СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование элементов сказка-терапии в работе учителя-логопеда»

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование  элементов сказка-терапии  в работе учителя-логопеда.

Просмотр содержимого документа
««Использование элементов сказка-терапии в работе учителя-логопеда»»

«Использование элементов сказка-терапии в работе учителя-логопеда»     Учитель-логопед МБОУ ООШ с. Отрадное Беленкова Ольга Викторовна

«Использование

элементов сказка-терапии

в работе учителя-логопеда»

 

Учитель-логопед МБОУ ООШ с. Отрадное

Беленкова Ольга Викторовна

Метод сказка-терапии    Является здоровье сберегающей технологией , комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи.

Метод сказка-терапии

Является здоровье сберегающей технологией , комплексной системой, направленной на коррекцию речевых нарушений, личностное развитие ребенка и сохранение его здоровья, и позволяет в рамках сказки решать обучающие, коррекционные, воспитательные задачи.

Цель : Использование эффективных приемов сказкотерапии для коррекции речи, мотивации детей к процессу коррекции и связанных с ней психических процессов, развитие эмоционально-экспрессивной сферы дошкольников.

Цель :

Использование эффективных приемов сказкотерапии для коррекции речи, мотивации детей к процессу коррекции и связанных с ней психических процессов, развитие эмоционально-экспрессивной сферы дошкольников.

Задачи :  Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.  Разработать концептуальные положения данной проблемы.  Разработать серию логопедических занятий для детей старшего дошкольного возраста с элементами сказкотерапии. Создать предметно-развивающую среду.

Задачи :

  • Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования.
  • Разработать концептуальные положения данной проблемы.
  • Разработать серию логопедических занятий для детей старшего дошкольного возраста с элементами сказкотерапии.
  • Создать предметно-развивающую среду.
Формы работы комплексной сказкотерапии  Анализ сказок ( решение «открытых» сказочных задач). Рассказывание сказок (групповое: придумывание «по кругу», рассказывание «по кругу» известной сказки; индивидуальное: от 3-го лица, от 1-го лица). Постановка сказок (игры-драматизации ). Сочинение сказок (интерпретация, переписывание, дописывание, сочинение новых сказок и историй). Медитация на сказку (погружение в какой-либо процесс - статическое, психодинамическое ). Куклотерапия  (пальчиковые, марионетки, бумажные, перчаточные куклы, верховые куклы , фланелеграф, теневые, магнитные, стендовые). Сказочная имидж-терапия (преображение с помощью костюмов).

Формы работы комплексной сказкотерапии

  • Анализ сказок ( решение «открытых» сказочных задач).
  • Рассказывание сказок (групповое: придумывание «по кругу», рассказывание «по кругу» известной сказки; индивидуальное: от 3-го лица, от 1-го лица).
  • Постановка сказок (игры-драматизации ).
  • Сочинение сказок (интерпретация, переписывание, дописывание, сочинение новых сказок и историй).
  • Медитация на сказку (погружение в какой-либо процесс - статическое, психодинамическое ).
  • Куклотерапия (пальчиковые, марионетки, бумажные, перчаточные куклы, верховые куклы , фланелеграф, теневые, магнитные, стендовые).
  • Сказочная имидж-терапия (преображение с помощью костюмов).
Элементы сказка-терапии – медитации на сказку ( статическое или психодинамическое погружение ) психодинамическое медитации Перевоплощение Пантомимические этюды Погружение в различные времена года Изображение растений Упражнения с зеркалом

Элементы сказка-терапии – медитации на сказку

( статическое или психодинамическое погружение ) психодинамическое медитации

Перевоплощение

Пантомимические этюды

Погружение в различные времена года

Изображение растений

Упражнения с зеркалом

“ Радость” “ Глупость”. “ Хитрость” «Стыд» “ Горе ” “ Злость” «Усталость» Пантомимические этюды «Забодаю» «Голод» « Больно» «Удивление» Воспроизведение эмоций играющими детьми и «чтение» эмоций наблюдающими за игрой детьми несут не только психогигиеническую и психопрофилактическую функцию, но и функцию лечебно-педагогического воздействия на детей, страдающих органическим поражением ЦНС с неврозоподобной симптоматикой.

Радость”

Глупость”.

