СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование ЭОР как один из методов развития познавательной активности обучающихся

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в учебном процессе — это попытка предложить один из путей, позволяющих интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес учащихся к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы

Просмотр содержимого документа
«Использование ЭОР как один из методов развития познавательной активности обучающихся»



















Выступление на методическом семинаре по теме:

«Использование ЭОР как один из методов развития познавательной активности обучающихся».













Подготовила:

Учитель русского языка и литературы

Винидиктова Татьяна Васильевна





«Использование ЭОР как один из методов развития познавательной активности обучающихся».

«Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и учению»

Я.А. Коменский

Актуальность опыта.

Меня всегда волновала проблема, как сделать так, чтобы всем было интересно на уроке, чтобы все были вовлечены в учебный процесс. Ведь большинство подростков воспринимает материал не столько по принципу «трудно» или «легко», а сколько - «интересно» или «неинтересно». Рассматривая педагогическое значение процессов внимания, Л.С.Выготский пришел к выводу о чрезвычайном значении такой формы проявления непроизвольного внимания, как детский интерес: “Детское внимание направляется и руководится почти всецело интересом, и поэтому естественной причиной рассеянности ребенка всегда является несовпадение двух линий в педагогическом деле: собственно интереса и тех занятий, которые предлагаются в качестве обязательных”. Далее он говорит о том, что “...всякое обучение возможно только постольку, поскольку оно опирается на собственный интерес ребенка. Другого обучения не существует”. В связи с этим Л.С.Выготский предлагает следующее универсальное правило организации внимания ученика: “прежде чем объяснять - заинтересовать; прежде чем заставить действовать - подготовить к действию; прежде чем обратиться к реакциям - подготовить установку; прежде чем сообщать что-то новое - вызывать ожидание нового”.

Перечисляя условия, позволяющие добиваться эффективности педагогической деятельности, Л.С.Выготский пишет, что успех преподавания и обучения зависит от того, насколько учитель способен “рассчитать, соответствует ли преподносимый им материал основным законам деятельности внимания”, то есть обеспечить:

  • соответствие материала приспособительным реакциям ученика;

  • соответствие ритмической работе установки: на подъем “волны внимания” должны приходиться наиболее важные, на спад - наименее важные фрагменты материала;

  • выполнение требования связности и логичности материала;

  • выполнение требования воспитания осознанности, осмысленности учебной деятельности, благодаря которым из непроизвольного развивается произвольное внимание: “основным педагогическим требованием делается требование того, чтобы весь решительно учебный и воспитательный материал был насквозь пронизан и пропитан целевой установкой”.

Размышляя над этим, изучая и осваивая современные образовательные технологии для реализации компетентностного подхода при изучении информатики, я открыла для себя замечательный сайт http://fcior.edu.ru, на котором представлено огромное количество информационно - образовательных ресурсов и постепенно я стал использовать их на своих уроках.

Использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) в учебном процессе — это попытка предложить один из путей, позволяющих интенсифицировать учебный процесс, оптимизировать его, поднять интерес учащихся к изучению предмета, реализовать идеи развивающего обучения, повысить темп урока, увеличить объём самостоятельной работы.

Это соответствует основным идеям ФГОС ООО, методологической основой которого является системно-деятельностный подход, согласно которому "развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования".

Государственный образовательный стандарт предъявляет высокие требования к современному школьнику. Короткие сроки, большие объемы информации и жесткие требования к знаниям и умениям школьника — вот современные условия образовательного процесса. Высокие запросы невозможно удовлетворить, основываясь на традиционных методах и средствах педагогических технологий. Необходимы новые подходы к организации учебного процесса, опирающиеся на прогрессивные информационные технологии и, в частности, на мультимедиа-технологии. Главная цель видится в грамотном использовании дидактических возможностей применения представления различных видов информации (звука, видео анимации, графики и т.п.) в ходе учебного процесса.

В настоящее время использование информационных технологий оказывает заметное влияние на содержание, формы и методы обучения. Современные школьники активно используют современные информационные технологии (персональный компьютер, сервисы Интернет, электронные учебники и т.д.), они воспитаны на аудио-видео продуктах, компьютерных играх и других элементах компьютерной культуры.

