СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование фольклорного приёма на уроках географии в основной школе

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование фольклорного приёма на уроках географии в основной школе

Просмотр содержимого документа
«Использование фольклорного приёма на уроках географии в основной школе»

Лапаева Ю.Г., учитель географии МБОУ Зимёнковская СОШ

Муромский район

Использование фольклорного приёма на уроках географии в основной школе

В 7 классе заканчивая изучение раздела «Природные комплексы и регионы», где школьники выделяют особенности природных зон, для того, чтобы привести в систему знания о природном комплексе влажных экваториальных лесов, интересно посмотреть на азиатские джунгли глазами жителей этих мест:

«Только пальмы не теряют листья»1 (индийская пословица),

«Убегая от тигра, попадешь к крокодилу»2 (тайская пословица),

«Дернешь лиану - взбудоражишь весь лес»3 (вьетнамская пословица),

«Лиана взбирается ввысь только благодаря деревьям»4 (вьетнамская),

«В джунглях избегают» непроторенных дорог»5 (тайская пословица),

«И в джунглях есть тропинки, и у стен есть уши»6 (вьетнамская).

Пословицы и поговорки отражают отличительные черты хозяйственной деятельности человека в различных регионах нашей планеты и поэтому, считаю, что их целесообразно включать на различных этапах урока, что заметно обогащает кругозор школьников.

Монгольские пословицы7:

«Счастье мужчины - беспредельная степь»,

«Верблюд - краса пустыни, телега - краса стойбища»

«Без травы нет скота, без скота нет пищи»,

«Мало слов - много скота»,

«Слова найдешь - скот потеряешь»

«Из 360 занятий самое почетное - земледелие»8 (китайская пословица), «Прежде подумай о рисе - затем обо всем остальном»9 (индийская пословица), «Все будет, коли рис есть10» (малайско-индонезийские пословица)

В 6 классе изучая особенности географической оболочки, для представления закономерностей и неизбежности упорядоченного преобразования природных факторов и понимания единства, и связей различных процессов и явлений также интересно применить народную мудрость:

«После прилива всегда бывает, отлив»11 (японская пословица),

«Солнце не навек скрывается за облаками»12 (ассирийская пословица),

«Ночью Солнце не появится вместо луны»13, (русская пословица)

«На тучу будет и погода»14 (русская пословица),

«На небе нет туч - не пойдет дождь15» (китайская пословица),

«Малые ветры, собравшись воедино, образуют тайфун»16 (вьетнамская пословица).

Очень важную тему о цикличном круговороте воды в природе можно объяснить с помощью других пословиц:

«С ветру пришло и на ветер ушло»17 (русская пословица),

«Даже море меняет место18» (осетинская пословица),

«Океан не пренебрегает и малыми речками»19 (японская пословица).

На уроке географии целесообразно использовать и нравственную сторону пословиц, когда речь идёт о природоохранной, экологической стороне воспитания и обучения:

«И море разливной ложкой черпай»20, (аварская пословица)

В копилке знаний есть ещё очень важная находка – народный календарь. Не имея возможности научно объяснить многие явления природы, человек наблюдал, сравнивал, следил каждый год за погодой, за сезонами времён года и всё это увековечивал в пословицах и поговорках, передавая из поколения в поколение. От этих знаний зависел будущий урожай и, следовательно, жизни целых народов. Эта сторона народной жизни не потеряла актуальности – многие приметы из «народного календаря» предлагают свою мудрость и сегодня.

Обязательным условием изучения раздела «Атмосфера» в 6 классе является ведение дневника погоды, где школьники, следя за суточным ходом температуры, облачностью, направлением ветров, осадками, иллюстрируют свои наблюдения различными изображениями (рисунок, коллаж). Основой для подобного рода информации и являются народные приметы, характерные для местности проживания. Это хороший источник для анализа21:

«Утром ясно, днем кучевые облака - к вечеру исчезнут»,

«К ненастью соль сыреет»,

«Ласточки летают низко - к дождю»,

«Комары толкутся - к вёдру».

Народные приметы можно встретить и в поэтической форме:

Старайся наблюдать различные приметы:

Пастух и земледел в младенческие леты,

Взглянув на небеса, на западную тень,

Умеют уж предречь и ветр, и ясный день,

И майские дожди, младых полей отраду,

И мразов ранний хлад, опасный винограду.

Так, если лебеди, на лоне тихих вод

Плескаясь вечером, окличут твой приход,

Иль солнце яркое зайдет в печальны тучи,

Знай: завтра сонных дев разбудит дождь ревучий,

Иль бьющий в окны град - а ранний селянин,

Готовясь уж косить высокой злак долин,

Услыша бури шум, не выдит на работу

И погрузится вновь в ленивую дремоту22.

А.С. Пушкин.

Наблюдая за насекомыми, растениями и животными, которые очень чутко реагируют на изменения погоды, можно подтвердить или опровергнуть следующие приметы23:

«Лес шумит - к непогоде»;

«Лягушки квакают - к дождю»

«Кузнечики трещат - к ясной погоде».

Ещё одна удивительная сторона народной жизни – загадка – также незаменимая помощница на любом этапе урока географии в любом классе. Сегодня психологи отмечают, что современные дети совершенно не умеют отгадывать загадки. Этот арт-приём восполняет данный пробел.

