СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование элементов ТРИЗ в образовательном процессе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение ТРИЗ - технологии

Просмотр содержимого документа
«Использование элементов ТРИЗ в образовательном процессе»

Сл.1 Использование элементов ТРИЗ

в воспитательно-образовательном процессе


Сл.2 ТРИЗ – это теория решения изобретательских задач, которая учит «раскрывать сознание»; это наука избавления от стереотипов.


Цель ТРИЗ - формирование у детей творческого мышления, т.е. воспитание творческой личности, подготовленной к стабильному решению нестандартных задач в различных областях деятельности.


ТРИЗ – одна из перспективных систем нынешней модели образования. Она возникла в нашей стране около пятидесяти лет назад.


Основателем терии является Генрих Саулович Альтшуллер, российский учёный, писатель-фантаст. Начиная с 1946 года сначала в СССР, затем в России, а теперь и во всём мире активно развивается Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ). Разработчиками, преподавателями и пользователями ТРИЗ накоплен огромный практический опыт решения задач в самых разных областях человеческой деятельности.

Главная цель, которую ставят перед собой ТРИЗ-педагоги это – не просто развить фантазию детей, а научить мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. Дать в руки педагогу инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы.


Особое значение в ТРИЗ-педагогике придается «встрече с чудом», под которой понимается получение сильного эмоционального впечатления при столкновении с загадкой, тайной, необычным явлением. Удивление, восторг, радость, испытанные при этом, пробуждают любознательность ребенка, оставляя след на всю жизнь. Важно ребенка научить видеть НОВЫЕ ГРАНИ знакомых вещей!


Сл.3 Этапы работы по использованию элементов ТРИЗ в

воспитательно-образовательном процессе



Работа по системе ТРИЗ с детьми дошкольного и школьного возраста должна осуществляться постепенно. Педагог не должен давать детям готовые знания, раскрывать перед ними истину, он должен учить ее находить.


Для решения тризовских задач можно выделить следующие этапы работы:


  • Цель первого этапа - научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и дверью? и др.


  • Цель второго этапа - учить детей фантазировать, изобретать. Например, предложено придумать новый портфель, удобный и красивый. Как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачками?


  • Содержание третьего этапа - решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, 1) Собралась Золушка на бал, а дверь не открывается. Что делать?

2) Буратино шёл по берегу пруда и уронил золотой ключик в воду. Черепахи и лягушек поблизости нет, нужно достать ключик самому. Что делать? (Буратино деревянный, нырнуть не может, всё время плавает на поверхности).


  • На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.

Один вечером дома и погас свет. Что делать?

(Зажечь свечку – стандартное решение. 1)Открыть шторы и сосчитать звёзды, светящиеся окна. 2) Поиграть в таинственный остров.

3) Угадать, что за звуки издают предметы в темноте.

Сл. 4


В ходе занятия ТРИЗ выделяют 7 задач, которые ставит перед собой педагог:

1. Нравственный урок.

2. Воспитание добрых чувств.

3. Речевая зарядка.

4. Развитие мышления и воображения.

5. Сказка и математика.

6. Сказка и экология.

7. Сказка развивает руки.


Предлагаемые семь разделов, заложенных в данную схему, выбраны условно, их может быть меньше, может быть и больше. Обычно, каждый предлагаемый текст сказки по своему содержанию выдвигает на первый, главный план лишь одну - две из поставленных проблем, а остальные при этом остаются второстепенными, сопутствующими. То есть родители и воспитатели могут самостоятельно выбирать из схемы те задания и вопросы, которые покажутся им важными, интересными и полезными для конкретного ребенка или конкретной возрастной группы детей.

1) «нравственный урок». Существует поговорка: «Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Выявить этот не всегда напрямую сформулированный «намек», прояснить его суть, дать себе урок - вот главная задача.

В сказке «Рукавичка» нравственный урок мы также предлагаем раскрывать с помощью следующей поговорки: «В тесноте, да не в обиде». Да, не в обиде, но ведь в ущерб кому-то. Вот тут-то и начинаются противоречия.

Итак, что же за противоречие в этой сказке, которого не замечают дети и, как правило, мимо которого проходят взрослые. Все внимание взрослых и детей приковано к рукавичке и ее гостям. Все забыли про деда, который зимой остался без рукавички. А как важно рассмотреть различные стороны этого случая. Для кого хорошо, что так случилось, а для кого плохо. А может быть, не так плохо и для деда (баба свяжет новые рукавички). Заметим только, что вы вправе не согласиться с предлагаемыми комментариями и сделать свои.