Использование современных мультимедиа и гипермедиа - технологий в преподавании информатики позволяет наглядно демонстрировать возможности изучаемого программного обеспечения, в том числе с помощью видеоуроков (мультимедийных презентаций), позволяет повысить эффективность и мотивацию обучения.

Системное применение в учебном году данных электронных ресурсов поможет сделать учебный процесс наиболее эффективным. Но здесь важно не

«переборщить», т.е. не перепоручать компьютеру весь урок, а уметь выстраивать урок с использованием и других методических приёмов, ведь, ни один компьютер не заменит живого слова учителя.

Ведущая педагогическая идея опыта.

Использование ЭОР позволяют реализовать в учебном процессе большую часть возможностей современных технологий.

Цель опыта - создание условий для формирования познавательной активности обучающихся в учебном процессе с использованием электронных образовательных ресурсов.

Достижение цели возможно при решении конкретных задач:

  1. развивать у обучающихся стремление к познавательному и творческому восприятию знаний через систему электронных учебных модулей;

  2. подобрать систему электронных учебных модулей, способствующую развитию познавательного мышления, формированию лидерских качеств, умению работать в команде и предвидеть возможные последствия своей деятельности;

  3. формировать умения обучающихся работать с электронными учебными модулями в новых условиях и стимулировать учащихся к самостоятельному пополнению знаний об окружающем мире.

Ведущая идея: использование электронных образовательных ресурсов позволит создать условия для формирования познавательной активности и успешного решения задачи оптимизации процесса обучения.

Во-первых, для учителя использование электронных ресурсов значительно облегчает и сокращает время подготовки к уроку. Во-вторых, для ученика, предоставляются новые возможности для усвоения материала, его проверки, что развивает творческое, алгоритмическое мышление, формирует навыки самостоятельности, трудолюбия, ответственности.

Рациональное использование ЭОР - это средство повышения мотивации к обучению и повышению качества знаний по предмету, особенно в младших и средних классах.

Моделирование урока с использованием информационно- образовательных ресурсов (интерактивных таблиц, карт, схем, компьютерного тестирования и т.п.) повысит интерес школьников к уроку, что, несомненно, поможет активизировать как интеллектуальную, так и творческую деятельность ребят. Использование ЭОР дает принципиально новые возможности для повышения эффективности учебного процесса.

Теоретическая база опыта.

К настоящему времени накоплен немалый опыт в построении отдельных компонентов, комплексов ЭОР по предметам, по темам, по урокам. Методика

использования программных продуктов и медиаресурсов учителем на отдельных уроках определяется теми конкретными педагогическими задачами, которые он ставит и пытается решить в рамках различных типов уроков информатики.

С образовательной точки зрения ЭОР нового поколения обладают следующими инновационными возможностями:

  • Обеспечение всех компонентов образовательной деятельности с учётом индивидуальных предпочтений. Действительно, электронные учебные модули позволяют получить теоретические знания, провести практические занятия и оценить учебные достижения. При этом обеспечивается личностно ориентированный характер образовательной деятельности, т.е. возможна компоновка авторского курса преподавателя и индивидуальной образовательной траектории учащегося. Для сравнения стоит заметить, что книга обеспечивает только получение информации и учебники, как правило, у всех одинаковые.

  • Реализация активно-деятельностных форм обучения. Благодаря высокой интерактивности и мультимедийности контента мы способны совершить виртуальное путешествие, провести эксперимент, рассмотреть объёмные объекты со всех сторон, изменить ход процесса, попробовать сделать по-своему и т.д. Сравнение этих возможностей с выуживанием знаний из длинного текстового описания даёт основательные надежды на повышение эффективности и качества образования.

  • Расширение функционала и повышение эффективности самостоятельной учебной работы. ЭОР нового поколения позволяют вне учебной аудитории реализовать такие виды деятельности, которые раньше были возможны только в образовательном учреждении: лабораторный эксперимент; практикум по специальности; контроль знаний, умений; аттестацию компетентности на моделях профессиональных ситуаций и др. При этом крайне важно, что эффективность учебной работы много выше традиционного уровня благодаря представлению учебных материалов в интерактивных аудиовизуальных форматах, обеспечивающих активно - деятельностные формы обучения, и использованию вариативов, реализующих индивидуальные предпочтения.