Хитрость”

«Стыд»

Горе

Злость”

«Усталость»

Пантомимические

этюды

«Забодаю»

«Голод»

« Больно»

«Удивление»

Воспроизведение эмоций играющими детьми и «чтение» эмоций наблюдающими за игрой детьми несут не только психогигиеническую и психопрофилактическую функцию, но и функцию лечебно-педагогического воздействия на детей, страдающих органическим поражением ЦНС с неврозоподобной симптоматикой.

Погружение во времена года. Зима лето Осень весна Цель: Уравновешивание психики, развитие воображения.

Погружение во времена года.

Зима

лето

Осень

весна

Цель: Уравновешивание психики, развитие воображения.

В логопедической работе используем два вида сказок , которые конструируются в соответствии с актуальной ситуацией: Художественные Сказки народные авторские Дидактические сказки сказки о животных бытовые сказки волшебные сказки

В логопедической работе используем два вида сказок , которые конструируются в соответствии с актуальной ситуацией:

Художественные

Сказки

народные

авторские

Дидактические сказки

сказки о животных

бытовые сказки

волшебные сказки

Художественная сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию. Сказка ставит и помогает решать моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию.

Художественная сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию.

Сказка ставит и помогает решать моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию.

Используя сказки для расширения словаря детей проводим следующие виды работы: - вычленение слов из сказки с заданным звуком; - рифмовка слов (удалец-молодец); - придумывание нескольких однокоренных слов (Снегурочка, снег, снеговик, снеговичок); - подбор эпитетов к сказочному герою; - называние сказочного героя по эпитетам; - называние слов-признаков, слов-действий из сказки; - подбор к сказочному персонажу действий, признаков; - подбор к действиям - сказочного персонажа; - придумывание нового названия сказки; - называние пропущенных слов в сказке и др.

Используя сказки для расширения словаря детей проводим следующие виды работы:

- вычленение слов из сказки с заданным звуком;

- рифмовка слов (удалец-молодец);

- придумывание нескольких однокоренных слов (Снегурочка, снег, снеговик, снеговичок);

- подбор эпитетов к сказочному герою;

- называние сказочного героя по эпитетам;

- называние слов-признаков, слов-действий из сказки;

- подбор к сказочному персонажу действий, признаков;

- подбор к действиям - сказочного персонажа;

- придумывание нового названия сказки;

- называние пропущенных слов в сказке и др.

В работе над предложением предусматриваем два направления: I. Работа по его развертыванию, распространению, наполнению и интонационному оформлению в соответствии с целью высказывания. 2. Работу по синонимическим заменам, перестройкам предложений, выражающим одно и то же содержание. Для формирования правильного грамматического строя предлагаем следующие формы работы : - составление предложений по опорным картинкам из сказок; - составление предложений с определенным словом, несколькими словами; - распространение предложения; - составление предложений по демонстрации действий сказочных персонажей; - составление предложений с опорой на игрушку; - упражнение

В работе над предложением предусматриваем два направления:

I. Работа по его развертыванию, распространению, наполнению и интонационному оформлению в соответствии с целью высказывания.

2. Работу по синонимическим заменам, перестройкам предложений, выражающим одно и то же содержание.

Для формирования правильного грамматического строя предлагаем следующие формы работы :

- составление предложений по опорным картинкам из сказок;

- составление предложений с определенным словом,

несколькими словами;

- распространение предложения;

- составление предложений по демонстрации действий

сказочных персонажей;

- составление предложений с опорой на игрушку;

- упражнение "Закончи предложение" и т.д.

Приёмы сказка-терапии при формировании связной речи:  СЛОВЕСНАЯ РЕЖИСЕРСКАЯ ИГРА.  ПЕРЕСКАЗ ОТ ЛИЦА ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ.  СЛОВЕСНОЕ РИСОВАНИЕ  «А ЧТО ПОТОМ?».  «СОВМЕСТНОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА К СКАЗКЕ».  «ИЗМЕНЕНИЕ СИТУАЦИИ В ЗНАКОМЫХ СКАЗКАХ».  «ПРИДУМЫВАНИЕ КРАТКИХ ИСТОРИЙ».  «МОДЕЛИРОВАНИЕ»  «СКАЗКИ ПРО САМОГО СЕБЯ».  «ПЕРЕВИРАНИЕ СКАЗКИ».

