СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование фотографий деятельности агрошколы в подготовке к итоговому собеседованию по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание фотографии для подготовки к устному собеседованию

Просмотр содержимого документа
«Использование фотографий деятельности агрошколы в подготовке к итоговому собеседованию по русскому языку»

МБОУ «Тамалаканская средняя общеобразовательная школа»

муниципального района «Верхневилюйский улус (район)»

Республики Саха (Якутия)



Использование фотографий деятельности агрошколы в подготовке к итоговому собеседованию по русскому языку

Работа учителя русского языка и литературы

МБОУ «Тамалаканская СОШ»

Ивановой Агнии Афанасьевны



Актуальность работы: Сегодня можно констатировать некоторое отстранение образования и воспитания в сельской школе от потребностей сельского социума, поскольку они не ориентированы на формирование у учащихся ценностных ориентаций, социально значимых знаний, отвечающих динамичным изменениям сельского социума и необходимых для организации достойной жизни на селе. Насущной проблемой современного общества стало возрождение села. Селу нужны хозяева, любящие свою родину, желающие организовать в ней достойную жизнь. Перед педагогическим коллективом агрошколы стоит задача воспитать будущего хозяина села, стремящегося возродить родное село. Внедрение агрокомпонента не только в воспитательную деятельность, но и в учебную часть может способствовать решению этой проблемы. Введение агрокомпонента как работа с фотографией в подготовке к итоговому собеседованию по русскому языку в 9-м классе – актуальная тема.

Цель работы: показать введение агрокомпонента как работу с фотографией в подготовке к итоговому собеседованию по русскому языку в 9-м классе.

Задачи:

1.Обобщить опыт введения агрокомпонента как работу с фотографией на уроках подготовки к итоговому собеседованию;

2. Собрать дидактический материал в виде разных фотографий для успешной подготовки к итоговому собеседованию.

3. Написать работу.

Новизна: введение агрокомпонента в виде работы с фотографией в подготовке к итоговому собеседованию.

Практическая ценность моей работы: она может быть использована на уроках русского языка в агропрофилированных школах.

Функциональное значение агрокомпонента


Агротехнологический компонент - дополнительный материал в содержании учебного предмета, реализующий цели агропрофилированной школы по воспитании и обучении будущего хозяина села.

Агрокомпонент вводится в рабочие программы по всем учебным предметам и имеет следующие функциональные значения: ознакомление обучающихся с особенностями сельского социума, воспитание чувства уважения к сельскому труду и формирование чувства любви к родному месту.

Основное предназначение агрокомпонента – воспитание чувства сопричастности школьников к сельской жизни, духовно-нравственное воспитание их как хозяев земли, как носителей и продолжателей якутской культуры, а также формирование компетенций для их дальнейшей самореализации и социального самоопределения в современной сельской социокультурной среде. Также введение агрокомпонента в содержание уроков расширяет его границы, развивает эрудицию учащихся, является дополнительным информационным дидактическим средством.

По учебному предмету «Русский язык» введение агрокомпонента предполагает разные виды работы с текстом: анализ текстов по разным типам речи, тексты для письменных работ, создание текстов, в том числе по картинам, фотографиям. В подготовке к итоговому собеседованию очень хорошо можно использовать фотографии деятельности агрошколы.

Фотография как агрокомпонент в подготовке к итоговому собеседованию

Итоговое собеседование – важный этап для дальнейшей успешной сдачи государственной итоговой аттестации выпускниками основной школы. Он организовывается как экзамен-допуск к ГИА. Содержание итогового собеседования включает 4 задания: чтение, пересказ, монологическое высказывание и участие в диалоге. Итоговое собеседование проверяет коммуникативную компетенцию обучающихся – умение создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге, выразительно читать текст вслух, пересказывать текст с привлечением дополнительной информации.

В содержании курса русского языка актуальным является компетентностный подход, который предполагает совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций на деятельностной основе. Перед учителями ставится цель - сформировать у обучающихся коммуникативные умения и навыки, овладение различными видами речевой деятельности в разных сферах общения. Необходимо понять и то, что язык человека передает определенную картину действительности, её оценку в зависимости от того, какие языковые концепты актуализируются в сознании человека. Актуализация языковых концептов, связанных с агротехнологической деятельностью, сформирует в сознании обучающихся сельскую картину действительности, способствует будущему самоопределению и самореализации их в сельском социуме.

Описание фотографии включено в содержание 3-го задания – тематического монологического высказывания. Монолог как вид устного высказывания вызывает затруднения у школьников. В данном задании предлагаются три варианта высказывания, различных по типу речи: описание, повествование, рассуждение. Для детей, не владеющих русским языком в совершенстве, особенно затруднительно создать тексты рассуждения или повествования, так как это неподготовленная заранее речь. Для обучающихся, которым русский язык является неродным, сложно конструировать текст с разнообразными речевыми конструкциями, с богатым набором изобразительно-выразительных средств и с безупречной логической структурой. Таким детям лучше выбрать первый вариант – описание фотографии. Описанию трудно придать жёсткий порядок, устанавливающий последовательность перечисляемых признаков и свойств выбранного объекта, но вместе с тем там нет и того жесткого требования полноты, которую требует событийность повествования. Темы монологов соответствуют знаниям, жизненному опыту, интересам и психологическим особенностям школьников данного возраста. Чтобы успешно подготовиться к этому испытанию, сельским школьникам надо опираться на свой опыт жизни в селе, т.е использовать фотографии сельской жизни. Затем уже, овладев навыками описания фотографии, обучающиеся легко смогут составить монолог по фотографии на любые темы.