К основным инновационным качествам ЭОР относятся:

Обеспечение всех компонентов образовательного процесса:

  • получение информации;

  • практические занятия;

  • аттестация (контроль учебных достижений).

Открытая образовательная модульная мультимедиа система по каждому учебному предмету состоит из автономных электронных учебных модулей (ЭУМ). Каждому тематическому элементу предмета соответствует три типа ЭУМ:

И - тип - модуль получения информации, П - тип - модуль практических занятий, К - тип - модуль контроля усвоения,

при этом модулей каждого типа может быть несколько. Учителю даётся возможность выбора модулей с учётом уровня подготовки обучающихся, особенностями восприятия материала. Подобные модули называются вариативами, которые могут отличаться друг от друга:

  • глубиной изложения материала (например, соотношением постулатов и объяснений/доказательств)

  • методикой (например, обусловленной набором предыдущих знаний)

  • характером учебной работы (например, решение задач или эксперимент, тест или контрольное упражнение на тренажере)

  • технологией представления учебных материалов (например, текст или аудиовизуальный ряд)

  • наличием специальных возможностей (например, для плохо слышащих/видящих)

  • способом достижения учебной цели (например, вариантом доказательства теоремы или содержанием лабораторной работы).

Основой открытой образовательной модульной мультимедиа системы является его интерактивная часть, которая может быть реализована только на компьютере. В нее входят:

  • электронный учебник,

  • электронный справочник,

  • тренажерный комплекс (компьютерные модели, конструкторы и тренажеры),

  • задачник,

  • электронный лабораторный практикум,

  • компьютерная тестирующая система.

Данная структура может быть скорректирована с учетом специфики гуманитарных, естественнонаучных и физико-математических дисциплин.

Рассмотрим кратко назначение, состав и технологию создания интерактивных компонент ЭУМ.

Электронный учебник предназначен для самостоятельного изучения теоретического материала курса и построен на гипертекстовой основе, позволяющей работать по индивидуальной образовательной траектории.

Компьютерный учебник содержит тщательно структурированный учебный материал, предоставляемый обучаемому в виде последовательности интерактивных кадров, содержащих не только текст, но и мультимедийные приложения. Гипертекстовая структура позволяет обучающемуся определить не только оптимальную траекторию изучения материала, но и удобный темп работы и способ изложения материала, соответствующий психофизиологическим особенностям его восприятия. В электронном учебнике может быть предусмотрена возможность протоколирования действий обучаемого для их дальнейшего анализа учителем.

Нелинейная организация учебного материала, многослойность и интерактивность каждого кадра, а также возможность протоколирования информации о выборе обучающимся траектории обучения определяют специфику электронного учебника.

Электронный справочник позволяет обучаемому в любое время оперативно получить необходимую справочную информацию в компактной форме.

В электронный справочник включается информация как дублирующая, так и дополняющая материал учебника.

Обычно электронный справочник представляет собой электронный список терминов, или используемых в курсе слов изучаемого иностранного языка, или имен цитируемых авторов и т.д. Каждая единица списка гиперактивна - ее активизация позволяет обратиться к гиперссылке, содержащей толкование термина, перевод и грамматические характеристики иностранного слова, энциклопедическое описание и т.д.

В электронный справочник обычно можно войти из любого раздела курса с помощью специальной кнопки в главном меню. Собственное меню справочника, как правило, представляет собой алфавит, оформленный в разных дизайнерских решениях. Активизация кнопки-буквы обеспечивает доступ к соответствующему фрагменту справочника.

В настоящее время наличие справочной системы является обязательным для любого ЭУМ. При этом электронный справочник может быть представлен как самостоятельный элемент ЭУМ или встроен в электронный учебник.

Компьютерные модели, конструкторы и тренажеры позволяют закрепить знания и получить навыки их практического применения в ситуациях, моделирующих реальные.

