СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование информационных технологий в обучении физике

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

описание роли и места информационных компьютерных технологий в учебных занятиях по физике.

Просмотр содержимого документа
«Использование информационных технологий в обучении физике»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ

Розуванова А.А.

преподаватель физики, ГПОУ ХТТ «ДонНТУ»



Аннотация: описание роли и места информационных компьютерных технологий в учебных занятиях по физике.


В течение последних лет, в период которых происходит бурное развитие информационных технологий, остаётся актуальным вопрос об изменении роли преподавателя в современной системе образования.

Сегодня педагог-предметник уже не в состоянии игнорировать тот образовательный потенциал, которым обладают современные информационные технологии и соответствующая им программно-техническая платформа, переводящие образовательный процесс на качественно новый уровень. За счет использования накопленных методических знаний и дидактических материалов преподаватели способны значительно увеличить степень образовательного воздействия на занятиях, повысить уровень мотивации студентов к изучению нового материала.[3]

Среди разнообразных определений понятия «информационные технологии» более приемлемой, по-моему, является трактовка данная М. И. Желдаковым: «Под информационными технологиями понимается совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющие знания людей и развивающая их возможности по управлению техническими и социальными процессами». [1]

Информационные технологии не только облегчают доступ к информации и открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее дифференциации и индивидуализации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой студент был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.

Учебное занятие с применением компьютера не заменяет преподавателя, а наоборот, делает общение со студентами более эффективным, содержательным, индивидуальным. Компьютер и даже смартфон на занятиях стали универсальными техническими средствами обучения.

Свои первые шаги в применение ИКТ, как и все преподаватели, делала с помощью применения текстового редактора: подготовка с помощью компьютера простейших дидактических материалов, лекций, планов занятий, рабочих программ и т.д.

Затем использовала тематические диски, интерактивные программы. Но это стало возможным лишь с появлением в кабинете компьютера и возможности проводить занятия в компьютерном классе.

Использование в своей работе ИКТ, сегодня стало необходимостью. Технологии позволяют:

  • повышает интерес к изучению дисциплины,

  • расширяет возможности демонстрации опытов через использование виртуальных образов,

  • развивает творческие способности,

  • повышает интерес к обучению,

  • способствует развитию самообразования.

Преимущества использования ИКТ для меня, как преподавателя дают:

  • возможность обеспечить аудио – визуальное восприятие информации;

  • развитие коммуникативных умений студентов на занятии;

  • осуществление дифференцированного и индивидуального подхода в обучении студентов;

  • рациональное использование различных форм, методов и приемов работы;

  • создание положительного эмоционального фона на занятии.

  • экономия учебного времени (до 30%);

Если говорить о студентах, то для них ИКТ технологии позволяют:

  • повышение интереса студента к дисциплине за счет новой формы представления материала;

  • автоматизированный самоконтроль обучающихся в любое удобное время;

  • возможность оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера;

  • развитие творческого потенциала студентов в виртуальной среде;

  • помощь студенту в организации изучения дисциплины в удобном для него темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия;

  • приобщение студентов к современным информационным технологиям, формирование потребности в овладении информационными технологиями и постоянной работе с ними.

Родители, тоже не остаются в стороне. ИКТ технологии, дают им возможность участвовать в процессе обучения, начиная от контроля уровня успеваемости и заканчивая участием в совместных проектах.

Физика – наука экспериментальная. Изучение физики трудно представить без лабораторных работ.

Невозможно показывать эксперименты, требующие сложного оборудования, которого просто нет в кабинете физики. В этом случае выручает компьютер, который позволяет проводить лабораторные работы. Например, лабораторные работы по механике провожу с помощью компьютерной программы «Виртуальные лабораторные работы», которые позволяют студентам не только достичь цели лабораторной работы, но и наглядно наблюдать зависимость физических величин, а значит, проанализировать и сделать определенные выводы. Анализ зависимости, как элемент проблемного обучения, активизирует познавательно-умственную деятельность студентов при выполнении лабораторных работ.

В своей работе использую следующие Интернет – ресурсы:

    • Республиканского учебно-метадического объединения преподавателей «Физики»

    • «Физика в анимации»

    • «Физика. Ru»

    • «Единая коллекция образовательных ресурсов»

    • «Российская электронная школа»

На данных сайте представлены методические материалы, передовой педагогический опыт преподавателей физики, учебные видеоролики, трёхмерные анимации физических экспериментов и явлений, виртуальные лабораторные работы и много другое.

Особо хочется отметить применение ИКТ для дистанционного обучения в последние несколько лет. В своей работе использовала сайт videouroki, который предоставлял всем преподавателям, в бесплатное пользование разработанный ИК продукт для обучения и проверки знаний учащихся по всем предметам средней школы, начиная с 1 по 11 класс.

Необходимо также отметить, что использование компьютеров на занятиях физики превращает их в настоящий творческий процесс, позволяет осуществить принципы развивающего обучения, что позволяет дать студенту уникальную возможность самому, независимо от преподавателя узнать новое, подмечать закономерности, выдвигать собственные гипотезы, прочувствовать, как возникают физические вопросы.[2]

Таким образом, применение ИКТ на учебных занятиях физики активизирует деятельность студентов, а также позволяет делать занятия, непохожими друг на друга, что способствует интересу к ученью.


Библиография:

  1. М.И. Желдаков «Внедрение информационных технологий в учебном процессе» Мн. Новое знание, 2003.- 152 с.

  2. Смирнов, А.В. Методика применения информационных технологий в обучении физике [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб заведений / А.В. Смирнов – М.: Издательский центр “Академия”, 2008. - 240.

  3. Лукьянова М.И. Теоретико-методологические основы организации личностно-ориентированного урока// Завуч. Управление современной школой. – 2006. - №2.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!