(Слайд 1) Использование групповых форм работы как средство формирования коммуникативных литературных компетенций учащихся.
Учитель русского языка и литературы
МАОУ гимназии №22 города Калининграда
Абушева Светлана Васильевна
В настоящее время, в условиях работы по реализации ФГОС, перед каждым учителем-словесником стоит вопрос: как развить коммуникативные литературные компетенции учащихся? Что необходимо сделать, чтобы школьники осмысленно читали художественные произведения и с удовольствием готовились к урокам? На наш взгляд, в решении этих вопросов важную роль играет сотрудничество учителя и учащихся, которое может быть реализовано групповой формой работы на уроках литературы, когда школьники становятся главными действующими лицами.
(Слайд 2) Цель групповой работы - активное включение каждого ученика в процесс освоения учебного материала. Именно в творческих группах рождаются споры, обсуждаются варианты решения проблем, идёт взаимообучение. Стоит сказать, что групповая форма работы на уроке давно вошла в школьную жизнь, но ее обучающие и развивающие возможности явно недооцениваются.
Согласно мнению ученого X.И. Лийметса, методика группового взаимодействие учащихся на уроке следующая:
(Слайд 3) - Класс разбивается на несколько групп - от 3 до 6 человек.
- Каждая из них получает задания, которые могут быть одинаковыми для всех учебных групп либо дифференцированными.
- Внутри каждой группы, между ее участниками, распределяются роли.
- Процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями и оценками.
Поделюсь своим опытом работы по развитию коммуникативных литературных компетенций учащихся на уроках литературы. Использую групповые формы работы как в среднем звене, так и в старших классах, где объем материала большой, а учебных часов мало. В процессе выполнения данных мною заданий учащиеся развивают умения работать с текстами художественных произведений, учатся анализировать прочитанное, отбирать главное, существенное, излагать свои мысли как в устной, так и в письменной форме.
Совершенно оправданы групповые формы работы на разных типах уроков: семинарах, практикумах, уроках-исследованиях, уроках-спектаклях. Готовясь к ним, применяю следующие способы разделения класса на группы:
(Слайд 4) 1). по взаимному выбору, желанию;
2). разделение случайным образом. Например, объединение учеников, сидящих на одном ряду или с помощью жребия;
3). в основе формирования групп может быть определенный признак, допустим: дата рождения или интересы;
4). иногда группу набирает ее «лидер»;
5). реже сама распределяю детей на группы, учитывая их способности и темперамент.
Слайд 5) "Никакая работа в группах без учителя невозможна. Работа группы с неподходящим учителем может привести только к отрицательным результатам»,- говорил П. Успенский.
Работая с группами, исхожу из того, что учитель должен быть организатором, соучастником коллективной деятельности, он также получает возможность осуществить индивидуальный подход к обучающимся.
Именно поэтому учитываю, каким образом в ходе занятия будет осуществляться
1). «продуктивность» обучения на уроке;
2). включение в урок проблемных ситуаций;
3). мыслительные и практические действия учащихся;
4). как будут проявляться их речевые навыки.
Перед группами ставлю (слайд 6)
1).познавательную задачу или проблемный вопрос;
2). провожу инструктаж о последовательности работы;
3) в случае необходимости раздаю дидактический материал;
4). осуществляю контроль за ходом групповой работы;
5). стараюсь разрешать разногласия с помощью логических аргументов;
6). даю оценку работы групп.
(Слайд 7). Учащиеся, включаясь в активную познавательную деятельность, выполняют следующие задачи:
1). самостоятельно работают с текстами произведений, отбирая необходимый рабочий материал по теме;
2). составляют план или тезисы ответа на поставленные вопросы;
3). индивидуально выполняют задания;
4) представляют свое монологическое или диалогическое высказывание. (Слайд 8) Продумываю заключительная часть работы на уроке. Это может быть:
-сообщение о результатах работы в группах;
-анализ познавательной задачи, рефлексия;
-общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.
(слайды 9,10,11,12) Так, групповые формы работы я использовала на уроках: «Тема весны в лирике русских поэтов XIX века»» (7 класс), на уроке – дискуссии «Поэтическая исповедь М.Ю. Лермонтова» (9 класс), на уроке-спектакле по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор» (8 класс), на уроке –инсценировании сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» (5 класс) и ряде других.
В III четверти текущего года проведен урок литературы в 10 классе по теме «Любовь в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Класс был разделен на 4 группы, поскольку в романе 4 любовные истории. Ребята выбрали руководителей групп, способных планировать работу, осознали общую цель, рационально распределили обязанности и включились в коллективную деятельность. Работая дома с текстом романа, десятиклассники подобрали рабочие материалы по вопросам, позволяющим раскрыть образы главных героев (Николая Петровича Кирсанова и Фенечки, Павла Петровича Кирсанова и княгини Р., Аркадия Кирсанова и Кати, Анны Одинцовой и Евгения Базарова). На уроке каждый из учащихся выступил по теме и заданию, показав умение формулировать собственную точку зрения, адекватно воспринимать чужое мнение, разрешать разногласия с помощью логических аргументов. Перед вами фрагмент урока, хочется только сказать, что в любом случае учащиеся перед камерой испытывали волнение. (Фрагмент урока - видеозапись)
Проведенный урок показал, что активная форма работы в группах дала положительные результаты: при выполнении заданий школьники неоднократно перечитали текст произведения, подобрали необходимые цитаты, сделали обобщения и выводы.
(слайд 13). Следует отметить, что подобная систематическая работа приносит положительные результаты: мои учащиеся являются активными участниками, лауреатами и победителями литературных конкурсов, смотров знаний, исследовательских конференций разных уровней.
(слайд 14) Таким образом, можно утверждать, что работа в группах открывает большие возможности для развития универсальных учебных действий учащихся. Уроки литературы становятся более интересными, живыми; воспитывается сознательное отношение школьников к учебному труду, активизируется мыслительная и познавательная деятельность, развиваются коммуникативные и литературные навыки учащихся.