2) «Воспитание добрых чувств». Доброта - понятие достаточно емкое,

К примеру:

«Докажи, что Аленка лучше всех»;

«Кого тебе жалко в этой сказке»;

«Как бы ты поступил на месте…»;

«Как движениями похвалить петушка»

.

Сл.5


  • Нередко здесь используется тризовская игра «Хорошо - плохо». Развести в стороны хорошие и плохие поступки, явления - значит сделать еще один шаг в формировании доброты, пусть пока на уровне представлений.


  • ТРИЗ-сказки («Спасаем Колобка», «Поросенок на рыбалке»)



3) «Речевая зарядка»., какие методы и приемы будут способствовать воспитанию красивой речи.

Это, во-первых, умение задавать вопросы, Но, поверьте, гораздо труднее ему будет поставить шуточный вопрос героям, к примеру, сказки про курочку рябу (деду, бабе, курочке или мышке). Попробуйте!


Вместе с детьми нужно:

- придумать несколько однокоренных слов (лес - лесок, лесовичок);

- срифмовать два слова (кузнец - удалец), а затем можно и нужно переходить к рифмованной цепочке и двустишиям как предвестникам словотворчества;

  • игра «От каждого - по словечку»: - «Колобок» - «Колобок катится» - «Колобок катится по дорожке» - «Колобок катится по зеленой дорожке» и т.д.

  • методу - придумыванию иных, новых названий известных сказок, не искажая идеи произведения. Давайте рассмотрим это на примере сказки «Рукавичка». Автор предлагает следующие новые названия -«Дружный домик», «Дед, рукавичка и звери», «Новый домик для зверей», «Как дед потерял рукавичку» и т.д.


  • метод, который назван условно «Введение частицы «не»» (НЕ репа выросла на грядке, а …, Не Красная Шапочка, а … , Не Иван-царевич, а … ).


  • Чтобы внести новизну, усложнить восприятие давно знакомой сказки, к довольно редко используемому приему - «Из сказки извлекаются все глаголы или существительные, или части слов». Конечно, мы не вводим для детей столь сложную терминологию (глаголы, существительные). Мы предлагаем детям игровую ситуацию: «Некоторые слова обиделись на нас и убежали из сказки. Давай попробуем и без них отгадать, какая это сказка. Например: «Жи - бы - де - ба - бы - у ни - ку - ря - сне - ку - ря - и т.д.»


  • задания «Определите лишнее слово». Ребенок должен по принципу системного подхода обобщить и отобрать нужное (только домашних животных или только диких). К примеру, из ряда слов: лиса, заяц, избушка, собака, петух - дошкольник определяет как лишнее слово «избушка».

.

  • игру-задание «Интервью». Взять в руки «микрофон» (заменитель - ручка от скакалки). Сказка должна способствовать и общению.


4) «Развитие мышления и воображения

отойти от привычных стереотипов и изобрести новую сказку или какой-то ее эпизод.

Примеры: («Спасаем Колобка», «Поросенок на рыбалке»)


Еще один метод мы предлагаем в связи с развитием мышления, воображения и речи - объединить два коротких рассказа или сказки в одну с новым сюжетом. Сразу же оговоримся, что это нелегкая работа и для нас, взрослых.


Каждая личность - клад фантазии. А изобретать можно и нужно разнопланово:

- придумывать старые предметы в новых вариантах (будильник хватает спящего за ушки, в нем заложены мелодии завтрака, гигиенических процедур и т.д.);

- превращать себя и членов своей семьи, друзей в другие одушевленные, а порой неодушевленные предметы (мама - цветок, я - Иван-царевич, папа - тучка и т.д.);

- составлять фантастические сказки о себе.

  • «Постановка проблемного вопроса». Детям традиционно задается масса вопросов по тексту сказок. Они нередко сформулированы на уровне констатации (Куда пошла Красная Шапочка? Чем закончилась сказка «Морозко»?). Но куда полезнее вопросы поискового характера (почему, зачем, каким образом, а если бы, всегда ли).

