СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование фрагментов художественной литературы на уроках физики как средство стимулирования умственной деятельности учеников.

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование фрагментов художественной литературы на уроках физики как средство стимулирования умственной деятельности учеников.»

Использование фрагментов художественной литературы на уроках физики как средство стимулирования умственной деятельности учеников.

Учитель физики МОУ «Гимназия №1»

г. Железногорск Курской области

Фокина Елена Анатольевна

  «Грош цена вашей физике, если она застилает для вас все остальное: шорох леса, краски заката, звон рифм. Это какая-то усеченная физика, если хотите - выхолощенная. Физик, не воспринимающий поэзии, искусства,- плохой физик». (Л.Д. Ландау)

Большую пользу учителю физики при изучении учебного материала приносит использование фрагментов из художественных произведений. Произведения художественной литературы богаты описаниями тех или иных физических явлений природы, интересными фактами. Умелое применение фрагментов из художественных произведений на уроках стимулирует у ребят творческое мышление, помогает им осознать и лучше запоминать пройденное, создает и поддерживает эмоциональный настрой, способствует более прочному усвоению знаний. На уроках эта форма работы сейчас используется всё чаще и, особенно в классах с гуманитарной направленностью. Физика перестаёт для них быть сухой и отвлечённой наукой, так как помогает увидеть вокруг разнообразные физические явления, ранее не замеченные ими, помогает им быть более наблюдательными. Литература позволяет внести в урок положительные эмоции и тем самым стимулировать умственную деятельность учеников.

Использование фрагментов из произведений художественной литературы на различных  этапах урока многообразно. Например, в 8 классе при изучении темы „Электрические явления" можно предложить решить проблемную задачу из рассказа К. Паустовского «Подарок».

«Ты мне про лесничего не говори..Лесничий мужик хитрый, он когда в Москве жил, так, говорят. На электрическом току пищу себе готовил. Может это быть или нет?

- Может - ответил Рувим.

-Может, может!- передразнил его дед.

-А ты его видал? Как же ты его видал, если он видимости не имеет, вроде как воздух?»

Попросить учащихся обьяснить деду Митрию, что такое электрический ток.

Изучая тему «Теплопроводность» в 8 классе, продемонстрировать фрагмент стихотворения А.С. Пушкина:

Зима!.. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая…

Ребятам предложить обьяснить причину «торжества» крестьянина. (Воздух, находящийся между снежинками имеет « плохую» теплопроводность и, следовательно, озимые посевы под снегом лучше сохранятся и крестьянин получит хороший урожай).

А вот тему «Инерция» в 7 классе, можно начать с постановки проблемной задачи, используя сказкуВ. Гаршина.Лягушка-путешественница. «Лягушка, прыгая всеми четырьмя лапками, быстро падала на землю; но так как утки летели очень быстро, то и она упала не прямо на то место, над которым закричала и где была твёрдая дорога, а гораздо дальше, что было для неё большим счастьем, потому что она бултыхнулась в грязный пруд на краю деревни». Какое же явление и как спасло лягушку?

При изучении темы «Диффузия» использовать фрагмент повести Дж.К. Джерома « Трое в лодке,не считая собаки»:«Это был изумительный сыр, острый и со слезой, а его аромат мощностью в двести лошадиных сил действовал в радиусе тех миль и валил человека с ног на расстоянии двухсот ярдов».

 Отрывки стихов, рассказов, повестей, загадки, пословицы и поговорки позволяют сформулировать множество интересных физических задач, как качественных, так и количественных. Решение этих задач вызывает у ребят поток нестандартных мыслей, они с оживлением выдвигают разные версии, с большим интересом узнают верный ответ.

При изучении темы в 7 классе «Механическое движение» предложить фрагмент из сказки «Конек – Горбунок»:

"Горбунок летит, как ветер.

И в почин на первый вечер

Верст, сто тысяч промахал

И нигде не отдыхал".

Вопросы: С какой скоростью ехал Конек - Горбунок? Сколько раз он за один "почин" мог бы обогнуть земной шар? Действительно ли он двигался как ветер?

Стихотворение В. Берестова.
Уж если со мной он не дружит,
Тогда отпустил бы домой.
Как вышло, что лес меня кружит,
Ведь я же хожу по прямой?
Как называется линия, по которой человек кружит по лесу? 


В качестве расчетных задач можно использовать: 1) фрагмент из русской народной сказки «Репка» «Позвала кошка мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку. Тянут - потянут — и вытянули репку».

