СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование игровых методов и технологий на занятиях с школьниками в фольклорном ансамбле «Весёлка».

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Успех образовательного прцесса во многом зависит от применяемых технологий,методов и приемов обучения,выбор которых определяется возрпстными особенностями школьного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Использование игровых методов и технологий на занятиях с школьниками в фольклорном ансамбле «Весёлка».»

Использование игровых методов и технологий на занятиях с школьниками в фольклорном ансамбле «Весёлка».

Успех образовательного процесса во многом зависит от применяемых технологий, методов и приемов обучения, выбор которых определяется возрастными особенностями школьного возраста.

Возрастные особенности школьного возраста.

Это возраст активного развития физических, познавательных способностей ребенка и общения со сверстниками. Игра является основным способом познания окружающего мира. Школьный возраст – это сензитивный период, т.е. наиболее благоприятный для какой-либо деятельности.

В этом возрасте ребенок:

  • Продолжает активно познавать окружающий мир, который для него пока сложен и малообъясним.

  • Часто привлекает к себе внимание, поскольку ребенку нужен свидетель его самовыражения. Иногда для него негативное внимание важнее отсутствия внимания, поэтому ребенок может провоцировать взрослого на привлечение внимания «плохим» поведением.

  • С трудом может соизмерять собственные «хочу» с требованиями взрослых, и поэтому все время проверяет прочность выставленных педагогом границ, желая заполучить то, что хочет.

  • Стремится к большей самостоятельности. Он хочет и может многое делать сам, но ему еще трудно долго сосредоточиваться на том, что ему неинтересно.

  • Очень хочет походить на значимых для него взрослых, поэтому любит играть в социальные игры, подражая взрослым. Продолжительность игр может быть уже достаточно существенной.

  • В игровом взаимодействии существенное место начинает занимать совместное обсуждение правил игры. Дети часто пытаются контролировать действия друг друга - указывают, как должен себя вести тот или иной персонаж.

Ведущей деятельностью ребенка школьного возраста является сюжетно-ролевая игра. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности.  Широкое применение игра находит в народной педагогике. В самых различных системах обучения игре отводится особое место. И определяется это тем, что игра очень созвучна природе ребенка.

Игра для ребенка – не просто интересное время препровождение, это способ моделирования внешнего, взрослого мира, способ моделирования его взаимоотношений, в процессе которого ребенок вырабатывает схему взаимоотношений со сверстниками. Дети с удовольствием сами придумывают игры, с помощью которых самые банальные, бытовые вещи переносятся в особый интересный мир приключений.

Дети повторяют в играх то, к чему относятся с полным вниманием, что им доступно наблюдать и что доступно их пониманию. Уже потому игра, по мнению многих ученых, есть вид развивающей, социальной деятельности, форма освоения социального опыта, одна из сложных способностей человека.

При использовании игрового метода обучения школьников иногда возникают такие трудности: дети могут увлечься игрой и легко перейти от цели к мотиву, в этом случае игра теряет свое образовательное содержание, превращается только в развлечение. Поэтому на занятиях всегда надо рационально сочетать игровые и неигровые методы, помня о функциях игры:

  • Самая главная функция — обучающая. Она обеспечивает усвоение знаний и умений и развитие психических процессов (памяти, мышления, внимания, воображения).

  • Мотивационная функция способствует созданию благоприятной атмосферы на занятии, превращает занятие в увлекательное приключение.

  • Коммуникативная функция объединяет детей, способствует установлению эмоциональных контактов, формирует навыки общения.

  • Диагностическая функция выявляет проблемы в развитии детей, позволяет педагогу изучать особенности личности ребенка в раскрепощенной форме.

  • Релаксационная функция снимает напряжение при интенсивном обучении.

  • Коррекционная функция вносит позитивные изменения в структуру личности ребенка.

Хотелось бы немного остановиться на теоретических аспектах этих понятий.

Под «игровыми технологиями» в педагогике понимается достаточно обширная группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Несколько слов о программе фольклорного ансамбля «Веселка». В программе поставлены следующие цели и задачи:

Цель:  

воспитание ребенка в традициях отечественной народной культуры, формирование бережного отношения и любви к ней;

привлечь внимание к народной педагогике, имеющей большую воспитательную и образовательную ценность.

Задачи:

1)  Развивать:

музыкальные способности (слух, чувство ритма, темпа, выразительности, использование шумовых музыкальных инструментов);

хореографические способности (связь ритма, заданного темпа с музыкой, песней, особенности пластики движения ног, рук, корпуса);

игровые способности (умение перевоплощаться, коллективное творчество, игра по правилам, сочетание различных жанров народного творчества в игре, развитие фантазии, выдумки...);

певческие (вокальные) способности (манера звукоизвлечения, унисонное пение, слушание этнографического материала, подражание народным исполнителям, мастерство сольного пения, ансамблевое пение, пение с инструментами);

исполнительские способности (умение показать творческую индивидуальность, умение сочетать все виды исполнительского мастерства - пение, танец, игра, слово, элементы народного театра, сцены народного театра; умение ощущать себя в пространстве).

