СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекции речевых нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекции речевых нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья

Просмотр содержимого документа
«Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекции речевых нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья»

Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекции речевых нарушений детей с ограниченными возможностями здоровья


Баранова Галина Анатольевна

кандидат педагогических наук, доцент,

ГОУ ДПО ТО «Институт повышения квалификации и профессиональной

переподготовки работников образования Тульской области», г. Тула


Шалимова Наталия Анатольевна,

учитель-логопед МКДОУ № 19, Тульская область, г.Узловая



Аннотация. В статье рассматривается вопрос об использовании информационно-коммуникационных технологий в логопедической работе. Предложены практические рекомендации.

Ключевые слова: информационно-коммуникативные технологии, логопедическая практика, специализированные компьютерные инструменты, средства коррекции речевого развития, коррекционно-развивающий процесс, мультимедийные средства, компьютеризация образования, дети с ограниченными возможностями здоровья, компьютерные презентации, развитие артикуляционной и мелкой моторики, звуко произносительные навыки, понятийный словарь, формирование педагогической культуры родителей, мониторинг психологического климата в семье, оказание консультативной и практической помощи родителям, воспитывающим детей с ограниченными возможностями здоровья, создание родителями электронных портфолио, способствующих сбору анамнестических данных, изучение особенностей, интересов, социальных установок для обеспечения полноценного развития ребенка.


Реализация информационно-коммуникативных технологий в логопедической практике одно из важных направлений в работе учителя-логопеда. Данный процесс предполагает комплексный, многоплановый, ресурсоемкий характер.

Специализированные компьютерные инструменты обучения успешно дополняют существующие формы и средства коррекции речевого развития. Применение информационно-коммуникационных технологий позволяет оптимизировать коррекционно-развивающий процесс, сделать его более результативным.

Использование в коррекционной работе различных специализированных компьютерных инструментов поддерживает у детей с речевой патологией познавательную активность, повышает эффективность логопедической работы в целом.

В настоящее время информационно-коммуникационные технологии, мультимедийные средства могут стать мощным техническим средством обучения, коммуникации, необходимыми для совместной деятельности педагогического коллектива, родителей и дошкольников.

Компьютеризация образования открывает новые возможности для создания и внедрения в логопедическую практику новых методических разработок по коррекции речевых нарушений у детей с ограниченными возможностями здоровья.

Для эффективной коррекционной работы как в непрерывной образовательной деятельности, так и в индивидуальной работе можно использовать компьютерные презентации. В логопедической работе можно использовать следующие виды презентаций:

- интерактивные презентации;

- презентации со сценарием;

- презентации  с элементами анимации;

- презентации сопровождения;

- презентации с использованием словесного материала;

- игровые презентации. 

Следует обратить внимание на применение в логопедическом сопровождении анимированных презентаций. Они способствуют активизации у детей слуховых и зрительных анализаторов, а также развитию эмоционально-волевой сферы.

В логопедической практике возможно применение компьютерных презентаций с элементами игр и упражнений, направленных на развитие артикуляционной и мелкой моторики. Использование игровых средств помогает детям с нарушениями речи знакомиться с артикуляционными укладами, совершенствовать звукопроизносительные навыки, активизировать понятийный словарь.

Использование игровых средств и форм в логопедической практике позволит логопеду отработать с детьми необходимые артикуляционные упражнения, одновременно, закрепляя тематический словарь. Данные презентации можно использовать в индивидуальной работе с детьми по постановке и автоматизации звуков речи. Как часть фронтального занятия для совершенствования артикуляционных укладов.

В логопедической практике можно использовать игры и упражнения развивающего центра «мерсибо». Данные комплексы игр включают в себя мотивационные и развивающие интерактивные игры. Они состоят из двух частей мотивационной и развивающей.

С помощью данных игр легко заинтересовать ребенка и включить ребенка в игровую деятельность. Преимуществом комплекса игр «мерсибо» является функция конструктор картинок, позволяющая подбирать наглядный материал с учетом возможностей и интересов ребенка. Данный комплекс игр и упражнений позволяет адаптировать игры и игровые задания к возможностям детей, При этом можно использовать следующие настройки игрового комплекса: длительность, скорость, сложность. Есть настройки: звуки для отработки, сила воздушной струи и др. Игры и упражнения направлены на решение следующих задач:

- развитие речевого дыхания и фонематического слуха;

- активизация и дифференциация звуков;

- расширение лексического словаря;

- формирование связной речи;

- развитие мелкой моторики;

- развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления.

Комплекс игр и заданий «Мерсибо» можно применять на индивидуальных и подгрупповых занятиях, использовать как часть занятия.

Следует заметить, что у детей с речевыми нарушениями, достаточно часто можно наблюдать проблемы и двигательной сфере. Это проявляется в нарушении координации движений рук и ног, моторной неловкости. Для индивидуальной работы с данным контингентом детей можно применять в игры и упражнения коррекционно-развивающего комплекса «Тимокко» с видео и биоуправлением. Игры, включенные в комплекс, представляют большие возможности для тренировки наиболее точных двигательных навыков, координационных движений

Используя игры, включенные в комплекс, дети не замечают интенсивной тренировочной работы, связанной с координацией тела в пространстве, улучшение функции внимания, развития памяти. Комплекс «Тимокко» с видео и биоуправлением - современная и уникальная модель, созданная израильскими учеными, представляет возможность эффективно работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Комплекс предназначен для работы с детьми в широком возрастном диапазоне. Игры комплекса направлены на развитие и тренировку:

- точных двигательных навыков, координации движений,

- развитие внимания и навыка сосредоточения,

- формирование навыка контроля движений и точности движения рук.

Нужно заметить, что речевое недоразвитие любой степени тяжести у ребенка дошкольного возраста наиболее эффективно устраняется только с помощью любящих, внимательных, терпеливых и знающих родителей. Поэтому учителю-логопеду необходимо обратить внимание на социально-педагогическую и психологическую поддержку родителей детей с ограниченными возможностями здоровья.

Главной целью данной работы является формирование педагогической культуры родителей, воспитывающих детей с особыми образовательными потребностями. Работа с родителями включает в себя:

- мониторинг психологического климата в семье,

- проблем в воспитании, обучении и коррекционной работе в домашних условиях, оказание консультативной и практической помощи.

Интересной формой работы является создание родителями электронных портфолио, способствующих сбору анамнестических данных. Это своеобразная ступень в диагностики семейных отношений, позволяющая выявить целый ряд воспитательных возможностей и потребностей. Изучение особенностей и интересов, социальных установок для обеспечения полноценного развития ребенка.

Знакомство с портфолио ребенка способствует построению коррекционно-образовательного маршрута, с целью отслеживания результатов совместной работы всех специалистов дошкольной образовательной организации.

Одной из новых форм работы с родителями, является общение в сети Watsap через созданную группу родителей. Такая форма общения позволяет знакомить родителей с мероприятиями проводимыми в группе, ориентировать их в особенностях коррекционной работы.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!