СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Использование игровых технологий в работе педагога-психолога".

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Период школьного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются предпосылки будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие его познавательных возможностей.

 Все это делает особо важным участие психолога в проведении развивающей работы с детьми.

Специфика работы педагога- психолога в общеобразовательном учреждении состоит в том, что он должен владеть большим количеством различных игровых технологий, методов и приемов, уметь их комбинировать.

      Ценность игры заключается и в том, что она позволяет создавать детям различные формы общения. Развивается так же умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств, взаимодействовать и сотрудничать в коллективе.

Просмотр содержимого документа
«"Использование игровых технологий в работе педагога-психолога".»











Тема: «Использование игровых технологий

в работе педагога-психолога».





Ф.И.О.: Козырева Марина Евгеньевна

Должность: педагог-психолог








Тема: «Использование игровых технологий

в работе педагога-психолога».

Введение

В самом общем виде сущность ЗПР состоит в следующем: развитие мышления , памяти, внимания, восприятия ,речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы. У такого ребёнка гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения в начальной школе) остаётся ведущей игровая мотивация , с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредотачиваться ,переключать внимание, усидчивость).Он очень быстро устаёт ,истощается.

Учебные трудности школьника, как правило , сопровождаются отклонениями в поведении. Ребёнок либо очень возбудим, импульсивен, агрессивен, раздражителен, постоянно конфликтует с детьми, либо, наоборот ,скован, заторможен, пуглив, в результате чего подвергается насмешками со стороны детей. Из таких взаимоотношений со средой ,ребёнок самостоятельно ,без педагогической и психологической помощи не может.

Педагоги в работе с детьми должны не только видеть указанные ограничения , но правильно оценивать потенциальные возможности учащихся с ЗПР; при индивидуальной помощи . Школьники с ЗПР при условии систематической коррекционной поддержке, интеллектуальной стимуляции ,общеукрепляющего оздоровления имеют благоприятный прогноз развития.

В результате 8-летних психолого – педагогических исследований были определенны сущность и структура данного дефекта , его симптоматика ,этиология. Состояние ЗПР дифференцируется и по степени , и по характеру отклонений. Психологические исследования позволили выделить четыре генезисных типа задержки психического развития: конституциальный (для конституциональной ЗПР характерен благоприятный прогноз при условии целенаправленного педагогического воздействия в доступной ребёнку занимательной форме: проведение психологических тренингов, игр), соматогенный (прежде всего испытывают большие трудности в адаптации к новой сфере, критическое отношение к своим неудачам), психогенный (у большинства имеется мозговая дисфункция ,неблагоприятные условия воспитания) , церебрально-органического генеза (нарушение темпа развития интеллекта, отмечаются явления церебральной астении ).Учитывая все типы ЗПР , методическая разработка включает все виды развития детей.

Период школьного детства является наиболее благоприятным для формирования необходимых психических функций и социально значимых качеств личности. Именно в это время закладываются предпосылки будущей учебной деятельности ребенка, идет активное развитие его познавательных возможностей.

 Все это делает особо важным участие психолога в проведении развивающей работы с детьми.

Специфика работы педагога- психолога в общеобразовательном учреждении состоит в том, что он должен владеть большим количеством различных игровых технологий, методов и приемов, уметь их комбинировать.

      Ценность игры заключается и в том, что она позволяет создавать детям различные формы общения. Развивается так же умение выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств, взаимодействовать и сотрудничать в коллективе.

  Без использования игровых технологий немыслима работа педагога- психолога. Игра для ребенка – это символический язык для самовыражения. Наблюдая за тем, как ребенок манипулирует игрушками,  может увидеть, как он относится к себе, к значимым взрослым, к своим сверстникам, к событиям в своей жизни и др.

 Игровые технологии в работе психолога применяются с целью:

  1. диагностики

  2. оказания первичной психологической помощи

  3. осуществления  коррекционно-развивающей работы (как индивидуальной, так и групповой).

В процессе игры  ребенок начинает лучше понимать свои чувства, развивается способность к принятию собственных решений, повышается самооценка, коммуникативные навыки.

Указанные свойства детской игры делают ее в руках опытного педагога- психолога действенным средством психологической помощи ребенку и позволяют решить одновременно несколько различных задач: снятие психоэмоционального напряжения, обеспечение психологической разгрузки детей, сообщение им сведений развивающего и воспитательного плана, побуждение к активизации самостоятельной познавательной деятельности, осуществление диагностических и коррекционных мероприятия и т. п.

    Кроме того, в игровом коллективе у детей появляется потребность регулировать взаимоотношения со сверстниками, складываются нормы нравственного поведения. В игре дети активны, они творчески преобразуют то, что им было воспринято ранее, свободнее и лучше управляют своим поведением. Таким образом, ролевая игра оказывает большое влияние на формирование личности ребенка.