В отличие от вышеописанных компонент, компьютерные модели, как правило, не являются универсальными. Каждая из них рассчитана на моделирование достаточно узкого круга явлений. Основанные на математических моделях (которые содержат в себе управляющие параметры), компьютерные модели могут быть использованы не только для демонстрации трудно воспроизводимых в учебной обстановке явлений, но и для выяснения (в

диалоговом режиме) влияния тех или иных параметров на изучаемые процессы и явления. Это позволяет использовать их в качестве имитаторов лабораторных установок, а также для отработки навыков управления моделируемыми процессами.

Компьютерные технологии позволяют не только работать с готовыми моделями объектов, но и производить их конструирование из отдельных элементов.

К тренажерам могут быть отнесены также и компьютерные задачники. Компьютерный задачник позволяет отработать приемы решения типовых задач, позволяющих наглядно связать теоретические знания с конкретными проблемами, на решение которых они могут быть направлены.

Электронный лабораторный практикум позволяет имитировать процессы, протекающие в изучаемых реальных объектах, или смоделировать эксперимент, не осуществимый в реальных условиях. При этом тренажер имитирует не только реальную установку, но и объекты исследования и условия проведения эксперимента. Лабораторные тренажеры позволяют подобрать оптимальные для проведения эксперимента параметры, приобрести первоначальный опыт и навыки на подготовительном этапе, облегчить и ускорить работу с реальными экспериментальными установками и объектами.

В качестве тренажера может использоваться и компьютерная тестирующая система, которая обеспечивает, с одной стороны, возможность самоконтроля для обучаемого, а с другой - принимает на себя рутинную часть текущего или итогового контроля.

Компьютерная тестирующая система может представлять собой как отдельную программу, не допускающую модификации, так и универсальную программную оболочку, наполнение которой возлагается на учителя. В последнем случае в нее включается система подготовки тестов, облегчающая процесс их создания и модификацию (в простейшем случае это может быть текстовый редактор). Эффективность использования тестирующей системы существенно выше, если она позволяет накапливать и анализировать результаты

тестирования. Тестирующая система может быть встроена в оболочку электронного учебника, но может существовать и как самостоятельный элемент ЭУМ. В этом случае тестирующие программы по различным дисциплинам целесообразно объединять в единой базе данных.

Представленные компоненты мультимедиа курса сами по себе не решают педагогических задач. Обучающая функция реализуется в мультимедиа курсе через педагогический сценарий, с помощью которого учитель выстраивает образовательные траектории.

Уровень активности обучающихся при работе с электронным образовательным ресурсом служит одним из важнейших показателей качества ЭОР.

Центральным хранилищем электронных образовательных ресурсов нового поколения является Федеральный центр информационно- образовательных ресурсов (ФЦИОР): http://fcior.edu.ru.

«Палочкой-выручалочкой» для современного учителя-предметника могут явиться цифровые образовательные ресурсы из Единой коллекции, представленной в открытом доступе Интернет по адресу http://school-collection.edu.ru/. В настоящее время эта коллекция содержится огромное количество цифровых образовательных ресурсов. Это хранилище цифровой информации, которую учитель может применить по своему усмотрению в разных классах, по различным методикам, к урокам разнообразных типов. Материал систематизирован по предметам, классам, видам деятельности, удобен в поиске, поэтому позволяет решить задачу - оказание помощи педагогам в подготовке и проведении уроков с компьютерной поддержкой.

Огромный банк ЭУМ, созданных учителями-предметниками, содержится на сайтах: http://festival.1September.ru;

Педагогическая система опыта и его своеобразие.

Можно использовать ЭОР при объяснении нового материала, иллюстрируя изложение рисунками, простыми и анимированными схемами, анимационными видеофильмами и др.

Интенсивное проникновение в работу учебных заведений новых источников экранного преподнесения информации позволяет выделить видеометод в качестве отдельного метода обучения. Видеометод можно использовать для преподнесения знаний, для организации контроля, закрепления, повторения, обобщения, он успешно выполняет все дидактические функции. Метод покоится преимущественно на наглядном восприятии информации.

Обучающая и воспитывающая функция данного метода обуславливаются высокой эффективностью воздействия наглядных образов. Информация, представленная в наглядной форме, является наиболее доступной для восприятия, усваивается легче и быстрее.

