СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование графической наглядности на уроках физической географии как средство обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

         Наглядность в преподавании географии  имеет первостепенное значение. География, в отличие от других предметов, имеет дело с объектами, размеры которых обыкновенно очень велики. Одно это обстоятельство заставляет учителя весьма часто давать изображения этих предметов в сильно уменьшенном виде. Кроме того, географические объекты нередко бывают очень сложны и разнообразны, в силу чего понять их без чертежа или рисунка не всегда бывает, возможно.

         Значение применения графических средств в обучении географии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья очень велико, так как графическая наглядность, прежде всего, дает возможность сосредоточится на главном создать стержневой образ темы, помогающий прочному усвоению и запоминанию материала.

Просмотр содержимого документа
«Использование графической наглядности на уроках физической географии как средство обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)»

Использование графической наглядности на уроках физической географии

как средство обучения для детей

с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)


Ильина Кюннэй Анатольевна учитель географии

МОБУ ЯГНГ «Айыы Кыһата» г.Якутска


Согласно официальным данным в России насчитывается более 350 тысяч детей инвалидов. И у каждого ребенка своя особая судьба, своя особая жизнь, которая не похожа на другие. Детская инвалидность – это в первую очередь, ответственность общества за качество жизни молодого поколения. Наряду с ними находятся дети с проблемами здоровья, которые не имеют инвалидности, но, тем не менее, они не в меньшей мере нуждаются в педагогической реабилитации и социальной адаптации. Поэтому становится актуальным решения вопроса равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы.

В основу адаптивной педагогики положена гипотеза, что коррекция психофизического состояния учащихся и развитие их сенсорных способностей, а также социольно-педагогическая адаптация и творческая реабилитация детей с особыми потребностями будут осуществляться более успешно и качественно, если проводить общеобразовательный процесс через призму реабилитационного пространства.

Наглядность в преподавании географии имеет первостепенное значение. География, в отличие от других предметов, имеет дело с объектами, размеры которых обыкновенно очень велики. Одно это обстоятельство заставляет учителя весьма часто давать изображения этих предметов в сильно уменьшенном виде. Кроме того, географические объекты нередко бывают очень сложны и разнообразны, в силу чего понять их без чертежа или рисунка не всегда бывает, возможно.

Значение применения графических средств в обучении географии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья очень велико, так как графическая наглядность, прежде всего, дает возможность сосредоточится на главном создать стержневой образ темы, помогающий прочному усвоению и запоминанию материала.

Графическая наглядность помогает правильно установить пространственные взаимоотношения предметов и явлений. Графическая наглядность полезна при применении сравнений, которые так необходимы для сознательного прочного усвоения знаний. Сравнения, особенно ярки, если они выражены графически.

Когда ученик зарисовывает рисунок в тетради, цель учителя приучить ученика думать в момент рисования. Он будет не просто рабски копировать рисунок учителя, а будет думать графически. Графическое мышление имеет огромное значение. Переход от простых к более сложным рисункам и чертежам, учащийся постепенно приобретает навык читать и понимать рисунки и чертежи в книгах. Кроме понимания готовых рисунков и чертежей, учащийся приобретает способность выражать свои мысли также графически, что является весьма ценным приобретением. География, которая все время имеет дело с картами, чертежами, рисунками, снимками и другим изображениями изучаемых предметов, особенно нуждается в развитии графического мышления.

Независимо от способностей почти все дети любят рисовать. Задача учителя в данном случае сводится к тому, чтобы не только помочь ученику создать с помощью штриха определенные географические понятия, но и научить мыслить, анализировать, сравнивать, делать выводы, рассуждать, искать решения. Этим самым на уроках создается обстановка увлеченностью трудом. Рисование на уроках способствует развитию географического мышления, ученик опираются на наглядные образы, создаваемые рисунком.

Пояснительные рисунки применяются для усвоения понятия требующие определенный графический образ. Например, при пояснения таких физико-географических понятий, как «складчатые горы», «речной бассейн», «водопад», «бриз», элементы рельефа дна мирового океана и т. д.


