СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование икт на уроках окружающего мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование икт на уроках окружающего мира»

Н.Д. Корнеева

ГБПОУ КК КПК, г. Краснодар, Краснодарский край

Научный руководитель Н.А. Плутова

ПРИМЕНЕНИЕ ИКТ НА УРОКЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В 4 КЛАССЕ

«Окружающий мир» в начальной школе - непростой, но очень увлекательный и познавательный учебный предмет. Использование информационно-коммуникационных технологий в учебной деятельности позволяет сохранить и развить интерес младших школьников к предмету, превратить урок в занимательное путешествие, творческий процесс. А так же использование ИКТ на уроках окружающего мира позволяет формировать и развивать у младших школьников учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, общекультурные компетенции. Начальная школа – основа, «фундамент» образования, которое получает ученик, а затем выпускник школы современного общества, наполненного информационными технологиями. Он должен быть готов к тому, чтобы уметь действовать самостоятельно и активно, анализировать ситуация и правильно принимать решения, быть мобильным в столь быстро развивающимся мире. Именно поэтому необходимо искать и применять наиболее эффективные методики и технологии обучения.

Использование информационных технологий на учебных занятиях усиливает мотивацию обучения, познавательную активность обучающихся. Урок с применением ИКТ достигает высокого эмоционального и эстетического уровня. При этом увеличивается объём выполняемой работы на уроке, появляется возможность высокой степени дифференциации обучения, расширяются границы самостоятельной деятельности учеников, формируются навыки исследовательской деятельности. Школьникам на уроке становятся доступны различные информационные ресурсы.

Уроки окружающего мира с применением ИКТ, кроме учебных целей и задач по предмету, имеют еще и задачи по формированию информационной грамотности обучающиеся: получение знаний, которые помогают правильно перерабатывать, осмыслять, грамотно оценивать огромные потоки информации из окружающего нас мира и умений использовать, управлять ею для разных практических целей; овладение современными информационными - коммуникационными технологиями как средством профессиональной деятельности и общей культуры человека. К наиболее часто используемым ИКТ на уроке окружающего мира относятся: электронная учебная литература, справочники, электронные энциклопедии, карты и атласы, тренажёры и программы тестирования, образовательные ресурсы Интернета, дистанционные олимпиады, викторины, интерактивные конкурсы. В начальной школе игровая деятельность меняется на учебную деятельность как ведущую деятельность ребёнка младшего школьного возраста. Использование в учебном процессе компьютерных технологий позволяет совместить ещё так близкую игровую деятельность и, уже интересную, учебную. Применение больших возможностей компьютера создаёт эмоционально благоприятный фон учебных занятий: "познаём, играя". Работа в данной технологии позволяет повышать информационную компетентность, работать с интернет-ресурсами, структурировать объёмный материал, обрабатывать информацию и представлять её в наиболее доступной интересной для детей форме. Применение ИКТ на уроках способствует повышению качества образования.

Рисунок 1 - Использование ИКТ на уроке "Окружающий мир"

Цели использования ИКТ на уроке:

  1. Объяснение материала

  2. Проверка уровня усвоения

  3. Усиление мотивации обучения

  4. Создание проблемной ситуации

  5. Привлечение внимания

  6. Демонстрация


Уроки окружающего мира с использованием ИКТ кроме учебных целей по предметам имеют еще и задачи по формированию информационной грамотности обучающихся:

  • развивать умение обучающихся ориентироваться в информационных потоках окружающих их;

  • овладевать практическими способами работы с информацией;

  • развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.


К наиболее часто используемым ИКТ в учебном процессе относятся:

  • электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора;

  • интерактивные доски;

  • электронные энциклопедии и справочники;

  • тренажеры и программы тестирования;

  • образовательные ресурсы Интернета;

  • DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями;

  • видео и аудиотехника;

  • научно-исследовательские работы и проекты;


Использование ИКТ позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний обучающимися.

Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования. Ещё К.Д. Ушинский заметил: «Детская природа требует наглядности». Последние годы на нас буквально обрушился технологический прогресс. То, что ещё вчера, казалось фантастикой, вошло в нашу жизнь. Дети, как самая любознательная и любопытная часть общества, буквально " заглатывают " все новинки. Они уверенно пользуются мобильными телефонами, компьютерами, различными DVD- плеерами и т.д. И им стали не интересны приготовленные нами для уроков картинки, схемы, диафильмы. В результате снижается познавательная активность обучающихся на уроках, желание мыслить и работать самостоятельно, да и просто учиться. Поэтому учителям приходится постоянно искать наиболее эффективные способы ведения уроков.


Использование ИКТ на уроке позволяют в полной мере реализовать основные принципы активизации познавательной деятельности:

1. Принцип равенства позиций

2. Принцип доверительности

3. Принцип обратной связи

4. Принцип занятия исследовательской позиции.


Можно утверждать, что грамотное использование возможностей современных информационных технологий в начальной школе способствует:

1. активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;

2. достижению целей обучения с помощью современных электронных учебных материалов, предназначенных для использования на уроках в начальной школе;

3. развитию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников; повышению уровня комфортности обучения;

4. снижению дидактических затруднений у обучающихся;

5. повышению активности и инициативности младших школьников на уроке; развитию информационного мышления школьников, формирование информационно- коммуникационной компетенции;


Компьютеры и информационные технологии вообще – удобный инструмент, который при разумном использовании способен привнести в школьный урок элемент новизны, повысить интерес обучающихся к приобретению знаний, облегчить учителю задачу подготовки к занятиям.

Использование ИКТ на уроках окружающего мира помогает расширить кругозор обучающиеся, побудить детей самостоятельно добывать информацию, сформировать интерес к предмету, повысить успеваемость и качество учебного процесса, делая обучение ярким, запоминающимся, интересным.

Список используемых источников:

1. Титоренко Г.А. Современные информационные технологии. 2022.

2.Олифер В., Олифер Н. Новые технологии в обучении. С.Пб.: БХВ-Санкт-Петербург, 2023.

3. В. Голосов. Использование ИКТ на уроках в начальной школе.

4. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/okruzhayushchii-mir/

5. http://rudocs.exdat.com


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!