СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование элементов технологии развития критического мышления на логопедических занятиях

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

В своей работе с детьми использую инновационную технологию, которой является критическое мышление. Методы направлены на развитие у ребёнка мыслительных умений, необходимых для жизни в современном мире: умения критически относиться к информации, самостоятельно принимать решения и делать выводы.

Просмотр содержимого документа
«Использование элементов технологии развития критического мышления на логопедических занятиях»

Использование элементов технологии развития критического мышления на логопедических занятиях.


В своей работе с детьми использую инновационную технологию, которой является критическое мышление. Методы направлены на развитие у ребёнка мыслительных умений, необходимых для жизни в современном мире: умения критически относиться к информации, самостоятельно принимать решения и делать выводы.

Что же такое критическое мышление?

Дэвид Клустер, профессор, преподаватель американской литературы в Хоуп-колледже г.Холланд, США, дал определение критическому мышлению.

Во-первых, критическое мышление-это мышление самостоятельное.

Дети должны иметь достаточно свободы, чтобы думать собственной головой и самостоятельно решать даже самые сложные вопросы.

Во-вторых, информация является отправным пунктом развития критического мышления. Разумеется, мыслительные способности маленьких детей будут ещё совершенствоваться при обучении, но даже они способны думать критически.

В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопроса и уяснения проблем, которые надо решить.

В-четвёртых, критическое мышление стремиться к убедительной аргументации.

В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Когда мы спорим, читаем, обсуждаем, возражаем и обмениваемся мнениями с другими, мы уточняем и углубляем свою позицию.

Приём синквейн (пятистишие) - это нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк, используется как дидактический приём на этапе рефлексии.

На стадии «Рефлексия» при составлении «синквейна» от ученика требуется резюмировать учебный материал. Такой вид работы развивает образное мышление. Стихотворение из пяти нерифмованных строк составляется по следующим правилам: 1 строка – одно существительное, выражающее главную тему; 2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль; 3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы; 4 строка – фраза, несущая определенный смысл; 5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Приём Фишбоун- (рыбий скелет). В «голове» обозначаем тему занятия, а на верхних и нижних «косточках»-положительные и отрицательные стороны явления. На «хвосте» записываем выводы.

Схема включает в себя основные четыре блока, представленные в виде головы, хвоста, верхних и нижних косточек. Связующим звеном выступает основная кость или хребет рыбы.

  • Голова — проблема, вопрос или тема, которые подлежат анализу.

  • Верхние косточки (расположенные справа при вертикальной форме схемы или под углом 45 градусов сверху при горизонтальной) — на них фиксируются основные понятия темы, причины, которые привели к проблеме.

  • Нижние косточки (изображаются напротив) — факты, подтверждающие наличие сформулированных причин, или суть понятий, указанных на схеме.

  • Хвост — ответ на поставленный вопрос, выводы, обобщения.

Прием Фишбоун предполагает ранжирование понятий, поэтому наиболее важные из них для решения основной проблемы располагают ближе к голове. Все записи должны быть краткими, точными, лаконичными и отображать лишь суть понятий.

Приём Кластер-(гроздь)- это выделение смысловых единиц текста и графическое оформление их в определённом порядке, т.е. рисуночная модель. Рисунок в чём-то напоминает модель солнечной системы: звезда, планеты, спутники. В центре находится «звезда»- это тема занятия, вокруг неё «планеты» (крупные смысловые единицы). У каждой «планеты» есть свои «спутники»: у «спутников»- свои.

Приём «Зигзаг», «Ты - мне, я — тебе», не только учат детей работать в группе, но и приучают их согласовывать знания и мнения. Приём основан на следующем принципе: члены рабочей группы становятся экспертами по определённым вопросам изучаемой темы. Члены группы поочерёдно учат друг друга.

Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все её члены овладели темой в полном объёме.

Приём «Знаю-Хочу узнать-Узнал», ориентирована на актуализацию имеющихся знаний, формирование личностного интереса к получению новой информации и ценностного отношения к предмету. Ребёнок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме, формируется представление, чего же он не знает «Что я хочу узнать?»



Рассмотрим некоторые из них. Таблица «толстых» и «тонких» вопросов может быть использована на любой из трех фаз занятия. На стадии «Вызов» задаются вопросы до изучения темы. Тонкие вопросы предполагают однозначные ответы, толстые - развернутые. Например, по теме урока «Безударные гласные»:

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

На какие звуки падает ударение?

Для чего нужно правильно ставить ударение в словах?

Как называется слог, на который падает ударение?

В чем разница между ударной и безударной гласной?

Может ли согласный быть ударным?

Какие гласные в безударном положении требуют проверки?

Нужно ли ставить ударение в односложных словах?

Как проверить безударную гласную?



На стадии «Вызов» может быть использован прием «Верные и неверные высказывания», когда учитель-логопед просит установить правильность утверждений на основе собственных знаний ученика. Позже на стадии «Рефлексия» ученики оценивают достоверность сделанных высказываний, используя полученную на занятии информацию.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!