СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование ИКТ в обучении географии как необходимое условие современного урока

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Использование ИКТ в обучении географии как необходимое условие современного урока»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Октябрьская средняя общеобразовательная школа № 2»

учитель географии – Алексеев Дмитрий Валерьевич


Использование ИКТ в обучении географии как необходимое условие современного урока


География одна из самых интересных наук в мире, она развивается вместе с развитием общества и приобретает все новые интересные направления изучения в рамках образовательного процесса в целом. Жизнь современного общества трудно представить без использования компьютерных технологий, которые сейчас повсеместно внедряются в школьное образование.

Сегодня на уроках географии использование ИКТ поднимает мотивацию и эффективность обучения. География  наука комплексная, тесно связана с естественными, гуманитарными, математическими и техническими областями, это позволяет интегрировать различные темы в процессе обучения предмету. На своих уроках я стараюсь заинтересовать обучающихся изучением  современной географии в соответствии с интересами развития нашего общества .

Основные направления использования ИКТ в процессе обучения географии:

  1. Персональный компьютер это банк справочного материала, который позволяет как ученику, так и учителю найти любую информацию за короткий промежуток времени.

  2. Средства управления обучением ученика через подачу определенных логически обоснованных порций информации, заданий, вопросов, действий в индивидуальном темпе исходя из личностных особенностей  ученика.

  3. Динамическое средство условной наглядности, которое позволяет воспроизвести действующие модели, сложные и абстрактные процессы и  явления.

  4. Средство контроля над полнотой, глубиной и системностью знаний учеников, при этом своевременно и объективно оценивая их.

  5. Средство организации игровой деятельности,  приводящее к повышению познавательного интереса к предмету.

  6. Средство, способствующее организации труда учителя и ученика.

 

Использование ИКТ позволяет активизировать самостоятельную работу  и развивать мыслительную деятельность школьников. На уроках географии это можно сделать с помощью:

  • Использования интерактивных карт в обучении географии.

  • Создание индивидуальных и групповых презентаций по темам курса.

  • Создание логических схем и опорных конспектов с использованием smart блокнота.

  • Работа со статистической информацией и ее трансформация в диаграммы и графики.

  •  Деловые компьютерные игры.

  • Тестовый мониторинг.

  • Подготовка к ЕГЭ и ГИА.

К наиболее часто используемым элементам   ИКТ в учебном процессе относятся:

  • электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,

  • интерактивная доска,

  • электронные энциклопедии и справочники,

  • тренажеры и программы тестирования,

  • образовательные ресурсы Интернета,

  • DVD  и CD диски с картинами и иллюстрациями,

  • видео и аудиотехника,

  • интерактивные карты и атласы, геоинформационные программы,

  • интерактивные конференции и конкурсы,

  • материалы для дистанционного обучения,

  • научно-исследовательские работы и проекты,

  • дистанционное обучение

 

Данные возможности урока представляют модель обучения, включающую учебно-познавательные действия через использование традиционных учебников, атласа, контурных карт, учебно-наглядного материала, в том числе из сети Интернет, электронного учебника и интерактивных карт.Все выше сказанное не означает, что все уроки географии должны проходить только с использованием ИКТ, как говорят «все хорошо в меру». Одни уроки я провожу традиционным образом, где Smart-доска выполняет демонстрационную функцию, другие уроки проводятся в компьютерном классе, где каждый ребенок может самостоятельно работать на ПК, как с электронным учебником, так и создавать презентацию, исследовательский проект, используя в  своей работе  данные сети, Интернет (все зависит от типа урока).

Целью моей деятельности является формирование базовых компетентностей на уроках  географии с использованием компьютерных технологий.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

  • способствовать овладению учащимся прочными и глубокими знаниями;

  • развивать познавательные процессы;

  • содействовать творческому развитию каждого ученика;

  • способствовать воспитанию социально – активной личности.

Каждый урок или этап обучения требует своего типа программных средств. При построении учебных программ по географии нам необходимо помнить, что:

  • на уроках освоения нового материала нужна демонстрационная программа, которая позволит в доступной, яркой, наглядной форме довести до учащихся теоретический материал. Например, использование видеороликов, заранее подготовленных, видеосюжетов о наиболее ярких явлениях природы; данный материал необходимо заранее обработать и скомпоновать.

  • на уроках закрепления нового материала целесообразно использовать контролирующие программы, где учащиеся закрепляют полученные знания и необходимые навыки данной темы. Например, можно использовать готовые тесты созданных мультимедиа учебников по географии 6 -10 классов;

  • на уроках-практикумах можно использовать готовые практические работы мультимедиа учебников, предварительно проверив их, т.к. в практикумах встречаются ошибки.