К примеру:

- А если бы людоед не превратился в мышку, как бы Кот в сапогах оказался победителем? -дети начинают искать свои варианты, то есть решать поставленную проблему;

  • «Метод аналогий». Такой метод помогает формировать ассоциативное мышление.

Например, ваш ребенок смотрит по телевизору так полюбившийся сегодня мультсериал «Том и Джерри». По окончании просмотра полезно спросить: «А в каких сказках тоже встречаются мышки и кошки?». Ребенок начинает вспоминать и проводить параллели. Другой пример. После чтения сказки «Золушка» дети при вашем участии называют таких же добрых, трудолюбивых, красивых героинь из других сказок. Это может быть и Красная Шапочка, и Крошечка-Хаврошечка, и сестрица Аленушка и т.д.


  • метод шифров

Шифровать можно по-разному:

- перевернуть слово слева направо («Путаница» -«Ацинатуп»);

- изобразить вверх ногами всего две буквы («Путаница» - «цуьаница»);

- зашифровать слово или фразу с помощью флажковой грамоты;

- зашифровать краткий текст сказки с помощью азбуки Морзе и т.д.


5) связь сказки и математики.


У хорошего учителя урок математики - это урок сельского хозяйства или домашней экономии. (К. Ушинский )

Математические вопросы. Самый распространенный из них «Чем похожи, чем отличаются». Понятно, что найти сходство и различия - это логика, но математика без логики не существует. «Чем похожи и чем отличаются простое и золотое яйцо?».


Когда ребенок четырех лет и старше познакомится с геометрическими фигурами, полезно с их помощью шифровать, моделировать знакомые сказки, то есть прятать героев в фигурки, которые легко можно угадать по форме и величине.

В настоящее время отечественная и зарубежная педагогика все больше внимания и времени отводит формированию кинестетических способностей, которые заложены внутри нас, - способностей воспринимать время, чувствовать вес, тактильно запоминать и т.д. Поэтому барическое чувство (веса), а также верное восприятие времени проходит в заданиях, так или иначе связанных со сказкой:

Сколько весит булава?

За какое время пробежит лиса 10 метров?

12 суток летела булава - это сколько дней?

Сколько иголок у ежика - как можно ответить на этот вопрос?


  1. «Сказка и экология».

Динамика: семя - дерево - цветущее дерево - плоды - варенье и т.д.

путь от конечного результата к началу (то есть от варенья в данном случае до семени). Для нас это кажется предельно ясным, а детям помогает подойти к пониманию того, что все в природе взаимосвязано и все находится в развитии.


  • игра «А если бы», которая ставит ребенка в позицию исследователя:

А если бы не наступила весна?

А если бы пропал ветер?

А если бы погасло солнце? и т.д.

¦ использовать уже знакомую игру «Хорошо - плохо» (аналогия «Вред - польза»). Так, болото - это плохо: можно увязнуть, много комаров, пахнет нехорошо, на вид некрасивое. Но ведь болото - это и хорошо: из него добывают торф, болото питает близлежащие речки, лягушкам хорошо живется в нем и т.д.


7) «Сказка развивает руки»

«Когда я слушаю - узнаю, когда делаю - запоминаю». Детям предлагается что-то сделать: вырезать, склеить, изобразить сказку

- объемная аппликация - мнется аппликационная бумага, немного распрямляется, из нее вырезается контур предмета, слегка наклеивается, затем, в случае необходимости, дорисовывается;

- пальцевая живопись - рисунок выполняется с помощью красок пальцами или кулачками;

- рисование на мокрой бумаге - смачивается кусок ваты или поролона, затем с их помощью влага ровно наносится на бумагу. Рисуется предмет густой краской;

- волшебный рисунок - вначале рисунок наносится контурно, с помощью восковой свечи, а затем сверху покрывается краской: контуры как бы проявляются;

- монотопия - рисунок наносится кистью и краской на целлофан, затем целлофан переворачивается и прижимается к бумаге;

- «живая» капля - большая капля краски вместе с бумагой наклоняется в различные стороны. Полученный рисунок по необходимости обводится или дорисовывается;

- коллаж - в рисунке используется сразу несколько вышеперечисленных методов плюс открытки, ткани, природные материалы.

