
С помощью видеоуроков вы сможете: 1. Подготовиться к завтрашнему уроку в школе. 2. Научиться грамотно пользоваться компьютером на домашнем уровне. 3. Понять основные тенденции и логическую основу этой отрасли.
Возможности сайта Возможности сайта
Сейчас на сайте более 5000 видеоуроков, тысячи конспектов, тестов и тренажеров к ним. В планах — постоянное пополнение коллекции и повышение качества уроков (их содержания, качества воспроизведения, иллюстраций, текстов, тестов и тренажеров).
1 сентября 2014 года открыли Домашнюю школу . Домашняя школа позволяет получать образование тем, кто хочет учиться не выходя из дома.
12 января 2015 года открыли Репетиторский центр подготовки к ЕГЭ . Репетиторский центр — подготовка к ЕГЭ, основанная на уроках, тестах и тренажерах.
Методические рекомендации по использованию ЭОР в учебной деятельности учащихся самостоятельно
- Изучение некоторых тем с использованием ЭОР «Interneturok»
- Информатика и ИКТ 8 класс
- Качественные и количественные характеристики информации. Избыточность информации. Кодирование. Система счисления. Непозиционная и позиционная системы счисления. Двоичная система счисления. Восьмеричная и шестнадцатеричная система счисления. Перевод чисел из одной системы в другую.
- Домашнее задание : Просмотреть видеоурок, выполнить тест.
- Ответить на вопросы. Если не понятно, задать вопрос.
- Операции над двоичными числами. Изменение информации. Система кодирования информации сложение и вычитание двоичных чисел.
- Домашнее задание : просмотреть видео, выполнить тест. Прочитать конспект урока.
- Защита информации. Информатизация и информационно-технологическая культура.
- Домашнее задание: прочитать конспект, выполнить тест. Просмотреть предложенные ссылки.
Заходим на сайт, проходим авторизацию
Кликаем вкладку классы,предмет, выбираем и просматриваем видео
Проходим тест к уроку
Тест оценивается моментально
Практическая часть. Эксперимент
- В МБОУ ООШ №3 на первом этапе исследования предложена методика обучения с помощью ЭОР и проведена беседа с учащимися 8 классов и https://interneturok.ru/smi/smi-o-nas . В процессе беседе были заданы вопросы: «Нравится ли вам ЭОР, хотели бы вы выполнять домашнее задание с помощью ЭОР и др.» В результате беседы выявлено, что учащиеся у которых нет компьютера и телефона с выходом в Интернет, желали использовать ЭОР в школе. А учащиеся, которые имеют возможность использовать ЭОР дома, отвечали, что им нравится ЭОР, и они хотели бы выполнять домашнее задание с помощью ЭОР. Методика использования ЭОР предложена для самостоятельной работы не только, чтобы как-то разгрузить учителя, а большей части от того, что в нашей школе в компьютерном классе всего 4 компьютера, и они морально устарели. Но мы пытаемся изменить эту ситуация - ищем спонсоров.
- В ходе исследования получена информация о целесообразности применения электронного образовательного ресурса.
Эксперимент
- Всех родителей мучает вопрос, как повысить мотивацию ребенка к учебе, как помочь ребенку, если у него есть затруднения, как наладить доверительные отношения между родителями и детьми. Была предложена родителям методика обучения с помощью сайта « https://interneturok.ru/smi/smi-o-nas ».
- В процессе беседы были заданы вопросы: «Понравилась ли вам методика обучения с помощью ЭОР?», «Готовы ли они помогать своим детям, и участвовать в обучении своего ребенка, используя « https://interneturok.ru/smi/smi-o-nas ». Многие родители откликнулись, и готовы всячески помогать своим детям. Некоторые родители не проявили должного участия в беседе, в виду отсутствия дома компьютера и телефона с выходом в Интернет (у нас таких малоимущих семей, почти 70% в школе).
Апробация сайта
Изучив литературу по теме, выявила наиболее применим, в условиях МБОУ ООШ №3 г.Гусиноозерска, ЭОР и предложила методику
использования электронного образовательного ресурса
https://interneturok.ru/smi/smi-o-nas для самостоятельного обучения учащихся старших классов
Заключение
Наша задача, как учителей научить подрастающее поколение самим добывать знания и развивать свои коммуникативные навыки.
Самообразование необходимое, постоянно слагаемое жизни культурного человека, занятие которое сопутствует ему на протяжении всей жизни.
Используя электронные образовательные ресурсы сети Интернет и в частности сайт «InternetUrok.ru» можно более эффективно решать целый ряд дидактических задач:
- формировать навыки и умения непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;
- совершенствовать умения на основе тестов
- совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения.
- Использование ЭОР в учебном процессе позволяет повысить качество учебного материала и усилить образовательные эффекты. При условии систематического использования ЭОР в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения.
Спасибо за внимание