Использование видеометода в учебном процессе обеспечивает возможность:

    • дать обучающимся более полную, достоверную информацию об изучаемых явлениях и процессах;

    • повысить роль наглядности в учебном процессе;

    • удовлетворить запросы, желания и интересы учащихся;

    • освободить учителя от части технической работы, связанной с контролем и коррекцией знаний;

    • наладить эффективную обратную связь;

    • организовать полный и систематический контроль, объективный учет успеваемости.

С помощью видеометода эффективно решаются многие дидактические и воспитательные задачи. Он полезен, когда происходит:

    • изложение новых знаний;

    • объяснение в динамике принципов действия сложных механизмов, процессов, графических моделей;

    • наблюдение трудоемких процессов;

    • представление видеодокументов, укрепление связи с жизнью;

    • наблюдений скрытых процессов протекающих внутри оборудования;

    • создание баз данных для учебно-тренировочных и исследовательских работ;

    • рационализация учебного процесса, повышение его продуктивности, обеспечение оптимального объема передачи и усвоения научной информации путем повышения качества педагогического управления.

Эффективность данного метода находится в прямой зависимости с качеством видеопособия и применяемых технических средств. Видеометод предъявляет большие требования к организации учебного процесса, которая должна отличаться четкостью, продуманностью целесообразностью. От учителя, использующего видеометод, требуется развитое умение вводить учащихся в круг изучаемых проблем, направляя их деятельность, делать обобщающие выводы, оказывать индивидуальную помощь.

На дополнительных занятиях со слабоуспевающими, часто болеющими детьми целесообразно использовать ЭОР и для изложения темы и для закрепления и проверки знаний, ведь с некоторыми ресурсами ученики могут работать самостоятельно, изучая, повторяя, закрепляя (столько и в таком темпе, режиме, какой требуется именно для этого, конкретного ученика).

При работе с сильными детьми можно использовать ЭОР, давая им более сложные, творческие задания. Количество, частота и длительность различных видов ЭОР в учебном процессе определяется возрастом обучающихся, характером учебного предмета и необходимостью их использования в познавательной деятельности обучающихся.

Электронные образовательные продукты не занимают большую часть урока, а наоборот, позволяют сэкономить время на различных этапах, например,

во время устного опроса всегда можно проверить свой ответ запустив, сконструированную модель.

Таким образом, использование ЭОР приводит к изменению в содержании образования, технологии обучения и отношениях между участниками образовательного процесса

Результативность опыта.

Применение ЭОР в моей практике преподавания русского языка и литературы способствуют повышению интеллектуальной активности обучающихся, следовательно, и эффективности урока. Даже самые пассивные обучающиеся включаются в активную деятельность с огромным желанием, у них наблюдается развитие навыков оригинального мышления, творческого подхода к решаемым проблемам.

Каков же результат использования ЭОР?

      • Увеличение познавательной активности обучающихся, самостоятельного поиска информации из цифровых источников

      • Накопление интерактивных форм контроля за знаниями обучающихся

      • Сформировалась коллекция работ обучающихся и учителя (презентации, видеофильмы, тесты)

      • увеличилось качество обученности по русскому языку и литературе.

Таким образом, применение ЭОР способствуют повышению не только мотивации к предмету, но и качества обученности. И происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет обучающимся не только получать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, оценивать разные точки зрения, участвовать в дискуссии. Значительны и воспитательные возможности использования ЭОР. Они способствуют установлению эмоциональных контактов, между обучающимися, приучают работать как в команде, так и одному, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытывать чувство защищенности и взаимопонимания. По сравнению с традиционным обучением, использование ЭОР меняет характер взаимодействия учителя и обучающихся. Активность учителя уступает место активности обучающихся, а задачей учителя становится создания условий для инициативы ребят.

Предлагаемое применение ЭОР при проведении современных уроков поможет активизировать познавательную деятельность обучающихся. Обучающиеся с интересом вовлекаются в учебный процесс.

Перспективность.