Приёмы сказка-терапии при формировании связной речи:

  • СЛОВЕСНАЯ РЕЖИСЕРСКАЯ ИГРА.
  • ПЕРЕСКАЗ ОТ ЛИЦА ЛИТЕРАТУРНОГО ГЕРОЯ.
  • СЛОВЕСНОЕ РИСОВАНИЕ
  • «А ЧТО ПОТОМ?».
  • «СОВМЕСТНОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМНОГО ВОПРОСА К СКАЗКЕ».
  • «ИЗМЕНЕНИЕ СИТУАЦИИ В ЗНАКОМЫХ СКАЗКАХ».
  • «ПРИДУМЫВАНИЕ КРАТКИХ ИСТОРИЙ».
  • «МОДЕЛИРОВАНИЕ»
  • «СКАЗКИ ПРО САМОГО СЕБЯ».
  • «ПЕРЕВИРАНИЕ СКАЗКИ».
Цель: Создание положительной мотивации к учебному процессу, «упаковка» учебного материала . Дидактические сказки Абстрактные символы ( буквы, звуки , предлоги и пр.) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. В форме дидактических сказок «упаковываются» учебные задания.

Цель: Создание положительной мотивации к учебному процессу, «упаковка» учебного материала .

Дидактические сказки

Абстрактные символы

( буквы, звуки , предлоги и пр.) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут.

В форме дидактических сказок «упаковываются» учебные задания.

Создается дидактическая сказка по алгоритму : 1. Введение в сказочную страну , в которой живет одушевленный символ (сказочный герой). Ведется рассказ о нравах, правилах жизни в этой стране. 2. Разрушение благополучия . В качестве разрушителей могут выступать «злые» сказочные персонажи (Дракончик Звукоешка, Фея Буквина, Кощей и т.д.), стихийные бедствия, злое колдовство, тяжелое психоэмоциональное состояние (скучно, грустно, тоскливо, отсутствие друзей и т.д.). 3. Обращение к детям  (ребенку). Только дети, умные, смелые, добрые могут всё спасти. Поэтому, чтобы спасти персонажа, ситуацию, страну нужно пройти испытания, а значит выполнить определенное задание.

Создается дидактическая сказка по алгоритму :

1. Введение в сказочную страну , в которой живет одушевленный символ (сказочный герой). Ведется рассказ о нравах, правилах жизни в этой стране.

2. Разрушение благополучия . В качестве разрушителей могут выступать «злые» сказочные персонажи (Дракончик Звукоешка, Фея Буквина, Кощей и т.д.), стихийные бедствия, злое колдовство, тяжелое психоэмоциональное состояние (скучно, грустно, тоскливо, отсутствие друзей и т.д.).

3. Обращение к детям (ребенку). Только дети, умные, смелые, добрые могут всё спасти. Поэтому, чтобы спасти персонажа, ситуацию, страну нужно пройти испытания, а значит выполнить определенное задание.

  В работе используем методические пособия, в которых представлены циклы логопедических дидактических сказок с элементами сказка-терапии.  Циклы – это разделы программы: - Фонетика. - Звукопроизношение. - Обучение грамоте.  - Грамматика.  - Лексика.  Каждый цикл сказок имеет своего персонажа , свою сказочную страну с ее законами , свои испытания (то есть задания по конкретному разделу программы).

В работе используем методические пособия, в которых представлены циклы логопедических дидактических сказок с элементами сказка-терапии.

Циклы – это разделы программы:

- Фонетика.

- Звукопроизношение.

- Обучение грамоте.

- Грамматика.

- Лексика.

Каждый цикл сказок имеет своего персонажа , свою сказочную страну с ее законами , свои испытания (то есть задания по конкретному разделу программы).

Логопедическое занятие строим, используя структурные компоненты коррекционно-развивающего сказко-терапевтического занятия, для того, чтобы «погрузить» в сказочное действо, заинтересовать и удержать внимание детей на протяжении всего занятия. Заинтересованность –повышает мотивацию к учебному процессу и является стимулом для выполнения учебных задач.  

Логопедическое занятие строим, используя структурные компоненты коррекционно-развивающего сказко-терапевтического занятия, для того, чтобы «погрузить» в сказочное действо, заинтересовать и удержать внимание детей на протяжении всего занятия. Заинтересованность –повышает мотивацию к учебному процессу и является стимулом для выполнения учебных задач.

