СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование элементов ноосферной культуры в экологических исследованиях

Категория: Экология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Биосфера рождает сферу разума – ноосферу.  Ноосфера это не сфера техники, не сфера человека и даже не сфера социума, а сфера разума, как эволюционного процесса в биосфере. В.И. Вернадский, опираясь на установленные им законы развития биосферы, считал, что цивилизация, является закономерным порождением эволюции биосферы. Природа не только более сложна, чем мы  о ней думаем, она гораздо сложнее, чем мы можем себе это представить.

Просмотр содержимого документа
«Использование элементов ноосферной культуры в экологических исследованиях»

Использование элементов ноосферной культуры в экологических исследованиях

Идеи В.И. Вернадского о преобразующей силе человечества, о том, что появление человека мыслящего определило начало новой стадии развития биосферы, привели к выработке концепции устойчивого развития. Идея устойчивого развития приобретает в настоящее время признаки идеологической основы процессов глобализации. Объективное содержание глобализации составляют разнородные процессы в различных сферах жизнедеятельности.

Биосфера рождает сферу разума – ноосферу. Ноосфера это не сфера техники, не сфера человека и даже не сфера социума, а сфера разума, как эволюционного процесса в биосфере. В.И. Вернадский, опираясь на установленные им законы развития биосферы, считал, что цивилизация, является закономерным порождением эволюции биосферы. Природа не только более сложна, чем мы о ней думаем, она гораздо сложнее, чем мы можем себе это представить.

Его мысли о возрастающем влиянии человека на окружающую среду подтверждаются происходящими изменениями климатического режима и природными катаклизмами. Необходимо согласовывать свои действия с естественными законами природы, которые нельзя игнорировать. Путь к этому лежит через научную мысль, эмпирические факты и обобщения.[1]

Система научного образования представляет собой познавательный метод, который может быть сформулирован как принцип научного познания, принцип который формулирует развитие личности. Научное образование, как термин, сегодня подразумевает использование в познавательных целях методов, свойственных науке и представляется посредством новой познавательной концепцией школьных исследований. [2]

На наш взгляд, исследовательская деятельность в области экологии, является одним из средств формирования ноосферного мышления и развития личности учащихся. Современная экология – универсальная бурно развивающаяся, комплексная наука, имеющая большое практическое значение для всех жителей нашей планеты. В практике организации исследовательской деятельности в объединении по интересам «Исследователь» наиболее распространенными являются: реферативные работы, исследовательские проекты, отчеты об экскурсиях, мониторинговые исследования. Для оперативного поиска информации по выбранным темам исследований широко используются автоматизированные информационные системы, но приоритет остается за научной библиотекой. Результат такой работы - победы учащихся объединения на Международных, Всероссийских и региональных конкурсах исследовательских проектов. У нас накоплен определенный теоретический и практический опыт решения проблемы экологического воспитания и образования.

Процесс экологического воспитания в объединении по интересам осуществляется на основе идей ноосферного развития, которые предполагают рассматривать каждого учащегося как саморазвивающуюся часть природы и активно влияющую на взаимосвязь человека и природы. Мы стараемся формировать мировоззрение, появляющееся в экологическом сознании и экологической морали.

Экологическое сознание и экологическая мораль – это система представлений о мире и отношения к природе. Учащиеся объединения «Исследователь» в процессе обучения знают и понимают, какие качества характерны для экологического мышления:

  • Прогнозтичность – предвидеть последствия своей деятельности;

  • Глобальность – мыслить глобально;

  • Гуманизм – любая форма жизни достойна сохранения;

  • Конкретность – решать проблемы по мере их поступления.

Показателями динамики экологического воспитания учащихся служат развитие интеллектуальной сферы деятельности. А также качественные изменения отношений, которые складываются у них с окружающим природным и социальным миром. В качестве критериев экологической культуры учащихся объединения выступают:

- высокий рейтинг Природы в системе их ценностей;

- проявление эмоциональной связи с миром природы, способность понимать значимость и ощущать красоту природных объектов;

- обеспокоенность экологическими проблемами;

- потребность в экологических и ноосферных знаниях.

Таким образом, приобщаясь, к ноосферным знаниям результатом экологического воспитания и образования является активно-творческая, добродетельная и гармоничная связь с природой, другими людьми и самим собой.

Список использованной литературы:

  1.  Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера//Б-ка трудов акад.В.И. Вернадского. Живое вещество и биосфера. М., 1994. 185 с.

  2. Карпов А.О. Научное познание и системогенез современной школы//Вопросы философии. М.: Наука, 2013, № 6. С 37-63




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!