2)   Способствовать развитию творческой деятельности по освоению элементов народной культуры.

3)  Формировать у детей миропонимание, используя средства народной педагогики, близкие образы народной культуры.

Форма обучения

Формой обучения является учебное занятие продолжительностью 30 минут.

Программа предполагает занятия 2 раз в неделю.

Содержание программы составляет 5 основных разделов:

1.Народная песня и ее режиссура.

Знакомство детей с народными песнями, несложными по содержанию и ритмическому рисунку.

2.Народная хореография.

Овладеть простейшими элементами народной плясовой пластики.

3. Народные игры.

Вызывать положительные эмоции, желание участвовать в общих действиях, подсказанных текстом.

4. Народные музыкальные инструменты.

Знакомить с различными музыкальными инструментами.

5. Календарные праздники.

Участие в русских календарных праздниках с детьми старшего возраста, учащимися в фольклорной студии «Веселка».


Рассмотрим более детально игровые методы и приемы обучения детей на занятиях по фольклору в рамках учебного занятия.


Каждое учебное занятие выстроено в форме путешествия к кому-либо или чему-либо, чтобы найти очередные сокровища нашей национальной культуры, так как это лейтмотив всех занятий.

Знакомство с Веселкой, конечно же, проходит на самом первом занятии, и в нем используется несколько методов и приемов - инсценировки, рассказа, объяснения, иллюстрации, сюрпризность и эмоциональность, внезапность появления игрушки, интригующая обстановка, создание игровой ситуаций (далее ребятам предлагается начать путешествие и на первом занятии приступить к поиску первой «жемчужинки».

Формы и методы отслеживания результатов

  • анализ педагогом работы учащихся на занятии, выполнения домашних заданий, анализ итогов концертных и конкурсных выступлений;

  • самоанализ учащихся;

  • контрольное занятие (перед концертным выступлением);

  • беседы и опросы родителей;

  • составление диагностической карты на каждого ученика (для отслеживания освоения учебной программы);

  • отчетные концерты;

  • открытые занятия для родителей;

  • итоговый концерт для родителей;

  • участие в фольклорных праздниках вместе с детьми старшего возраста;

  • участие в ежегодном городском смотре школьных творческих коллективов учреждений дополнительного образования детей «Мир моего детства» в номинации «Веселая карусель».

Структура учебного занятия.

В структуре занятия происходит чередование различных видов детской деятельности, она определяется программой, общевоспитательными и образовательными задачами каждой возрастной группы. Структура занятия включает в себя:

  1. Организацию начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизацию внимания (приветствие педагога с детьми; вопрос о самочувствии и настроении детей; вопрос: «Посмотрите внимательно, а что же принесла сегодня Веселка?»).

  2. Мотивация учебной деятельности детей (например, вопрос, познавательная задача, задание детям – отгадайте загадку: «Куда сегодня мы отправимся за сокровищами?»).

  3. Использование заданий и вопросов, которые активизируют познавательную деятельность детей (например, «А вы знаете, что…»).

  4. Применение пробных практических заданий, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием - осознанное усвоение нового учебного материала (установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление ошибочных или спорных представлений и их коррекция, например, разучивание песни или танца).

  5. Применение тренировочных упражнений, заданий, которые выполняются самостоятельно детьми - закрепление новых знаний.

  6. Использование бесед и практических заданий - формирование целостного представления знаний по теме, осмысление выполненной работы.

  7. Педагог совместно с детьми подводит итог занятия - анализ и оценка успешности достижения цели, определение перспективы последующей работы.

  8. Самооценка детьми своей работоспособности, психологического состояния, причин некачественной работы, результативности, содержания и полезности учебной деятельности.

  9. Информация о содержании и конечном результате домашнего задания, инструктаж по выполнению, определение места и роли данного задания в системе последующих занятий.


Заключение.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.

Игра – это потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, развиваются сообразительность, находчивость, инициатива. В игре вырабатываются организационные навыки, умение взвешивать обстоятельства. Игры, способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие ребенка в целом.

В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо использовать и направлять в целях решения определенных воспитательных и учебных задач. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, педагог воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

Благодаря играм удается сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей школьного возраста. В начале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.

Таким образом, в игровой форме прививание ребенку знания из области народной культуры и фольклора, научит его выполнять различные действия, разовьет память, мышление, творческие способности.

В этом докладе я рассмотрела непосредственное влияние игровых методов на изучение детьми фольклора. На основании этого можно сказать, что не один метод не дает такого положительного эффекта, как игровой.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!