В последнее время получили распространение открытые образовательные модульные мультимедиа системы (ОМС), объединяющие электронные учебные модули трех типов: информационные, практические и контрольные. Электронные учебные модули создаются по тематическим элементам учебных предметов и дисциплин. Каждый учебный модуль автономен и представляет собой законченный интерактивный мультимедиа продукт, нацеленный на решение определенной учебной задачи. При этом учитель должен уметь не только выбирать оптимальный набор средств обучения, адекватных изучаемому учебному материалу, но и создавать их, используя различные электронные ресурсы.

Использование ОМС способствует нормальной организации учебного процесса.

  1. Программа-реализатор для всех модулей одна, она перекачивается один раз в начале изучения предмета и хранится на компьютере (сервере) пользователя. Там же накапливаются ранее полученные контентные модули.

  2. Вариативное представление модуля каждого типа, которые отличаться друг от друга:

  • глубиной представления материала;

  • методикой;

  • характером учебной работы (например, решение задач или эксперимент);

  • технологией представления учебных материалов (текст или аудиовизуальный ряд);

  • наличием специальных возможностей (например, для слабослышащих или слабовидящих);

  • способом достижения учебной цели (например, другой способ решения задачи или другое содержание лабораторной работы).

  1. Возможность изменения электронного учебного модуля.

Преимущества ЭОР нового поколения.

  • Отсутствие содержательных и технических ограничений.

  • Возможность построения авторского курса и индивидуальной образовательной траектории.

  • Свободное расширение совокупного контента.

  • ЭОР НП открыты для изменений электронных учебных модулей.

  • Неограниченный жизненный цикл электронного ресурса.

Модели уроков на основе использования ЭОР НП

    • Урок — введение нового материала с использованием ЭОР НП при ведущей роли учителя.

    • Урок — введение нового материала с использованием ЭОР НП и самостоятельной деятельности учащихся.

    • Урок —обучающий семинар с использованием ЭОР НП. Самостоятельная деятельность учащихся по подготовке урока.

При организации такого урока материал для изучения подготавливается учащимися на основе материалов ЭОР НП. Однако для того чтобы эффективность урока была достаточно высока, подготовка его должна осуществляться под четким руководством учителя и начинаться не менее чем за 3–4 недели до его проведения.

Общая схема проведения такого урока фактически дублирует схему проведения урока — введения нового материала с той разницей, что задания учащимся формулируют ученики, которые готовили материалы, отвечают на вопросы, комментируют и проверяют задания тоже они.

В этом случае работа учителя заключается в том, чтобы:

  • определить тему урока — обучающего семинара;

  • сформулировать для учащихся цель: на этапе подготовки, в процессе проведения урока;

  • определить учебный материал (ЭОР И- и П-типа), на основе которого будет проходить урок. Рекомендовать дополнительные источники информации;

  • координировать работу учащихся как в процессе подготовки к уроку, так и в процессе его проведения.

Основной такого урока являются ЭОР П-типа, включающие в себя задания тестового характера и направленные на отработку элементарных навыков, или задания, решения которых носят алгоритмический характер и не предполагают осуществления поиска.

    • Индивидуализированный практикум

Основой такого урока являются вариативные ЭОР П-типа. Отличается от неиндивидуализированного практикума тем, что разным группам учащихся, в зависимости от уровня их теоретической подготовки, успеваемости, когнитивного стиля предлагаются разные ЭОР. Учащиеся работают в индивидуальном темпе.

    • Творческий практикум

В рамках творческих практикумов на основе применения полученных учащимися теоретических знаний организуется:

    • поиск возможностей применения известного способа для решения новой задачи;

    • интерпретация учащимися теоретических фактов в соответствующей области на основе предложенных дополнительных материалов;

    • моделирование процессов и явлений реальной жизни и других предметных областей на основе предложенных дополнительных материалов.

Учитель проверяет результаты выполнения практических заданий, связанных с содержанием курса.

Основой таких практикумов являются ЭОР И- и П-типов, а также дополнительные источники информации.

    • Урок решение задач.

Целью такого урока является формирование новых приемов, способов, методов решения задач на основе усвоенных теоретических знаний.

Этот урок может быть проведен как в форме индивидуальной работы, так и по группам.

