СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование игровых технологий на уроках русского языка в 5-х классах

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование игровых технологий на уроках русского языка в 5-х классах»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Ворот-Онгойская основная общеобразовательная школа











Доклад



«Использование игровых технологий

на уроках русского языка в 5-х классах»























из опыта работы

учителя русского языка и литературы

Батуевой Веры Анатольевны



















Основными направлениями и целями оценочной деятельности в соответствии с требованиями Стандарта является оценка образовательных достижений обучающихся. Как достичь высоких результатов в образовательном процессе? Как повысить эффективность урока? Как сделать так, чтобы на уроке было интересно всем ученикам, чтобы каждый ребёнок был вовлечён в учебный процесс.



«Всеми возможными способами нужно воспламенять в детях горячее стремление к знанию и к учению».  Ян Амо́с Ко́менский чешский педагог-гуманист, основоположник научной педагогики. (Слайд № 2)

Исходя из слов Яна Амоса Коменского, главная задача педагога - не только расширить словарный запас учащихся, показать неисчерпаемые богатства русской речи, представить ученикам русскую и мировую литературу как сокровище общемировой культуры, но и показать практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни, чтобы, покидая школу, дети могли уметь грамотно говорить, уметь мыслить. Новые требования к результатам образовательной деятельности диктуют новые требования к уроку как основной форме организации учебного процесса.

Русский язык как школьный предмет выполняет особую роль, являясь не только объектом изучения, но и средством обучения всем школьным дисциплинам. Ни одна школьная проблема не может быть решена, если ученик плохо или недостаточно хорошо владеет русским языком, поскольку именно родной язык — это основа формирования и развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; навыков самостоятельной учебной деятельности.

В своей работе активно использую следующие основные технологии личностно-ориентированного обучения:  

– групповые технологии (работа в парах, в группах);

- проблемно-поисковое обучение;

- информационно-коммуникационные технологии;

- здоровьесберегающие технологии.

- тестовая технология;

- технология использования игровых методов;

В частности, на уроках русского языка есть возможность наиболее эффективно организовать работу по формированию и развитию познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных действий.

Идеальной формой для сотрудничества и взаимопомощи является парное обучение. В паре ученики могут друг друга проверить, закрепить новый материал, повторить пройденное.

В устной работе использую такие виды заданий:

1. взаимопроверка правила (устный опрос). Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. Учитель может спросить любую пару.

2. Это же задание несколько измененное: один ученик задает вопрос по изученному материалу, а другой отвечает. Их диалог звучит у доски. При этом снимается монотонность и однообразие устных опросов (учебный диалог привлекает внимание, заставляет включиться в работу).

3. С домашним заданием тоже использую устную форму работы: один спрашивает, другой отвечает. Вопросы могут быть самыми разнообразными: найти в домашнем упражнении два слова на безударную гласную в корне, определить тему и основную мысль, найти грамматическую основу предложения, привести примеры согласования, управления, примыкания. Такая работа полезна при проверке сложного домашнего задания.

4. В письменных работах в паре детям очень нравится такой вид работы, как «словарный диктант для соседа». Заранее говорится, сколько должно быть слов или словосочетаний. Дома ребята составляют на изученное орфографическое правило словарный диктант с пропущенными орфограммами на отдельной карточке с указанием «Составлял…». На уроке после обмена карточками и выполнения задания внизу подписывают «Выполнял…» Составление карточек развивает орфографическую и пунктуационную зоркость, ответственность, способствует расширению словарного запаса школьников, учит работать с учебной книгой, справочной литературой.

В 5-м классе продолжается работа в группах (у меня это ряды), тем более, что это одно из требований нового ФГОС. Ребятам нравятся соревнования, основанные на групповой деятельности: кто больше подберет синонимов, однокоренных слов, существительных женского (мужского или среднего) рода.

После объяснения нового материала группам предлагается изложить материал в виде опорной схемы, рисунка, таблицы, чтобы данное правило было легче запомнить. Затем происходит коллективное обсуждение, понравившиеся схемы записываются в тетрадь.

Тестовая технология помогает при контроле знаний учащихся. Я в своей практике применяю следующие типы тестовых заданий: задания, состоящие из вопроса и вариантов ответа; задания, предлагающие для анализа два суждения; задания, требующие заполнить пробел в предлагаемой схеме или таблице; задания на установление соответствия позиций, представленных в столбцах, колонках; задания, требующие определить пропущенное во фрагменте текста слово или словосочетание и т.д.

Эти технологии позволяют подготовить учащихся к успешной сдаче экзаменов по русскому языку ОГЭ.

Технология проблемного обучения. На мой взгляд, наиболее эффективной современной технологией, дающей более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей обучающихся, является технология проблемного обучения. Ученик становится активным участником собственного обучения. Проблемное преподавание литературы и русского языка сегодня – это необходимость, так как оно является одним из условий осуществления деятельностного подхода.