Система применения пояснительных рисунков на уроках физической географии для детей

с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

5 класс

6 класс

7 класс

Раздел 1. Накопление знаний о Земле. Рисунок кораблей викингов, Христофора Колумба, Джеймса Кука

Раздел 5 атмосфера..

Строение атмосферы.


Раздел 1. Главные особенности природы Земли. Расхождение литосферных плит в зоне серединно-океанического хребта. Столкновение материковых литосферных плит. Столкновение материковой и океанической литосферных плит.

Раздел 2. Земля во Вселенной. Рисунок планет Солнечной системы

Угол падения солнечных лучей

Толщина тропосферы на разных широтах. Общая циркуляция атмосферы в тропосфере.

Схема вращения Земли вокруг Солнца

Атмосферное давление.

Схема образования постоянных ветров на Земле.

Раздел 3. Географические модели Земли. Рисунок компаса

Схема образования бриза, муссона.

Основные потоки влаги над Мировым океаном.

Лото «Условные знаки»

Схема образования облака

Рисунок обмена веществ в океане

Относительная и абсолютная высота точек. Изображение рельефа с помощью горизонталей холма и впадины.

Обращение Земли вокруг Солнца. Пояса освещения Земли.

Рисунок биологического круговорота веществ на суше

Размеры Земли. Градусная сетка.

Распределение солнечного тепла на земной поверхности в зависимости от географической широты.

Высотная поясность северного склона Кавказских гор

Географическая широта и долгота

Распределение растительности в горах в зависимости от распределения осадков.

Раздел 2. Материки и океаны. Строение нагорий Ахаггар и Тибести. Строение Драконовых гор.

Раздел 4. Земная кора. Внутреннее строение Земли. Строение земной коры.

Раздел 6. Гидросфера. Схема круговорота воды в природе.

Рисунок растительности и животного мира саванн Африки

Рисунок землетрясения

Движение вод океана. Лунные и солнечные приливы

Типы жилищ народов Африки

Рисунок строения вулкана

Рисунок реки и её частей. Водопады, пороги.

Рисунок народов Африки

Горы (основные понятия) Схема образования гор

Типы озерных котловин.

Схема образования гор Центральной Австралии

Строение дна океана

Подземные воды. Межпластовые воды. Схема образования пещер

Рисунок растительности и животного мира Австралии

Физическое и органическое выветривание.

Схематичное изображение гор на разных широтах. Образования ледника. Схема строения ледника. Схема образования айсбергов.

Типы жилищ народов Австралии


Раздел 7. Биосфера. Схема распределение организмов биосферы и биологического круговорота на природе.

Рисунок народов Австралии


Рисунок животного мира океана

Образование атолла


Рисунок влажного экваториального леса.

Схема образования гор Анды


Рисунок смешанного леса

Рисунок растительности и животного мира Южной Америки


Рисунок африканской саванны

Типы жилищ народов Южной Америки


Рисунок почвенных организмов

Рисунок народов Южной Америки



Схема образования гор Кордильер



Рисунок растительности и животного мираСеверной Америки



Типы жилищ народов Северной Америки



Рисунок народов Северной Америки



Схема образования гор Гималаи



Рисунок растительности и животного мира Евразии



Типы жилищ народов Евразии



Рисунок народов Евразии

Когда ученику освоятся с ведением тетради, когда у них получится какой-то видимый след от работы, им начинает это нравится. К концу учебного года особенно хорошо сделанная тетрадь становится огромной ценностью для ученика. Она ценна тем, что ученик имеет свое пособие, по которому необыкновенно легко повторяются наиболее трудные вопросы, а самое главное – ученик чувствует, что весь процесс работы необыкновенно способствует усвоению и глубокому запоминанию пройденного материала, ему почти не приходится проходить эти моменты по учебнику.

Благодаря адаптированной индивидуальной программе решается важная педагогическая проблема самореализация, саморазвитие и самовоспитание личности в процессе социального творчества, которая приводит реабилитации и адаптации детей с ОВЗ в коллективе сверстников, формированию социально успешной личности, гармонизации его внутреннего мира.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!