ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ФИЗИКЕ
Розуванова А.А.
преподаватель физики, ГПОУ ХТТ «ДонНТУ»
Аннотация: описание роли и места информационных компьютерных технологий в учебных занятиях по физике.
В течение последних лет, в период которых происходит бурное развитие информационных технологий, остаётся актуальным вопрос об изменении роли преподавателя в современной системе образования.
Сегодня педагог-предметник уже не в состоянии игнорировать тот образовательный потенциал, которым обладают современные информационные технологии и соответствующая им программно-техническая платформа, переводящие образовательный процесс на качественно новый уровень. За счет использования накопленных методических знаний и дидактических материалов преподаватели способны значительно увеличить степень образовательного воздействия на занятиях, повысить уровень мотивации студентов к изучению нового материала.[3]
Среди разнообразных определений понятия «информационные технологии» более приемлемой, по-моему, является трактовка данная М. И. Желдаковым: «Под информационными технологиями понимается совокупность методов и технических средств сбора, организации, хранения, обработки, передачи и представления информации, расширяющие знания людей и развивающая их возможности по управлению техническими и социальными процессами». [1]
Информационные технологии не только облегчают доступ к информации и открывают возможности вариативности учебной деятельности, ее дифференциации и индивидуализации, но и позволяют по-новому организовать взаимодействие всех субъектов обучения, построить образовательную систему, в которой студент был бы активным и равноправным участником образовательной деятельности.
Учебное занятие с применением компьютера не заменяет преподавателя, а наоборот, делает общение со студентами более эффективным, содержательным, индивидуальным. Компьютер и даже смартфон на занятиях стали универсальными техническими средствами обучения.
Свои первые шаги в применение ИКТ, как и все преподаватели, делала с помощью применения текстового редактора: подготовка с помощью компьютера простейших дидактических материалов, лекций, планов занятий, рабочих программ и т.д.
Затем использовала тематические диски, интерактивные программы. Но это стало возможным лишь с появлением в кабинете компьютера и возможности проводить занятия в компьютерном классе.
Использование в своей работе ИКТ, сегодня стало необходимостью. Технологии позволяют:
повышает интерес к изучению дисциплины,
расширяет возможности демонстрации опытов через использование виртуальных образов,
развивает творческие способности,
повышает интерес к обучению,
способствует развитию самообразования.
Преимущества использования ИКТ для меня, как преподавателя дают:
возможность обеспечить аудио – визуальное восприятие информации;
развитие коммуникативных умений студентов на занятии;
осуществление дифференцированного и индивидуального подхода в обучении студентов;
рациональное использование различных форм, методов и приемов работы;
создание положительного эмоционального фона на занятии.
экономия учебного времени (до 30%);
Если говорить о студентах, то для них ИКТ технологии позволяют:
повышение интереса студента к дисциплине за счет новой формы представления материала;
автоматизированный самоконтроль обучающихся в любое удобное время;
возможность оперативного получения дополнительной информации энциклопедического характера;
развитие творческого потенциала студентов в виртуальной среде;
помощь студенту в организации изучения дисциплины в удобном для него темпе и на выбранном им уровне усвоения материала в зависимости от его индивидуальных особенностей восприятия;
приобщение студентов к современным информационным технологиям, формирование потребности в овладении информационными технологиями и постоянной работе с ними.
Родители, тоже не остаются в стороне. ИКТ технологии, дают им возможность участвовать в процессе обучения, начиная от контроля уровня успеваемости и заканчивая участием в совместных проектах.
Физика – наука экспериментальная. Изучение физики трудно представить без лабораторных работ.
Невозможно показывать эксперименты, требующие сложного оборудования, которого просто нет в кабинете физики. В этом случае выручает компьютер, который позволяет проводить лабораторные работы. Например, лабораторные работы по механике провожу с помощью компьютерной программы «Виртуальные лабораторные работы», которые позволяют студентам не только достичь цели лабораторной работы, но и наглядно наблюдать зависимость физических величин, а значит, проанализировать и сделать определенные выводы. Анализ зависимости, как элемент проблемного обучения, активизирует познавательно-умственную деятельность студентов при выполнении лабораторных работ.
В своей работе использую следующие Интернет – ресурсы:
Республиканского учебно-метадического объединения преподавателей «Физики»
«Физика в анимации»
«Физика. Ru»
«Единая коллекция образовательных ресурсов»
«Российская электронная школа»
На данных сайте представлены методические материалы, передовой педагогический опыт преподавателей физики, учебные видеоролики, трёхмерные анимации физических экспериментов и явлений, виртуальные лабораторные работы и много другое.
Особо хочется отметить применение ИКТ для дистанционного обучения в последние несколько лет. В своей работе использовала сайт videouroki, который предоставлял всем преподавателям, в бесплатное пользование разработанный ИК продукт для обучения и проверки знаний учащихся по всем предметам средней школы, начиная с 1 по 11 класс.
Необходимо также отметить, что использование компьютеров на занятиях физики превращает их в настоящий творческий процесс, позволяет осуществить принципы развивающего обучения, что позволяет дать студенту уникальную возможность самому, независимо от преподавателя узнать новое, подмечать закономерности, выдвигать собственные гипотезы, прочувствовать, как возникают физические вопросы.[2]
Таким образом, применение ИКТ на учебных занятиях физики активизирует деятельность студентов, а также позволяет делать занятия, непохожими друг на друга, что способствует интересу к ученью.
Библиография:
М.И. Желдаков «Внедрение информационных технологий в учебном процессе» Мн. Новое знание, 2003.- 152 с.
Смирнов, А.В. Методика применения информационных технологий в обучении физике [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб заведений / А.В. Смирнов – М.: Издательский центр “Академия”, 2008. - 240.
Лукьянова М.И. Теоретико-методологические основы организации личностно-ориентированного урока// Завуч. Управление современной школой. – 2006. - №2.