  • Игра "Мама-малыш": Я говорю:"Если я кошка, то папа..." Дамик: "Папа кот, а я котёнок!", так перебрали много животных, а потом я говорю: "А если папа компьютер? ", Дамик: "Тогда мама ноутбук, а я Бам-бук( детский компьютер)" Я: "А если папа буква П?", Дамик: "Мама буква М, а я буква Д" Я: "А если папа ножик?", Дамик: "Мама ложка, а я вилочка

  • Классификация. - форма, цвет, размер. А если несколько признаков совместить? Подключаем игры с условиями и исключениями: большой и жёлтый или маленький, но не синий. Или вот игра "Найди лишнее": яблоко, груша, часы..

*Алгоритмы. Алгоритм укладывания спать, готовки, одевания. А можно ли сначала надеть штаны, а потом трусики? Потом алгоритм появления бабочки, лягушки, развития человека.

*Системы, надсистемы, подсистемы. Дом-подъезд-квартира, дерево-ствол-ветки-листья-цветочки... Что больше? Что вмещает в себя всё остальное? А может ли на листике вырасти ствол? Берём матрёшки или формочки-вкладыши, а каждому элементу даём свою роль, всё очень наглядно.

*Функции. Например, эта машинка, для чего она нужна, что её можно делать? ( вы знали, что ей, можно, например, рисовать или делать массаж?) Или называем функцию сначала - к примеру, греть - что может нас согреть? Одеяло, солнце...а ещё руки, кот, снег (как медведей в берлоге),

*Противопоставления и схожесть. Что общего у Буратино и жирафа? У Карлсона и вертолёта? Чем отличается кот и собака?

*ТРИЗ-сказки. Берём уже давно знакомую и заезженную сказку и вдруг там что-то происходит не по сценарию. Дед репку посадил, стал тянуть, а бабка с внучкой уехала! Один не справится, что же делать?

А что надо сделать колобку, чтобы лиса его не съела?

А как нужно построить теремок, чтобы медведь его не раздавил?


Типовое фантазирование

Этот метод хорошо использовать при обучении детей творческому рассказыванию.

а) уменьшение - увеличение объекта (выросла репка маленькая-премаленькая. Продолжи сказку);

б) наоборот (добрый Волк и злая Красная Шапочка);

в) дробление - объединение (придумывание новой игрушки из частей старых игрушек или невероятного живого, отдельные части которого представляют собой части других животных);

г) оператор времени (замедление - ускорение времени: нарисуй себя через много лет, нарисуй своего будущего ребенка или какой была твоя мама в детстве);

д) динамика - статика (оживление неживых объектов и наоборот: Буратино - живое дерево; Снегурочка - живой снег; Колобок - живое тесто и т.д.). Дети сами могут выбрать объект.



Сл 7


ТРИЗ - это методика по развитию творческого мышления у взрослых и детей.

Специалистами по ТРИЗ Злотиным Б.Л, Зусман А.В. были проанализированы, согласно теории Ж. Пиаже, основные черты детского мышления и так называемого «тризовского» мышления, формирующегося при обучении приемам и методам ТРИЗ: они выделили


«взрослое» мышление

«детское» мышление

«тризовское» мышление

Сравнительная характеристика показала, что природные механизмы особенностей детского мышления достаточно близки к специально организованному при помощи изучения ТРИЗ, что позволяет сделать вывод о том, что именно в дети наиболее способны к "тризовскому" мышлению.

Заключение

"Главное, что должно дать образование и о чём часто забывают, - это не багаж знаний, а умение владеть этим багажом" - утверждает ученый-дидакт А.Л. Несмеянов.

Сл. 8

В итоге были сделаны следующие выводы:

ТРИЗ позволяет развивать воображение, фантазию детей,

ТРИЗ позволяет преподносить знания в увлекательной и интересной для детей форме, обеспечивает их прочное усвоение и систематизацию,

ТРИЗ стимулирует развитие мышления дошкольников, проявление творчества как детьми, так и педагогами.

ТРИЗ работает на принципах педагогики сотрудничества, ставит детей и педагогов в позицию партнёров, стимулирует создание ситуации успеха для детей, тем самым, поддерживая их веру в свои силы и возможности, интерес к познанию окружающего мира.

Вывод

Программа ТРИЗ дает педагогам и детям методы и инструменты творчества, которые осваивает человек независимо от своего возраста. Владея единым инструментом, дети и взрослые могут легче найти общий язык, понять друг друга.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!