Использование ИКТ на уроках химии, как средство повышения мотивации учения.
Бочарова О.Н.,
учитель химии и биологии
МОБУ лицея №33
г. Таганрога
Все меньше тех вещей,
Среди которых я в детстве жил,
На свете остается…
А. Тарковский
Использование ИКТ в учебном процессе – не дань моде, а осознанная необходимость.
Три постулата заложенных в основании новой технологии урока:
Первый :
«Урок есть открытие истины, поиск и осмысление её в совместной деятельности учителя и ученика».
Второй:
«Урок есть часть жизни ребёнка».
Третий:
«Человек на уроке всегда остаётся наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в виде средства».
Направления использования ИКТ на уроках химии и биологии
- наглядное представление объектов и явлений микромира;
- изучение производств химических продуктов;
- моделирование химического эксперимента и химических реакций;
- система тестового контроля - подготовка к ОГЭ и ЕГЭ.
Главное достоинство компьютерного проектирования на уроке химии:
Использование его при рассмотрении взрыво- и пожароопасных процессов, реакций с участием токсичных веществ, радиоактивных препаратов и т.д. без непосредственной опасности для здоровья обучаемого.
Знает каждый до полной ясности, Что опасно в лаборатории: Чуть ошибся, и в крематории. Ну, а здесь ты как в санатории, Это техника – без опасности!
Формы использования ИКТ
- Использование готовых электронных продуктов
- “ 1С: Репетитор”,
- “ Неорганическая химия Кирилла и Мефодия”,
- “ Органическая химия Кирилла и Мефодия”,
- “ Виртуальная лаборатория.8-11 класс”.
- Использование ресурсов сети Интернет
- Использование ИКТ в сочетании с методом проектов
- Использование мультимедийных презентаций
- ИКТ на различных этапах урока
Этапы проекта
- Определение актуальной проблемы (формирование умения выявлять проблемы в различных областях знаний)
- Постановка задачи и составление плана работы (развитие умения искать возможные пути решения проблемы, определять объекты исследования)
- Выполнение проекта (развитие умения выдвигать гипотезы, ставить эксперименты с природными объектами, систематизировать и обобщать полученные данные, анализировать информацию, полученную из разных источников, исследовать биологические процессы)
- Подведение итогов (формирование умения делать аргументированные выводы, обрабатывать данные экспериментальной и опытной работы, оформлять полученные результаты, работать в сотрудничестве)
- Презентация проекта ( возможность представить результат своей деятельности, довести до общественности проблему, способы ее решения, доказать правильность решений, что позволяет развивать умения у школьников владеть искусством и культурой коммуникации)
Примеры проектов
Мультимедийные презентации
Презентации позволяют представить учебный материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке.
В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в долговременную память учащихся.
Лестница знаний
Домашнее
задание
Расчеты
Найди ошибку
Эксперимент
Генетическая цепочка
Вещества
и элементы
Химическая разминка
Загадки:
Иду на мелкую монету Могу в колоколах звенеть Мне ставят памятник за это И знают мое имя …. (Медь)
Он с морской капустой дружит И лекарством людям служит, Знает стар и млад народ, Коль ушиб, то нужен ….(Йод)
Из глины я обыкновенной, Но на редкость современный, Не боюсь электротока, Хозяйкам на кухне служу без срока Горжусь своим я именем, Зовусь я …..(Алюминием)
Химическая доска объявлений:
- Породистый элемент из 4 подъезда потерялся. Нашедшего вернуть в квартиру 6 за вознаграждение.
- Господин из квартиры 1 ищет спутницу жизни для создания прочного водородного соединения
- Гражданин из 6 подъезда окислит любой металл за символическую плату.
- Господин из 5 подъезда примет в дар три электрона. Обращаться в квартиру 7
- Опытные специалисты, за символическую плату помогут разжечь костер. Юридический адрес: 6 подъезд, 3 этаж, квартира 16.
Ячейка – квартира
Период – этаж
Группа - подъезд
Знание терминов :
Исчезнувшие слова:
Воздух – смесь, состоящая из …… кислорода и азота.
Молекула воды состоит из …… кислорода и водорода.
В состав ….. серной кислоты входят атомы водорода, серы и кислорода.
При химической реакции происходит перегруппировка …..
Сладкий вкус варенью придают содержащиеся в нем ..…глюкозы.
Домашнее задание
1. Найдите из дополнительных источников и подготовьте в виде доклада или презентации сообщение о том, почему так называют
- Сурьма – “антимонахин”,
- Фтор – “химический агрессор”
- Аргон – “благородным газом”
2. Проведите домашний эксперимент :
- Капните на свежий картофельный срез намного йода
- Присыпьте к лимонной кислоте немного соды и прилейте воды
- В небольшое количество молока прилейте столовый уксус
ИКТ на различных этапах урока.
- Проверка выполнения домашнего задания
- Объяснение нового материала
- Закрепление и систематизация знаний
Преимущества использования ИКТ в образовании перед традиционным обучением
- Применение средств ИКТ позволяет экономить время на уроке, активизировать познавательную деятельность; дает возможность формировать коммуникативную и информационную компетенции у обучающихся, так как ученики становится активными участниками урока.
- При работе со средствами ИКТ осуществляется процесс индивидуализации, так как предоставляется право выбора способа обучения благодаря организации различных видов диалогового учения одновременно на одном и том же отрезке учебного процесса.
- Самостоятельность реализуется в процессе деятельности и благодаря практике становится привычной формой поведения.
8
“ Сама техника не может быть опасна или не опасна.
Все зависит от целей человека, который с ней работает.”
Академик Сахаров
Спасибо
за внимание