Задача. Дед, взявшись за репку, развивает силу тяги- 500 Н, бабка –100 Н, внучка –50 Н, Жучка –30 Н, кошка –10 Н и мышка –5 Н. Чему равна равнодействующая всех этих сил, направленных по одной прямой в одну и ту же сторону? Справилась бы с репкой эта компания без мышки, если силы, удерживающие репку в земле, равны 590 Н?

2) Герой одного из рассказов О. Генри ударил поросенка с такой

силой, что тот полетел, «опережая звук собственного визга».

Задача. С какой скоростью должен был лететь поросенко, чтобы описанный случай произошел в действительности? Массу поросенка принять равной 5 кг, продолжительность удара 0,01 с. Какова сила удара?

Ещё один пример. Герой повести А.Беляева «Звезда КЭЦ» утверждает, что, подпрыгнув на метр, он опустился через 22 секунды.

Чему равно ускорение свободного падения на этой планете?

Ученики любят решать необычные задачи, где требуется логика мышления. Любят они и литературных героев – таинственных и непонятных. Можно связать содержание физических задач со знаменитым Шерлоком Холмсом – человеком много знающим, наблюдательным, мыслящим. Можно с помощью слайдов демонстрировать ученикам придуманные эпизоды из жизни известного сыщика, являющиеся условиями физических задач. Ребята думают, делают открытия, учатся мыслить и быть наблюдательными.

Несколько таких задач:

Была зима. Шерлок Холмс вошел в комнату с улицы. Сквозь замёрзшие окна был виден лишь край дороги. «Хозяйка квартиры ленивая, - подумал он.

Почему он сделал такой вывод?
( Окна в квартире хозяйки замёрзли. Значит, в пространство между рамами проник из комнаты тёплый влажный воздух и, соприкасаясь с холодным стеклом, замёрз на нём. Следовательно, окна плохо утеплены.)

Хозяйка поставила на стол тарелку с бутербродами – с сыром и колбасой. Шерлок Холмс посмотрел на них и подумал: «А нож хозяин точит редко».

Почему у него возникла эта мысль?
( Если нож тупой, то он оказывает меньшее давление и на срезе сыра остаются «рваные» широкие следы.)

«Блины вкусны тогда, когда горячие», - сказала хозяйка, приглашая Шерлока Холмса к столу. «Чтобы они дольше оставались горячими, - продолжала она, - я ставлю тарелку с блинами на плетеный из проволоки поднос. Прошу вас». «Лучше их ставить на деревянную подставку», - посоветовал Холмс.

На чем основан этот совет?
(Теплопроводность дерева меньше, чем металла, поэтому на деревянной подставке тарелка остывает медленнее)

Особенно интересно выбрать такие отрывки, где имеется научная ошибка, неточность. Тогда перед учениками ставится более сложная задача: найти ошибку и правильно объяснить описанное явление.

« Потолок ледяной, дверь скрипучая...
За шершавой стеной тьма колючая...
Как пойдешь за порог, всюду иней,
А из окон парок синий-синий.» (Пар не имеет цвета).


  Один поэт написал о капле дождя:
« Она жила и по стеклу текла,
Но вдруг ее морозом оковало,
И неподвижной льдинкой капля стала,
А в мире поубавилось тепла»

Какая физическая ошибка допущена в этом стихотворении?

Если учитель не имеет возможности провести эксперимент, подтверждающий действие данного закона, тогда ему на помощь придут яркие, образные примеры из художественной литературы. Один из героев повести А.Беляева «Звезда КЭЦ», попав на маленькую планету, обнаруживает действие III закона Ньютона:

« Я начал раздеваться. И вдруг почувствовал, что физический закон – « сила действия равна силе противодействия»- обнаруживается здесь в чистом виде, не затемнённый земным притяжением. Здесь все вещи и сам человек превращаются в «реактивные приборы». Я отбросил костюм, говоря по- земному «вниз», а сам, оттолкнувшись от него, подпрыгнул вверх. Получилось: не то я сбросил костюм, не то он меня подбросил».

Данный пример интересен ещё и тем, что действие привычного закона проявляется здесь в необычных условиях и тем самым подтверждается универсальность закона.

Использование художественной литературы оказывается весьма эффективным, если придерживаться определенных требований:

- быть связано с конкретными вопросами курса физики,

- отражать основной, а не второстепенный или дополнительный материал,

- иметь художественные достоинства: яркость и убедительность образов, выразительность,

- быть кратким, лаконичным,

- способствовать положительной мотивации к изучению физики.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!