  Нигде поведение ребенка не бывает так строго регламентировано правилами, как в игре, и нигде оно не принимает такой свободной нравственно-воспитательной формы. Ребенок подчиняется правилу не потому, что ему грозит наказание, а только потому, что соблюдение правила сулит ему внутреннее удовлетворение игрою.

     В игре ребенок учится многому: умению сосредоточиться, самостоятельно осмыслить ситуацию, поставить цель, найти все необходимое для ее достижения, довести дело до конца, умению  представить, почувствовать, что думают, что переживают другие.

Таким образом, игра способствует формированию таких интегративных качеств личности дошкольника как "любознательность, активность", "способность управлять своим поведением и планировать действия", "способность решать интеллектуальные и личностные задачи", развитие умственных способностей, произвольности психических процессов, творческой активности, что имеет особое значение для подготовки детей к школьному обучению.



Цель:

-развиваем мелкую моторику кисти и пальцев

-развиваем навык ориентирования в пространстве

-развиваем воображение 

-развиваем логическое мышление

-прививаем навык построения симметричных и несимметричных фигур и узоров

-развиваем навык конструирования фигуры по схеме, картинке, словесному алгоритму или собственному замыслу


Практическая часть .


Зарядка для пальчиков: пальчики-ножки гуляют между пенечков (гвоздиков-столбиков) или прыгают с пенечка на пенечек; или пальчики-ножки бегут наперегонки - каждый по своей дорожке. 
Вариации: поставить только указательные пальцы на пенечки, только мизинчики или поставить на пенечки большой пальчик и мизинчик.
Для ребят постарше задача сложнее - одновременно на пенечки нужно поставить все 5 пальчиков (тут нужно и подумать  и пальчики потянуть)


Разбери узор: вызывает не меньший интерес чем "рисование" (при первом знакомстве важно показать как нужно "разбирать", чтобы резинки не хлопали по пальцам и не улетали)


Нарисуй палочки, квадратики, треугольники...

Для нетренированных малышей такая задача, как надеть резиночку на 3 гвоздика-пенечка - это сложно, тут и посчитать нужно и справиться с резинкой, которая все время норовит "улететь".  

Потом усложняю задачу - "нарисовать" квадратики и "замостить" ими все поле, ни один пенечек не должен остаться без внимания ))). Тут же могут быть и прямоугольники и треугольники. 


Выполни команду!

Три  пенечка вверх, два влево, один  вниз... 

Роль командира у нас "кочующая"



Напиши букву!

Конечно же, "пишем" буквы!

Очень здорово получается отрабатывать элементы буквы. 

Опять-таки удивили дети (4-5 лет), когда предложили рисовать букву по очереди, но не каждый свою букву, а каждый рисовал один элемент буквы "ты будешь эту палочку "рисовать", а я эту..." ))) 

Порадовалась, что как минимум договариваться я их научила!


Нарисуй предмет!
Для рисования предметов я использую карточки, которые уже вспоминала в статье


ВОЛШЕБНЫЕ ПАЛОЧКИ (там можно скачать карточки с рисунками, подходящие и для рисования на дощечке)

Рисование предметов дается труднее, чем геометрические фигуры и буквы, поэтому начинать лучше с простых, чтобы полученный успех развил интерес к такому рисованию.


Главное наблюдать в процессе игры за детьми и прислушиваться-присматриваться к их желаниям и даже шалостям. Позвольте им вас иногда вести!


Так, в процессе моих наблюдений, появились две игры не с дощечкой, а с резиночками )))


Неожиданную идею подали дети 6-7 лет, они стали выкладывать дорожку из резинок-колечек и, без каких-либо комментариев с моей стороны, их пальчики-ножки начали гулять по этой дорожке! Да, мы раньше строили с ними из других материалов  разные дорожки, но использовать этот материал я не догадалась )))


Вторую идею подали дети постарше - это еще одна зарядка для пальчиков.

Мы хлопаем в ладоши необычным способом - похлопать в ладоши так, чтобы резинка, надетая на указательные пальцы, не улетела.... и так доходим до мизинчика и проделываем обратный путь к большим пальцам - это непросто! Развиваем ловкость и тренируем силу пальчиков.




Заключение :

Предложенная методика дает возможность определить психологические межличностные отношения ,сплотить класс. Учитывая ослабленность мотивационной сферы детей ,во время работы дощечки с гвоздиками решается одна из основных педагогических задач –формирование учебных мотивов, формируется активная позиция тревожность детей.

Системное проведение упражнений, игр, тренингов , используя дощечки с гвоздиками и дощечки с методом шнуровки даёт положительные результаты.

Отмечается повышение уровня слуховой памяти у детей , восприятия, воображения, снижение уровня тревожности. К концу 2020 учебного года, по динамики наблюдения проведённой работы с детьми , уровень познавательных процессов значительно повысился.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!