 

 Фрагменты структуры коррекционно-развивающего сказко-терапевтического занятия. 4 этап. Закрепление 1 этап. Ритуал «входа» в сказку 3 этап. Расширение. 6 этап. Резюмирование  2 этап. Повторение 5 этап . Интеграция 7 этап Ритуал «выхода» из сказки.

Фрагменты структуры

коррекционно-развивающего сказко-терапевтического

занятия.

4 этап. Закрепление

1 этап.

Ритуал «входа» в сказку

3 этап. Расширение.

6 этап.

Резюмирование

2 этап. Повторение

5 этап . Интеграция

7 этап

Ритуал «выхода» из сказки.

1 этап  Ритуал «входа» в сказку Цель: Создать настрой на совместную работу. Войти в сказку. Содержание этапа: Коллективное упражнение (взявшись за руки в кругу, все выполняют «сплачивающее» действие).

1 этап

Ритуал «входа»

в сказку

Цель: Создать настрой на совместную работу. Войти в сказку.

Содержание этапа: Коллективное упражнение (взявшись за руки в кругу, все выполняют «сплачивающее» действие).

Цель: Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились. 2этап. Повторение Содержание этапа: Логопед задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз и т.п

Цель: Вспомнить то, что делали в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились.

2этап. Повторение

Содержание этапа: Логопед задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз; что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз и т.п

3 этап Расширение Содержание этапа: Показываем или рассказываю детям новую сказку, фрагмент сказки с постановкой задач по преодолению препятствий. Цель :  Расширить представления ребенка о чем-либо.

3 этап

Расширение

Содержание этапа: Показываем или рассказываю детям новую сказку, фрагмент сказки с постановкой задач по преодолению препятствий.

Цель :

Расширить представления ребенка о чем-либо.

4 этап  Закрепление Цель : Приобретение нового опыта, появление новых качеств личности ребенка, закрепление и повторение учебного материала.  Содержание этапа : Проводим дидактические игры, позволяющие детям приобрести новый опыт и закрепить знания, умения и навыки; совершаются символические путешествия, превращения и пр

4 этап

Закрепление

Цель : Приобретение нового опыта, появление новых качеств личности ребенка, закрепление и повторение учебного материала.

Содержание этапа : Проводим дидактические игры, позволяющие детям приобрести новый опыт и закрепить знания, умения и навыки; совершаются символические путешествия, превращения и пр

5 этап  Интеграция Цель:  Связать опыт с реальной жизнью Содержание этапа : Обсуждаем и анализирую вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели сегодня

5 этап

Интеграция

Цель: Связать опыт с реальной жизнью

Содержание этапа : Обсуждаем и анализирую вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что приобрели сегодня

Содержание этапа : Подводим итоги занятия, отмечем каждого ребенка за достижения, подчеркиваем значимость приобретенного опыта, проговариваем конкретные ситуации, в которых дети могут использовать новый опыт Цель : Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся 6 этап  Резюмирование

Содержание этапа : Подводим итоги занятия, отмечем каждого ребенка за достижения, подчеркиваем значимость приобретенного опыта, проговариваем конкретные ситуации, в которых дети могут использовать новый опыт

Цель : Обобщить приобретенный опыт, связать его с уже имеющимся

6 этап

Резюмирование

 7 этап Ритуал «выхода» из сказки Цель :  Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде. Содержание этапа :  Повторение ритуала «входа» в занятие с дополнением: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились». Дети протягивают руки в круг, совершают действие, как будто что-то берут из круга, прикладывают руки к груди.

7 этап

Ритуал «выхода» из сказки

Цель : Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде.

Содержание этапа : Повторение ритуала «входа» в занятие с дополнением: «Мы берем с собой все важное, что было сегодня с нами, все, чему мы научились». Дети протягивают руки в круг, совершают действие, как будто что-то берут из круга, прикладывают руки к груди.

Таким образом, введение элементов сказка-терапии в логопедический процесс привлекательно тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь.

Таким образом, введение элементов сказка-терапии в логопедический процесс привлекательно тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь.

Сказка-терапия  это не только игра, но и ненавязчивое осуществление поставленных логопедом коррекционных задач .

Сказка-терапия

это не только игра, но и ненавязчивое осуществление поставленных логопедом коррекционных задач .

Спасибо за внимание !

Спасибо за внимание !


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!