«Есть на свете конь, всему миру не сдержать»24 (загадка про ветер);

«Летит огневая стрела, никто ее не поймает: ни царь, ни царица, ни красная девица»25 (загадка про молнию);

«Летит орлица по синему небу, крылья распластала, солнышко застлала»26 (загадка про тучу);

«Поднялись врата - всему миру красота»27 (загадка про радугу);

«Идет лесом - не треснет, идет плесом - не плеснет»28 (загадка про месяц); «

«Встану я рано, бело да румяно, да как распушу золотые волосы, да выйду за город - и человек и зверь возрадуются.»29 (загадка про солнце).

При изучении темы «Атмосфера» в 6 классе, изучая различные явления природы можно использовать следующие загадки:

«Тур ходит по горам, турица - по долам,тур свистнет, турица подмигнёт»30 (загадка про гром и молнию);

«Крикнул вол на сто сел, на тысячу городов»31 (загадка про гром);

«Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, тебя с ног сбивает»32 (загадка про ветер);

«Красное коромысло через реку повисло»33 (загадка про радугу);

«Заря-заряница, красная девица, по свету ходила, ключи обронила; месяц видел - не сказал, солнце увидало - подняло.»34 (роса);

«Меня никто не видит, но всякий слышит. А спутницу мою всяк может видеть,

но никто не слышит»35 (загадка про гром и молнию).

Загадка не только определяет искомое понятие и явление, но и рассматривает их в процессе и развитии:

«Летит- молчит, лежит - молчит, когда умрет, тогда заревет»36 (загадка про снег);

«Как по небу, с севера, плыла лебедь серая, плыла лебедь сытая, вниз кидала-сыпала на поля-озёрушки белый снег да пёрышки»37 (загадка про тучу); «Подходила - грохотала, стрелы на землю метала. Нам казалось, шла с бедой, оказалось - шла с водой. Подошла и пролилась, вдоволь пашня напилась»38 (загадка про тучу).

При изучении раздела «Литосфера» урок о полезных ископаемых начинаю с загадок39:

«Без неё не побежит ни такси, ни мотоцикл, не поднимется ракета. Отгадайте, что же это?» (загадка про нефть);

«Если встретишь на дороге, то увязнут сильно ноги. Что бы сделать миску или вазу, она понадобится сразу» (загадка про глину).



1 http://litena.ru/books/item/f00/s00/z0000065/st040.shtml

2 http://litena.ru/books/item/f00/s00/z0000065/st039.shtml

3 http://litena.ru/books/item/f00/s00/z0000065/st014.shtml

4 http://www.poslovitza.ru/o_dereve.html

5 http://www.poslovitza.ru/o_doroge.html

6 http://www.poslovitza.ru/o_doroge.html

7 http://litena.ru/books/item/f00/s00/z0000065/st031.shtml

8 http://litena.ru/books/item/f00/s00/z0000065/st024.shtml

9 http://poslovitsy-pogovorki.com/p/22279.php

10 http://litena.ru/books/item/f00/s00/z0000065/st029.shtml

11 http://poslovitsy-pogovorki.com/pr191/p1.php

12 http://www.poslovitza.ru/assiriyskie.html

13 http://www.poslovitza.ru/o_lune.html

14 https://dic.academic.ru/dic.nsf/dahl_proverbs/28714/%D0%9D%D0%B0

15 http://www.poslovitza.ru/pro_tuchi.html

16 http://litena.ru/books/item/f00/s00/z0000065/st014.shtml

17 https://info.wikireading.ru/69863

18 http://poslovitsy-pogovorki.com/pr163/p1.php

19 https://www.aphorism.ru/comments/shjjpvpx7d.html

20 http://litena.ru/books/item/f00/s00/z0000065/st027.shtml

21 http://ogorodnikoff.omne.ru/2009-04-05-02-50-12/294-prognoz-pogody-po-oblakam-vetru-osadkam-raduge-i-tumanu

22 https://www.booksite.ru/fulltext/1/001/001/126/294.htm

23 https://sunduksovetov.ru/index.php/razdely-sunduchka/23-mudrye-sovety/244-narodnye-primety-o-pogode

24 https://po-ymy.ru/dlinnye-i-korotkie-zagadki-pro-veter.html

25 http://zagadki1.ru/zagadka/letit-ognennaya-strela-nikto-eyo-ne-pojmaet.htm

26 http://zagadki1.ru/zagadka/letit-orlica-po-sinemu-nebu.htm

27 http://zagadki1.ru/zagadka/podnyalis-vorota-vsemu-miru-krasota.htm

28 http://zagadki1.ru/zagadka/idyot-lesom-ne-tresnet-idet-plesom-ne-plesnet.htm

29 http://zagadki1.ru/zagadka/vstanu-ya-rano-belo-da-rumyano-da-kak-raspushu-zolotye-volosy.htm

30 http://zagadki1.ru/zagadka/tur-hodit-po-goram-turica-po-dolam.htm

31 http://zagadki1.ru/zagadka/kriknul-vol-na-sto-syol-na-tysyachu-gorodov.htm

32 http://zagadki1.ru/zagadka/fyrchit-rychit-vetki-lomaet-pyl-podnimaet-s-nog-sbivaet.htm

33 http://zagadki1.ru/zagadka/krasnoe-koromyslo-cherez-reku-povislo.htm

34 http://zagadki1.ru/zagadka/zarya-zaryanica-krasnaya-devica.htm

35 http://zagadki1.ru/zagadka/menya-nikto-ne-vidit-no-vsyakij-slyshit.htm

36 http://zagadki1.ru/zagadka/letit-molchit-lezhit-molchit-kogda-umret-togda-zarevyot.htm

37 http://zagadki1.ru/zagadka/kak-po-nebu-s-severa-plyla-lebed-seraya.htm

38 http://zagadki1.ru/zagadka/podhodila-grohotala.htm

39 http://ubilya.ru/node/370


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!