СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование икт при организации проектной деятельности младших школьников в рамках введения фгос

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья  "Использование ИКТ при организации проектной деятельности младших школьников в рамках введения ФГОС"

Просмотр содержимого документа
«Использование икт при организации проектной деятельности младших школьников в рамках введения фгос»

Кашкинова Татьяна Викторовна,

Учитель иностранных языков

МКОУ «Одесская средняя

общеобразовательная школа №1»

Одесского муниципального района

Омской области

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИКТ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

В стандартах нового второго поколения говорится, что целью образования учащихся является развитие у них познавательных универсальных учебных действий, т.е. умения работать с информацией, представленной в разных видах и разных источниках (словарях, справочниках, энциклопедиях, Интернет).

Разработчики стандартов второго поколения во главу образования ставят личность ученика, её саморазвитие, самосовершенствование, что в полной мере пересекается и с запросами родителей учащихся. Современные родители хотят получить в результате обучения своего ребёнка личность с творческим мышлением, способностью к рефлексии и самопознанию, умением обучаться, работать в коллективе, т.е. с развитой коммуникативной компетентностью, а также умением работать с информацией. Отсюда основная цель образования – это научить ученика учиться.

Система образования не может отставать от тех требований, которые диктует современное общество, а общество переживает период бурной информатизации. Компьютеризация школы – это актуальнейшая проблема образования на данном этапе. Это понимают сейчас все учителя, и я не исключение.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в работу учителя начальных классов способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующейся в информационном пространстве, приобщенной к информационно-коммуникационным возможностям современных технологий. Использование информационных технологий в учебном процессе начальной школы позволяет не только модернизировать его, повысить эффективность, мотивировать учащихся, но и дифференцировать процесс с учётом индивидуальных особенностей каждого ученика.

         В своей педагогической деятельности выделяю пять направлений использования современных информационно-коммуникационных технологий.

Применяя на своих уроках ИКТ, учитель, прежде всего, заинтересовывает детей своим предметом, делает его необычно интересным и разнообразным. Во-первых, уроки становятся наиболее наглядными, а, как известно наглядность – это основной «конек» учителей начальной школы. В своих уроках я стараюсь применять максимум Интернет-ресурсов. Чтобы обогатить урок, сделать его более интересным, доступным и содержательным, при планировании следует предусмотреть, как, где и когда лучше включить в работу ИКТ:

  1. для проверки домашнего задания;

  2. объяснения нового материала;

  3. закрепления темы, контроля за усвоением изученного;

  4. обобщения и систематизации пройденных тем;

  5. для уроков развития речи и т.д.

Информатика и ИКТ – это области знаний, которые идут вперёд стремительными шагами и, чтобы угнаться за ними, необходимо всё время учиться. Участие в научно-практических конференциях, семинарах позволяет нам, как учителям, не только поведать коллегам о своей работе, но и услышать оценку своей деятельности. Обмен опытом с единомышленниками позволяет узнавать новые интересные приёмы, методы, новшества, который каждый открывает для себя ежедневным кропотливым трудом.

При активном использовании ИКТ уже в начальной школе успешнее достигаются общие цели образования, легче формируются компетенции в области коммуникации: умение собирать факты, их сопоставлять, организовывать, выражать свои мысли на бумаге и устно, логически рассуждать, слушать и понимать устную и письменную речь, открывать что-то новое, делать выбор и принимать решения.

На сегодняшний день нельзя уверенно сказать, что технология обучения методу проектов в начальной школе полностью разработана и апробирована. Мы понимаем, что проекты в начальных классах – это трудная задача. Дети ещё слишком малы для проектирования. Скорее всего, речь не будет идти о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Это будут лишь элементы проектной деятельности в её классическом понимании.

Дети уже по природе своей исследователи. Жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное желание экспериментировать, искать истину распространяется на все сферы деятельности, что доставляет много хлопот взрослым и далеко не всегда безопасно для самого юного исследователя. Но в развитии ребёнка, реализации его творческих способностей этот опыт имеет важное значение.