Внедрение компьютерных технологий в учебный процесс является неотъемлемой частью школьного обучения. Без процесса информации образования уже невозможно представить современную школу. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный.

Игровые технологии. Цель игровых технологий – приобрести конкретные навыки, закрепить их на уровне моторики, перевести знания в опыт. Применение игровых технологий на уроках русского языка способствует развитию познавательной активности детей и повышению качества знаний.

Как же облечь урок в игровую форму в школьной практике? Здесь великое множество вариантов, но обязательно, на мой взгляд, со­блюдение следующих условий:


1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

2) доступность для учащихся данного возраста;

3) умеренность в использовании игр на уроках. (Слайд № ___ )

Актуальность использования игровых технологий.

Игровые технологии формируют: (Слайд № ___ )

- коммуникативные УУД (умение слышать, слушать, понимать партнёра, выполнять согласованно совместные дела, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договориться, правильно выражать свои мысли);

- познавательные УУД (сравнивать, искать решения, находить закономерности);

- личностные УУД (фантазировать, проявлять интерес к окружающему миру, к себе, ориентировать на моральные нормы);

- регулятивные УДД (планировать, оценивать правильность выполнения действий).

Игра побуждает учеников к учебной деятельности. В её структуру входит целеполагание, планирование, реализация цели, анализ результатов.

Игровые технологии используются мною в основном в 5-м классе, но планирую использовать их и в дальнейшем. Это связано с тем, что пятый класс – переходный этап в жизни детей: из начальной школы – в основную школу, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов. Задача учителя в это время сделать так, чтобы встреча с незнакомым способствовала возникновению интереса к учению. Важно сделать ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь приходят уроки – игры, уроки – путешествия в страну Русского Языка. Использование игровых технологий на уроках русского языка помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствуют развитию познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету. Немаловажно так и то, что игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она несёт в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремлённость, умение находить решение в нестандартной ситуации.


Основная часть.

Классифицировать игры можно по-разному. Это фонетические игры, лексико-фразеологические, игры по словообразованию, синтаксические.

При изучении раздела «Фонетика» в 5 классе использую элементы игры, что очень нравится ребятам и способствует лучшему запоминанию изучаемого материала, т.к. количество часов ограничено. Вот пример фонетической игры.

Игра «Проходная» (Слайд № __ )

1) В разделе «Фонетика»:

- Совпадает ли количество букв и звуков в слове: ель, поёт, лед, льёт…

- Озвончение или оглушение звуков в слове: гриб, молотьба, въезд…

- Назовите слова, в которых количество букв и звуков совпадает:…

2) В разделе «Морфемика»:

- Из каких морфем состоит слово: молоко, школа, огонь, вход, слово…

- Назовите корень в слове: лить, раздражение, преподаватель, прийти...

3) В разделе «Морфология»:

- К какой части речи относится слово: из-за, молва, но, выход, умылся…

- Назовите наречия:…

4) В разделе «Орфография»:

- Подберите проверочное слово: сторожил дом, старожил города, полоскать бельё, поласкать кошку…

- Назовите варианты написания слова: лук(г), гриб(пп)…

- Ь или Ъ знаки: вьёт, подъезд, печь, въезд…

Раздел «Лексика» очень благоприятен для внедрения и использования игровой технологии.

Игра «Загадки. Веселые омонимы». Ребята с удовольствием их отгадывают:

1. Право, я прическа – чудо! Заплести меня не худо. На лугу с шипеньем острым управляюсь с сенокосом. В воду я вдаюсь полоской – узкой, серенькой и плоской. (Коса).

2. Я сборник карт. От ударения зависит два моих значения. Захочешь – превращусь в название блестящей, шелковистой ткани я. (Атлас).

3. Я травянистое растение с цветком различного цвета, но переставьте ударение, и превращаюсь я в конфету. (Ирис).

При изучении темы «Фразеологические обороты» мы с ребятами не только играем, но и рисуем фразеологизмы. Здесь уж фантазия ребят раскрывается в полной мере. Вот одна из дидактических игр.

Игра «Собери фразеологизм».   (Слайд № __ )

 Кто-то рассыпал шесть фразеологических единиц. Соберите их за одну минуту. Кто быстрее и сообразительнее?

Не товарищ, у него язык, семь пятниц, из огня, как в воду, телят не гонял, гусь свинье, без костей, на неделе, да в полымя, канул, куда Макар.

(Ответ: Куда Макар телят не гонял. Гусь свинье не товарищ. У него язык без костей. Семь пятниц на неделе. Из огня да в полымя. Как в воду канул).

Игра «Закончить предложение фразеологизмами».


