«Использование
элементов сказка-терапии
в работе учителя-логопеда»
Учитель-логопед МБОУ ООШ с. Отрадное
Беленкова Ольга Викторовна
Метод сказка-терапии
Является здоровье сберегающей технологией , комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи.
Цель :
Использование эффективных приемов сказкотерапии для коррекции речи, мотивации детей к процессу коррекции и связанных с ней психических процессов, развитие эмоционально-экспрессивной сферы дошкольников.
Задачи :
- Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
- Разработать концептуальные положения данной проблемы.
- Разработать серию логопедических занятий для детей старшего дошкольного возраста с элементами сказкотерапии.
- Создать предметно-развивающую среду.
Формы работы комплексной сказкотерапии
- Анализ сказок ( решение «открытых» сказочных задач).
- Рассказывание сказок (групповое: придумывание «по кругу», рассказывание «по кругу» известной сказки; индивидуальное: от 3-го лица, от 1-го лица).
- Постановка сказок (игры-драматизации ).
- Сочинение сказок (интерпретация, переписывание, дописывание, сочинение новых сказок и историй).
- Медитация на сказку (погружение в какой-либо процесс - статическое, психодинамическое ).
- Куклотерапия (пальчиковые, марионетки, бумажные, перчаточные куклы, верховые куклы , фланелеграф, теневые, магнитные, стендовые).
- Сказочная имидж-терапия (преображение с помощью костюмов).
Элементы сказка-терапии – медитации на сказку
( статическое или психодинамическое погружение ) психодинамическое медитации
Перевоплощение
Пантомимические этюды
Погружение в различные времена года
Изображение растений
Упражнения с зеркалом
“ Радость”
“ Глупость”.
“ Хитрость”
«Стыд»
“ Горе ”
“ Злость”
«Усталость»
Пантомимические
этюды
«Забодаю»
«Голод»
« Больно»
«Удивление»
Воспроизведение эмоций играющими детьми и «чтение» эмоций наблюдающими за игрой детьми несут не только психогигиеническую и психопрофилактическую функцию, но и функцию лечебно-педагогического воздействия на детей, страдающих органическим поражением ЦНС с неврозоподобной симптоматикой.
Погружение во времена года.
Зима
лето
Осень
весна
Цель: Уравновешивание психики, развитие воображения.
В логопедической работе используем два вида сказок , которые конструируются в соответствии с актуальной ситуацией:
Художественные
Сказки
народные
авторские
Дидактические сказки
сказки о животных
бытовые сказки
волшебные сказки
Художественная сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию.
Сказка ставит и помогает решать моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию.
Используя сказки для расширения словаря детей проводим следующие виды работы:
- вычленение слов из сказки с заданным звуком;
- рифмовка слов (удалец-молодец);
- придумывание нескольких однокоренных слов (Снегурочка, снег, снеговик, снеговичок);
- подбор эпитетов к сказочному герою;
- называние сказочного героя по эпитетам;
- называние слов-признаков, слов-действий из сказки;
- подбор к сказочному персонажу действий, признаков;
- подбор к действиям - сказочного персонажа;
- придумывание нового названия сказки;
- называние пропущенных слов в сказке и др.
В работе над предложением предусматриваем два направления:
I. Работа по его развертыванию, распространению, наполнению и интонационному оформлению в соответствии с целью высказывания.
2. Работу по синонимическим заменам, перестройкам предложений, выражающим одно и то же содержание.
Для формирования правильного грамматического строя предлагаем следующие формы работы :
- составление предложений по опорным картинкам из сказок;
- составление предложений с определенным словом,
несколькими словами;
- распространение предложения;
- составление предложений по демонстрации действий
сказочных персонажей;
- составление предложений с опорой на игрушку;
- упражнение "Закончи предложение" и т.д.
Приёмы сказка-терапии при формировании связной речи:
- СЛОВЕСНАЯ РЕЖИСЕРСКАЯ ИГРА.
- ПЕРЕСКАЗ ОТ ЛИЦА ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ.
- «СОВМЕСТНОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА К СКАЗКЕ».
