СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование электронных образовательных ресурсов на уроках истории и обществознания как средства визуализации учебного процесса

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Новая система образования в России на современном этапе развития ориентирована на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство и требует от современного педагога иного отношения и иных подходов. Развитие информационных технологий заставляет педагогов не просто «идти в ногу со временем», а быть первыми в этом строю, поскольку современное поколение учащихся почти «с пеленок» владеет навыками компьютерной грамотности.

Одной из особенностей нового федерального государственного образовательного стандарта является его ориентация на ИКТ-компетентность. Все уроки современной школы должны содержать элементы ИКТ-технологии. Предметы история и обществознание не являются исключением.

Каким образом можно реализовать данное положение Стандарта, если наша школа обеспечена современным оборудованием и доступом к сети Интернет на достаточно слабом уровне?

Просмотр содержимого документа
«Использование электронных образовательных ресурсов на уроках истории и обществознания как средства визуализации учебного процесса»

Секция №4

Педагогические работники общеобразовательных учреждений



Использование электронных образовательных ресурсов

на уроках истории и обществознания

как средство визуализации образовательного процесса



Овчинникова Ольга Валерьевна

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ №12

г.о. Железнодорожный Московской области



Новая система образования в России на современном этапе развития ориентирована на вхождение в мировое информационно-образовательное пространство и требует от современного педагога иного отношения и иных подходов. Развитие информационных технологий заставляет педагогов не просто «идти в ногу со временем», а быть первыми в этом строю, поскольку современное поколение учащихся почти «с пеленок» владеет навыками компьютерной грамотности.

Одной из особенностей нового федерального государственного образовательного стандарта является его ориентация на ИКТ-компетентность. Все уроки современной школы должны содержать элементы ИКТ-технологии. Предметы история и обществознание не являются исключением.

Каким образом можно реализовать данное положение Стандарта, если наша школа обеспечена современным оборудованием и доступом к сети Интернет на достаточно слабом уровне?

Для сегодняшних учеников электронный способ получения информации стал естественным и неотъемлемым. Сеть - это досуг, место встреч и общения, и, конечно же, рабочий инструмент в добывании знаний.

Понятно, что сегодня недостаточно ораторского искусства педагога, недостаточно прекрасных по содержанию учебников. Современный урок сегодня – это не просто информативная единица, а комплексный, личностно-образующий и социализирующий элемент.

Одним из средств формирования ИКТ-компетентности на уроках являются электронные образовательные ресурсы (далее ЭОР).

ЭОР называют учебные материалы, для воспроизведения которых используются электронные устройства. Наиболее современные и эффективные для образования ЭОР воспроизводятся на компьютере.

В литературе приводятся различные классификации электронных образовательных ресурсов:

  • по типу среды распространения и использования: Интернет-ресурсы, оффлайн - ресурсы, ресурсы для «электронных досок»;

    • по виду содержимого контента – электронные справочники, викторины, словари, учебники, лабораторные работы;

    • по реализационному принципу – мультимедиа-ресурсы, презентационные ресурсы, системы обучения;

    • по составляющим входящего контента – лекционные ресурсы, практические ресурсы, ресурсы-имитаторы (тренажеры), контрольно-измерительные материалы.

Также можно выделить ЭОР для работы как непосредственно на занятиях, так и для самостоятельной работы учащихся как в классе, так и дома.

Для визуализации обучения на своих уроках активно применяю специализированные предметные электронные ресурсы. Существует ряд сайтов, (www.edu.ru, http://school-collection.edu.ru, http://fcior.edu.ru, http://learningapps.org, http://univertv.ru), где в широком доступе находятся предметные, тематические цифровые и электронные образовательные ресурсы, сайты моделирования и конструирования, а также сайты, где можно увидеть и услышать онлайн мнение или ответ на вопрос от знаменитых ученых и деятелей культуры.

На уроке в классе я использую данные ресурсы в качестве демонстрации материала для получения информации и частично для практических занятий. Например, на уроке истории по теме «Батыево нашествие» на этапе изучения нового материала использовался информационный модуль – звуковая лекция в сопровождении с анимированной картой и сменяемыми иллюстрациями исторических персоналий. В отличие от книги, которая дает только текстовую информацию, электронный модуль позволяет комплексно познакомиться с иллюстративно-картографической и документальной информацией. На уроке уменьшается время на изучение, а увеличивается время на повторительно-контролирующие элементы.

Периодически, по согласованию с учителем информатики, я использую компьютерный класс. Здесь уже появляется возможность использовать модули практических занятий и контроля. Это может быть составление пазла - карты, решение тестов, сопоставление понятий и их определений. Для более сильных учащихся класса использовался исследовательский модуль – для отдельной группы учащихся в представленном модуле были предложены проблемные и поисковые задания.

В течение уроков наблюдался еще один «плюс» использования ЭОР: дисциплина не нарушается – все учащиеся включены в образовательную деятельность, а визуализирующие характеристики применяемых модулей в полной мере справились с поставленными перед ними задачами – привлекали внимание учащихся и формировали планируемые результаты обучения.

Не менее эффективной в плане визуализации образования проявила себя электронная форма учебника, которая характеризуется развитой системой поиска на основе меток – содержания, глоссария и гиперссылок. Электронный учебник используется при изучении нового материала и его закреплении. Обучающихся сначала можно опросить по традиционной методике или с помощью печатных текстов. Электронная форма учебника может использоваться на этапе закрепления материала. С помощью ЭУ выполняются практические задания, осуществляется поиск информации для ответа на проблемный вопрос. В рамках комбинированного урока с помощью электронного учебника осуществляется повторение и обобщение изученного материала. Такой вариант предпочтительнее для уроков итогового повторения, когда по ходу урока требуется «пролистать» содержание нескольких параграфов, выявить родословную понятий, повторить наиболее важные факты и события, определить причинно-следственные связи. Отдельные уроки могут быть посвящены самостоятельному изучению нового материала и составлению по его итогам своей структурной формулы параграфам. Тем самым происходит приобщение обучающихся к исследовательской работе на уроке.

Так же в связи со слабой оснащенностью школы большой процент использования ЭОР приходится на самостоятельную работу учащихся дома. Здесь следует отметить важность того, что все ЭОР, которые рекомендуются детям для самостоятельной работы должны быть проверены на отсутствие рекламы и других посторонних ссылок. Для домашнего задания могут быть предложены как видео-лекции, так и выполнение различных практических заданий и электронных онлайн-тестов.

Очень удачно зарекомендовал себя способ выдачи домашних заданий тем ученикам, которые болеют или, которые увлекаются предметом сверх школьной программы.

Электронные учебники, применение электронных модулей, он-лайн тестирование на различных образовательных сайтах призваны не только расширить возможности урока в информационном и визуализирующем критериях, но и способствуют повышению интереса к изучаемому предмету. В прямой зависимости от степени заинтересованности учащихся находится и результат итоговой аттестации. Ведь учащиеся с легкостью могут найти и изучить заинтересовавший их материал дома, т.е. визуализация способствует развитию познавательного интереса.

Опыт показывает, что большая часть обучающихся - визуалы, поэтому легче запоминают информацию, представленную в схемах, графиках, таблицах. Построение схем, таблиц, презентаций позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, воспитывают интерес к уроку, делают его интереснее и насыщеннее.

В дальнейшей своей работе для более эффективного использования ЭОР, по согласованию с родителями, я планирую использовать прием «Принеси устройство с собой». Но об этом позже.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!