1.Он долго не мог дать ответ … (тянул кота за хвост)

2.Мальчик смотрел на изображение, как … (баран на новые ворота)

3.Товарищ не говорил правды, всех нас … (водил за нос)

4.Юноша с детства приучен к труду, он не будет … (сидеть на шее) у родителей.

5.Верят в мои успехи люди, но есть и такие … (вставляет палки в колеса)

6.Однажды в гостях я поставил себя в неловкое положение, иначе говор ... (сел в калошу)

7.Близнецы были похожи ... (две капли воды).

8.Пишет неаккуратно и неразборчиво, как ... (курица лапой).

9.Главная задача школьника – учиться, запомните это ... (зарубить на носу)

В результате подобной работы обогащается речь учащихся, расширяется их кругозор.

При изучении раздела «Словообразование» я тоже использую элементы игровой технологии. Объясняя тему «Однокоренные слова», я предлагаю ребятам поиграть в «Веселую семейку», т.е. образовать и записать, как можно больше однокоренных слов к глаголам: говорить, лететь, бежать, играть с помощью приставок.

При работе с составом слова, я предлагаю учащимся игровой элемент, где они не только собирают слова «по кирпичикам», но и повторяем с ними морфемы.

Игра «Собери слово»

1Корень тот же, что и в слове СКАЗКА. Суффикс тот же, что и в слове ИЗВОЗЧИК. Приставка та же, что и в слове РАСХОД.

2.Корень мой находится в ЦЕНЕ. В ОЧЕРКЕ найди приставку мне. Суффикс мой в ТЕТРАДКЕ вы встречали. Вся же в дневнике я и в журнале.

Есть интересные олимпиадные задания «Узнай часть речи в одинаковых словах», которые использую при изучении различных частей речи:

1) Посадила мама в печь пироги с капустой печь. 2) Снежное покрывало покрывало все поле. 3) Ведро дало течь, и вода стала течь. 4)Я ожёг палец и получил ожог.

При изучении темы «Словосочетание и предложение» использовала игру «Серпантин одной фразы», где отрабатывалось умение пользоваться распространенными предложениями, умение строить сложные предложения. Предлагаю фразу. Задача каждого следующего игрока – продолжить ее в пределах одного предложения. Проигрывает тот, кто не может продолжить фразу.

Например:

1-й ученик -  Я читаю книгу.

2-й ученик - Я читаю интересную книгу.

3-й ученик - Я читаю интересную книгу сестренке.

4-й ученик - Я читаю интересную книгу сестренке, потому что она не умеет читать.

Достаточно интересным игровым элементом является «Завершение рассказа». Детям предлагается начало какого-либо рассказа. Например, «Стоял ясный солнечный день. Ребята играли во дворе. Вдруг ...».

Необходимо придумать продолжение и окончание рассказа. Время работы - 10 мин.

Рассказ можно оценить по следующим критериям: законченность рассказа, яркость и оригинальность образов, необычность поворота и сюжета, неожиданность концовки.

Заключение. Преимущества игровых технологий.

Применение игровых технологий в обучении делает процесс познания наиболее доступным и увлекательным, а усвоение знаний более качественным и прочным.

Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:

1) правильно организованная игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников;

4) в составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится, как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.

Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить. Известный российский педагог С. Шацкий считал, что «серость жизни вызывает у детей нечто вроде настоящего заболевания».

«Игра – едва ли не единственный вид деятельности, направленный на развитие не отдельных способностей (к искусству или технике), а способности к творчеству в целом». (О.Газман)

Эти общие положения становятся особенно актуальными в настоящее время, ибо явно выражен заказ общества на так называемую креативную личность, т.е. личность гибкую, открытую, с развитой способностью к творчеству в любых сферах.








Список литературы:


  1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку: кн. для учащихся /под ред. Л.П.Крысина. – М.: Просвещение, 1995.

  2. Горбич О.И. Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе // Русский язык. – 2009. - № 23.

  3. Граник Г.Г. Секреты орфографии. М.: Просвещение, 1994.

  4. Иванова В.А. Тайны слова: занимательная грамматика. Волгоград, 1961.

  5. Игровые технологии на уроках русского языка. Авт.-сост. В.Н.Пташкина, Волгоград, 2011.

  6. Казбек-Калиева М.М. Школьные олимпиады. Русский язык. 5-9 классы. – М.: Айрис-пресс, 2004.

  7. Московский интеллектуальный марафон: сб. заданий. – М.: Интеллект-Центр, 2002.

  8. Организация внеклассной работы по русскому языку: пособие для учителя. – М.: Владос, 1999.

  9. Петрановская Л.В. Игры на уроках русского языка – М.: Мирос-Маик, «Наука-Интерпериодика», 2000.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!