С педагогической точки зрения не важно, содержит ли детское исследование новую информацию или ребёнок открывает уже известное. И у учёного, сделавшего шаг в неизвестное, и у ребёнка, который нашёл самостоятельно много раз открытое до него, оказываются задействованными одни и те же механизмы творческого мышления. Но для учёного главное – само новое знание, а для юного исследователя самое ценное – исследовательский опыт.Именно этот опыт творческого мышления и является основным педагогическим результатом, важным приобретением ребёнка.

Одним из средств повышения интереса к исследованию является компьютер, который есть дома у 80 % учащихся наших классов. У детей сформированы первоначальные навыки работы с компьютером, интернетом, так как они посещают занятия кружка «Мир информатики».

Мы предположили, что теперь учащиеся могут осваивать технические навыки и конкретные модели деятельности с применением средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). При этом обучение будет носить активно – деятельностный, проектный характер. Учащийся выполняет задание, которое является осмысленным, интересным и важным лично для него, и при этом:

  1. осваивает модели учебной деятельности;

  2. приобретает конкретные технические навыки в использовании ИКТ, получает представление о широком спектре технических решений (оборудования и информационных ресурсов);

  3. получает наиболее существенные базовые знания из области информационных технологий;

  4. развивает навыки общения.

Как известно, технология организации проектной деятельности состоит из следующих этапов: подготовительного или вводного, поисково-исследовательского. Поисково-исследовательский этап сменяется трансляционно-оформительским. На этом этапе происходит анализ полученной информации и формулируются выводы.

Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления проекта можно назвать создание мультимедийных презентаций. Мультимедийные презентации – это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание человека.

Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяет достичь гораздо большего эффекта. Методическая сила мультимедиа как раз и состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причём на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие. Более того, презентация даёт возможность ученику самостоятельно скомпоновать собранный материал исходя из особенностей конкретного проекта. При разработке презентации учитывается, что она:

  1. быстро и доходчиво изображает вещи, которые невозможно передать словами;

  2. вызывает интерес и делает разнообразным процесс передачи информации;

  3. усиливает воздействие выступления.

Последний этап работы над проектом – заключительный. Учащиеся публично защищают свой проект, подводят итоги. Само презентация, умение в выгодном свете показать себя, не теряя при этом чувства меры – важнейший социальный навык. За 7-10 минут необходимо рассказать о работе, её самых сложных моментах, особенностях, сделанных авторами открытиях. Чаще всего защита проекта не укладывается в регламент, поэтому к ней следует тщательно готовиться и заранее отрепетировать. Мультимедийные презентации Power Point в этом случае помогают оптимизировать данный этап.

Очень часто окончание работы над проектом является началом работы над следующим, т.к. в ходе деятельности у учащихся возникает новая проблема, которая формулирует тему нового проекта.

Конечно, не у всех ребят получалось всё сразу, но они при работе над своим проектом познакомились с основными приёмами создания презентации Power Point, а вставка звука, анимирование слайдов вызвало у них ещё больший интерес. Как уже говорилось выше, ученики наших классов были в достаточной мере подготовлены к работе с использованием ИКТ, так как посещали занятия кружка «Мир информатики», именно на этих занятиях младшие школьники получили первый опыт создания собственных проектов.

Организуя проектную деятельность детей, таким образом, мы имеем возможность формировать личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования: овладение начальными навыками адаптации                           в динамично меняющемся и развивающемся мире; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений              о нравственных нормах; развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; наличие мотивации к творческому труду, работе на результат. Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий, различных способов поиска, сбора, обработки, передачи и интерпретации информации, а также освоение способов решения проблем творческого и поискового характера ведёт к освоению метапредметных   результатов. 





Библиографический список:        

  1. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. М.,1995.

  2. Захарова Н.И. Внедрение информационных технологий в учебный процесс// Начальная школа. - 2008. - №1. - с.31-33Журнал «Управление качеством образования», № 5, 2008

  3. Баранова Е.В. Гогун Е.А. и др. Методические рекомендации по использованию инструментальной компьютерной среды для организации уроков в начальной школе.- СПб.: Издат. “Анатолия”, 2003.

  4. Крук Л. В. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. festival.1september.ru

  5. Яриков В. Г. Информационные технологии на уроках в начальной школе/сост. О. В. Рыбъякова. – Волгоград: Учитель, 2008.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!