Основой таких уроков являются ЭОР П-типа, содержащие задания, решения которых носят неалгоритмический характер и предполагают осуществление поиска. ЭОР П-типа определяет учитель.

Применяются также ЭОР И-типа, которые включают в себя необходимые сведения для решения задач. При этом учитель может рекомендовать определенные ЭОР И-типа, а может предложить учащимся самостоятельно найти ЭОР, включающие в себя необходимые сведения.

    • Урок дискуссия на основе использования ЭОР НП.

Целью таких уроков является формирование умения аргументировано отстаивать свою точку зрения на основе освоенных знаний, умения анализировать высказываемые сторонами аргументы, умения находить рациональное основание для принятия аргументов противника.

Умение аргументировано отстаивать свою точку зрения — интегрированное умение, основными составляющими которого являются следующие умения:

  • определять цель деятельности;

  • отбирать информацию в соответствии с определенной целью;

  • выстраивать цепочку обоснований;

  • находить (подбирать) контраргументы (контрпримеры);

  • последовательно излагать материал и т. д.

Кроме того, в процессе урока формируются умения слушать, уважать мнение оппонента, анализировать суждения противной стороны…

Этот урок посвящен обсуждению поставленной проблемы или проблемной ситуации, или проблемного вопроса, или ситуации, предполагающей конструирование выводов. Итогом дискуссии может являться:

  • алгоритм решения задачи;

  • метод решения задачи;

  • классификация;

  • модель ситуации;

    • Урок — групповая дискуссия.

Основным отличием такого урока от дискуссии, проводимой в индивидуальном режиме, является предварительное разделение учащихся на группы и совместная выработка аргументов в пользу того или иного мнения.

Основой проведения такого урока могут являться ЭОР И- и П-типа, обладающие теми же особенностями, что и в предыдущем случае.

    • Урок обсуждение (выдвижение) идей.

Целью такого урока является формирование умения высказывать предположения и гипотезы на основе анализа информации, полученной разными способами.

Умения, формируемые в процессе урока:

  • анализ собственного опыта;

  • синтезирование мнений (точек зрения);

  • анализ высказываемых суждений.

Основой проведения такого урока, так же как и урока-дискуссии, являются ЭОР И- и П-типа. При этом наличие в содержании урока какого-либо противоречия или проблемы является необязательным. В условиях проведения таких уроков материалы ЭОР используются в качестве основы для выдвижения идеи, обоснования ее продуктивности.

    • Урок проблемный семинар.

В условиях использования ЭОР НП появляется реальная возможность организации полноценного семинара, учитывающего помимо подготовки учащегося на основании изучения различных источников еще и устный доклад, и развернутую дискуссию по проблеме.

Основой проведения таких уроков могут являться ЭОР всех типов. При этом выбор ЭОР осуществляется преимущественно учащимся, поскольку такие уроки предполагают обобщение и систематизацию уже изученного материала, содержание уже освоенных ЭОР. Необходимым является его переосмысление и переструктурирование.

Однако подготовка к семинару учитывает не только повторение учеником учебных материалов ЭОР, но и обращение к оригинальным текстам (фрагментам текстов), к электронным версиям журналов, газет, ресурсам Интернет. Рекомендуется предоставить учащимся список основных источников, но при этом не ограничивать их в возможности самостоятельно подобрать дополнительные информационные ресурсы по проблеме.

Выводы.

Использование ЭОР на уроках позволяет ученику:

    • проводить исследования, закреплять полученные знания, решать задачи и выполнять упражнения,

    • получать более точное представление сложных для понимания явлений или процессов,

    • работать в индивидуальном темпе,

    • формировать навыки самоконтроля, осуществлять самостоятельную исследовательскую деятельность при написании мультимедиа-рефератов, составлении проектов, создании школьной библиотеки наглядных пособий.

Внедрение в образование ЭОР НП повышает общий уровень учебного процесса, усиливает мотивацию обучения и познавательную активность учащихся.

Таким образом, современные педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность образовательного процесса, решить стоящие перед образовательным учреждением задачи воспитания гармонично развитой, творчески свободной личности.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!