  • интересным примером использования ИКТ на уроке является компьютерная лекция. Это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая всему классу. Основная задача компьютерной лекции та же, что и устной, - объяснение нового материала, но имеет более широкие возможности привлечения иллюстративных и аудио материалов.

Результаты использования ИКТ на уроках географии.

Использование ИКТ на уроках способствует формированию следующих компетенций у учащихся:

Компетенция

Характеристика

Учебно-познавательная компетенция

осуществляется в процессе обращения к принципиально новым познавательным средствам и способам совершенствования познавательной деятельности, таким как интерактивность, моделирование различных ситуаций и сред, анимации, резкому повышению скорости поиска и обработки информации и т.п.;

Общеучебная компетенция

получает новый толчок за счет использования учащимися программных продуктов, разнообразных как по алгоритмам, так и по видам интерактивных сред, позволяющих оптимизировать его учебную деятельность.

Информационная компетенция.

напрямую связана со способами рациональной работы с большим объемом учебной и научной информации, предоставляемыми ИК технологиями;

Коммуникативная компетенция

Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удалёнными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

Социально-политическая компетенция или готовность к решению
проблем.

В данном случае речь идет не столько о реальной эффективности принимаемых решений, сколько о психологического готовности принимать их и брать на себя ответственность за них.

Проблемы личного, межличностного, социального, академического и иного характера возникают в жизни любого человека. Подчас именно психологическая неготовность человека реагировать на сложившиеся обстоятельства, пассивная позиция, неумение определить суть проблемы переводят ее из разряда ординарной житейской ситуации в план неразрешимого личного социального конфликта.


Общекультурная компетенция

Круг вопросов, в которых ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом
деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере,
например, владение эффективными способами организации свободного времени.

Социально-трудовая компетенция

Ученик овладевает минимально необходимыми для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности.


При использовании ИКТ на уроках я столкнулся со следующими проблемами, которые необходимо учитывать и преодолевать в дальнейшем:


Варианты работы с ИКТ

Возможные трудности

Способы решения проблемы

Поиск информации

Учащиеся, зачастую, теряются в огромном объеме информации, затрудняются в выборе необходимых данных.

Не обрабатывают и не оформляют, полученный текст.

Давать больше заданий на работу с текстом, на составление конспектов и развернутых планов, как письменно, так и в электронном виде

Составление графиков и диаграмм

Некоторые учащиеся не достаточно владеют умениями работать с программой Office Excel

Наглядно показывать способы работы с программой Office Excel

Составление презентаций и другого наглядного материала

Иногда презентации бывают «перегружены» тексом или анимацией, что затрудняет восприятие предложенных работ

Тактично указывать на недостатки и недочеты выполненной работы, иногда презентации можно составлять на уроке, обсуждая выбранную информацию и оформление работы

Выступления учащихся с использованием ИКТ

Многие учащиеся заменяют свое выступление презентацией, вместо того, что бы сделать презентацию ярким дополнением выступления

Предлагать заменить текст в презентации устным выступлением.

Использование тренажеров и электронных тестов


___________________

Данный тип работы все учащиеся выполняют легко и с удовольствием


Я использую ИКТ на уроках географии в течение пяти лет и за это время накопил большое количество электронного материала. Основная часть этих работ выполнена мной или учащимися, некоторые работы взяты из интернет–ресурсов и в дальнейшем скорректированы.

Средства ИКТ, используемые на моих уроках географии

«Hot Potatoes» – инструментальная программа-оболочка, предоставляющая преподавателям возможность самостоятельно создавать интерактивные задания без знания языков программирования и привлечения специалистов в области программирования.

Типы уроков с использованием презентаций в программе Power Point

    1. лекционные, которые имеют главной целью, не иллюстрировать, а зрительно дать сложный материал  для записи учащимся в удобной форме;

    2. уроки-иллюстрации по темам, где существует необходимость ярких зрительных образов,  

    3.   уроки-наглядные пособия, помогающие как образцы, создавать  учащимся подобные работы самостоятельно.

Программа Movie Maker входит в пакет стандартных программ   Microsoft Office, поэтому уже автоматически установлена на компьютере. Очень удобна при анонсировании больших тем , на заключительных элементах уроков для создания ярких зрительных образов, позволяет применять множество эффектов в видеопереходах, вставлять видеосюжеты, «резать» звук на фрагменты, создавать титры на слайдах, вначале фильма и в конце его уже с элементами кинематографии. Нравится детям, потому что позволяет им почувствовать себя режиссерами проявить свое творчество.

Сегодня учитель, использующий ИКТ в образовательном процессе, имеет уникальную возможность сделать урок более интересным, наглядным и динамичным, соответствующий требованиям к современному уроку.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!