- «ИЗМЕНЕНИЕ СИТУАЦИИ В ЗНАКОМЫХ СКАЗКАХ».
- «ПРИДУМЫВАНИЕ КРАТКИХ ИСТОРИЙ».
- «СКАЗКИ ПРО САМОГО СЕБЯ».
Цель: Создание положительной мотивации к учебному процессу, «упаковка» учебного материала .
Дидактические сказки
Абстрактные символы
( буквы, звуки , предлоги и пр.) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут.
В форме дидактических сказок «упаковываются» учебные задания.
Создается дидактическая сказка по алгоритму :
1. Введение в сказочную страну , в которой живет одушевленный символ (сказочный герой). Ведется рассказ о нравах, правилах жизни в этой стране.
2. Разрушение благополучия . В качестве разрушителей могут выступать «злые» сказочные персонажи (Дракончик Звукоешка, Фея Буквина, Кощей и т.д.), стихийные бедствия, злое колдовство, тяжелое психоэмоциональное состояние (скучно, грустно, тоскливо, отсутствие друзей и т.д.).
3. Обращение к детям (ребенку). Только дети, умные, смелые, добрые могут всё спасти. Поэтому, чтобы спасти персонажа, ситуацию, страну нужно пройти испытания, а значит выполнить определенное задание.
В работе используем методические пособия, в которых представлены циклы логопедических дидактических сказок с элементами сказка-терапии.
Циклы – это разделы программы:
- Фонетика.
- Звукопроизношение.
- Обучение грамоте.
- Грамматика.
- Лексика.
Каждый цикл сказок имеет своего персонажа , свою сказочную страну с ее законами , свои испытания (то есть задания по конкретному разделу программы).
Логопедическое занятие строим, используя структурные компоненты коррекционно-развивающего сказко-терапевтического занятия, для того, чтобы «погрузить» в сказочное действо, заинтересовать и удержать внимание детей на протяжении всего занятия. Заинтересованность –повышает мотивацию к учебному процессу и является стимулом для выполнения учебных задач.
Фрагменты структуры
коррекционно-развивающего сказко-терапевтического
занятия.
4 этап. Закрепление
1 этап.
Ритуал «входа» в сказку
3 этап. Расширение.
6 этап.
Резюмирование
2 этап. Повторение
5 этап . Интеграция
7 этап
Ритуал «выхода» из сказки.
1 этап
Ритуал «входа»
в сказку
Цель: Создать настрой на совместную работу. Войти в сказку.
Содержание этапа: Коллективное упражнение (взявшись за руки в кругу, все выполняют «сплачивающее» действие).
Цель: Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились.
2этап. Повторение
Содержание этапа: Логопед задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз и т.п
3 этап
Расширение
Содержание этапа: Показываем или рассказываю детям новую сказку, фрагмент сказки с постановкой задач по преодолению препятствий.
Цель :
Расширить представления ребенка о чем-либо.
4 этап
Закрепление
Цель : Приобретение нового опыта, появление новых качеств личности ребенка, закрепление и повторение учебного материала.
Содержание этапа : Проводим дидактические игры, позволяющие детям приобрести новый опыт и закрепить знания, умения и навыки; совершаются символические путешествия, превращения и пр
5 этап
Интеграция
Цель: Связать опыт с реальной жизнью
Содержание этапа : Обсуждаем и анализирую вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели сегодня
Содержание этапа : Подводим итоги занятия, отмечем каждого ребенка за достижения, подчеркиваем значимость приобретенного опыта, проговариваем конкретные ситуации, в которых дети могут использовать новый опыт
Цель : Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся
6 этап
Резюмирование
7 этап
Ритуал «выхода» из сказки
Цель : Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде.
Содержание этапа : Повторение ритуала «входа» в занятие с дополнением: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились». Дети протягивают руки в круг, совершают действие, как будто что-то берут из круга, прикладывают руки к груди.
Таким образом, введение элементов сказка-терапии в логопедический процесс привлекательно тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь.
Сказка-терапия
это не только игра, но и ненавязчивое осуществление поставленных логопедом коррекционных задач .
Спасибо за внимание !