Описание по фотографии должно строиться по определенной схеме и должно состоять не менее 10 полных предложений. Фотография начинается с замысла, который фотограф хочет донести до зрителя. Содержание замысла фотографии - это смысловой центр снимка, центр сюжета, главный объект изображения. Можно выделить три основных жанра фотографии: фотография – пейзаж, фотография – портрет, фотография – событие, фоторепортаж. Это поможет обучающимся сориентироваться при подготовке к монологу – описанию, так как для каждого жанра характерны свои особенности, которые должны быть учтены при составлении синтаксических конструкций. Но все фотографии обязательно должны вызвать определенные эмоции у обучающихся.

Описание фотографии надо начинать с представления темы фотографии. Затем нужно описывать центр сюжета, затем те элементы фотографии, которые находятся на заднем плане. При описывании фотографии-пейзажа нужно актуализировать цветовую гамму пейзажа, композицию картины пейзажа. При описывании портрета человека необходимо передать не только изображение внешности человека, но и эмоциональное настроение: выражение лица, глаз, чувств человека. При описании фотографии-события нужно рассказать о признаках события и о его роли в жизни людей. Описание фотографии обязательно надо завершить своим эмоциональным откликом на неё: какие чувства, мысли, переживания вызывает фотография, как она связана с жизненным опытом школьника.

Фотографии деятельности агрошколы могут подойти к любым жанрам фотографии. Картины природы во время сенокоса, уборки урожая, мунхи, сбора дикоросов могут быть использованы в подготовке школьников к описанию фотографий-пейзажей. Портреты участников мероприятий агрошколы очень хорошо подойдут для подготовки к описанию фотографий-портретов. Нужно выбрать такие фотографии, в которых отражено эмоциональное настроение людей. Это могут быть радостные довольные ребята или взрослые во время уборки урожая, на рыбалке, на мунхе, на практических занятиях по коневодству, животноводству, растениеводству и т.д. Фотографий-событий в деятельности агрошколы много. Это и уборка территорий, это массовая рыбалка-мунха, это посадка растений, это посевные, уборочные работы, это отдых на природе и т.д.

Работа с такими фотографиями обогатит словарный запас учащихся агротехнологического направления, сформирует определенный языковой концепт агротехнологического характера. Даже те школьники, которые овладели не всеми умениями и навыками сельского жителя, в сознании сформируют определенный концепт о видах деятельности в селе, получат некий жизненный опыт сельского социума.

Для описания фотографии необходимо продумать вопросы, которые помогут учащимся последовательно и логически связанно составить текст описания.

  1. Что изображено крупным планом в центре?

  2. Кто / что является главным героем фотографии?

  3. Как передается выражение лица (глаза, улыбка, взгляд)?

  4. Чем занят главный герой?

  5. Какое событие изображено?

  6. Что вы видите на заднем плане снимка?

  7. На каком фоне всё изображено?

  8. Что особенно тщательно, детально передано на снимке?

  9. Что больше всего привлекает в фотографии?

  10. Какие чувства, мысли, переживания вызывает фотография?

У меня есть фотографии по рыболовству, коневодству, растениеводству, овощеводству, переработке продукции агротехнологической деятельности. Этот список можно как угодно расширить: фотографии по пчеловодству, птицеводству, по охоте, по подсобному хозяйству и т.д. Дети описывают то, что пережито в жизни, что реально в сельской местности, поэтому более-менее легко обучаются приемам описания фотографии вообще. При описании таких фотографий обогащается словарный запас учащихся, дети знакомятся с агротехнологическими терминами, учатся рассказывать об особенностях жизни якутского села. Такой агрокомпонент способствует воспитанию будущих хозяев села, закладывает основы духовно-нравственного воспитания будущих тружеников села, закрепляет невидимые связи для самореализации школьников в сельском социуме.

Заключение

Подводя итог сказанному, можно сформулировать следующие выводы:

  1. Агрокомпонент на уроках русского языка предполагает, в основном, работу по тексту.

  2. Агрокомпонент имеет цель духовно-нравственного воспитания школьников как хозяев земли, как носителей и продолжателей якутской культуры, а также как средство формирования компетенций для их дальнейшей самореализации и социального самоопределения в современной сельской социокультурной среде.

  3. Агрокомпонент как описание фотографией для подготовки к итоговому собеседованию доступен для школьников, интересен и очень актуален. Он способствует успешному преодолению 3-го задания ИС - тематического монологического высказывания.





Использованная литература:

  1. Егораева Г.Т. ОГЭ 2018. Русский язык. Тренажёр. Устное собеседование для выпускников основной школы. - М.: Издательство «Экзамен», 2018.

  2. Г.В.Негуляева. Методика подготовки к устному собеседованию по русскому языку в 9 классе. Задание № 3 Монологическое высказывание. Тема № 1 Описание фотографии. – nsportal.ru/ - Google/5 марта 2021 г.

  3. Нечаева О. А. Функционально – смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. – Улан - Удэ, 1974 г.

  4. ФИПИ. Методические материалы для подготовки и аттестации экспертов по проверке и оцениванию устных ответов участников государственной итоговой аттестации по русскому языку с использованием аудиозаписей. Итоговое собеседование./ Авторы-составители: Цыбулько И.П., Малышева Т.Н./ - Москва, 2020 – vpr-ege.ru/ 5 марта 2021 г.

  5. Фурзикова О.Ю. Описание фотографии. Подготовка к устному собеседованию. 9 класс. – multiurok.ru/ Google/ 5 марта 2021 г.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!