СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Использование инновационной педагогической технологии синквейн в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Использавание инновационных технологий "Синквейн"

Просмотр содержимого документа
«"Использование инновационной педагогической технологии синквейн в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста"»

Тема сообщения: "Использование инновационной педагогической технологии синквейн в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста"

учителя-логопеда МБДОУ " Детский сад №1 г.Льгова" Стародубцевой Оксаны Юрьевны

Непременным условием для всестороннего развития ребенка является умение общаться с взрослыми и сверстниками. Речь детей с речевыми нарушениями характеризуется сухостью, лишена образности, яркости. Это происходит из-за ряда особенностей в речевом развитии. Сегодняшний день отличается активным ростом новых развивающих технологий, многие из которых можно успешно использовать при коррекции речевых нарушений. Одним из таких эффективных методов развития речи ребенка, который позволяет довольно быстро получить результат, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна. Сегодня я хочу познакомить Вас с одним из элементов инновационной педагогической технологии «синквейн», его значением в развитии речевых навыков, ассоциативного и наглядно-образного мышления у дошкольников. Цель: * познакомить педагогов с одним из элементов инновационной педагогической технологии синквейн, его значением в развитии речевых навыков и ассоциативного мышления у дошкольников; * показать значимость данной технологии и в других видах деятельности.



План проведения:

I. Теоретическая часть:

— Что такое синквейн ?— Как работать с синквейнами ?

—Эффективность и значимость синквейна . Правила составления.

II. Практическая часть:

— Совместная работа с педагогами. — Обсуждение полученных результатов.

III. Подведение итогов.

I. Теоретическая часть

Синквейн — слово французское, в переводе означает «стихотворение из пяти строк». Форма синквейна была разработана американской поэтессой Аделаидой Крэпси, которая опиралась на японские стихи — хоку (хайку), маленький стих, без рифмы, отличающееся краткостью, которое читается очень медленно. Сегодня очень важно научить воспитанников не только правильно и чётко говорить, но и мыслить. Инновационность данного метода – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, т.е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать. Технология критического мышления - главная компетенция профессионала XXI века.

В чём же актуальность, эффективность и значимость использования синквейна в логопедической практике?

Во-первых, его самое главное достоинство – простота. Синквейн могут составить все.

Во-вторых, это новая технология – открывающая новые возможности; современная логопедическая практика характеризуются поиском и внедрением новых эффективных технологий, помогающих оптимизировать работу учителя -логопеда.

В третьих - является диагностическим инструментом, даёт возможность педагогу оценить уровень усвоения ребёнком пройденного материала.

В четвертых – он гармонично вписывается в работу по развитию лексико-грамматической стороны речи, использование синквейна не нарушает общепринятую систему воздействия на речевую патологию и обеспечивает её логическую завершенность.

И в пятых – носит характер комплексного воздействия, не только развивает речь, но способствует развитию памяти, внимания, мышления.

Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов. Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!


Создание нерифмованного стихотворения подчинено определенным правилам. (Слайд №5)

Первая строка – заголовок, тема, состоящие из одного слова (обычно существительное, означающее предмет о котором идёт речь).

Вторая строка – два слова. Прилагательные. Это описание признаков предмета или его свойства, раскрывающие тему синквейна.

Третья строка обычно состоит из трёх глаголов или деепричастий, описывающих действия предмета.

Четвёртая строка – размещается целая фраза, предложение в которой ребёнок высказывает своё отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата, пословица, слова из песни или собственное суждение составителя синквейна.

Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Так выглядит схема составления синквейна.

Предполагается, что с детьми дошкольного возраста строгое соблюдение правил составления синквейна не обязательно. Потому что синквейн воспринимается дошкольниками как УВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ИГРА.

Позже мы с вами научимся составлять синквейны.

Не забывайте правила составления, используйте схему, она напоминает форму ёлочки.



II. Практическая часть.

1. Коллективное составление синквейна по предметной картинке по вопросам логопеда.

- Что это?

- Арбуз.

Подберите два слова-признака.

- Какой арбуз?

- Круглый, вкусный.

Подберите три слова-действия.

- Что делает арбуз?

- Катится, растёт, зреет.

- Cоставьте словосочетание или предложение, где вы выразите личное отношение автора в данном случае к предмету.

- Я люблю сочный арбуз.

Теперь подберите слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

- Ягода.

Вопросы: Всем понятны правила составления синквейна?

Вывод: Так мы с вами научились составлять синквейн по предметной картинке. Составляли мы коллективно. Я задавала вам вопросы, тем самым направляла вас.







2. Пример алгоритма синквейна для не читающих дошкольников.

3. Составление синквейна по индивидуальным картинкам.

Например: ЕЛЬ

Индивидуальная работа и проверка готовых синквейнов.

Вопросы: Вам было интересно? Кто себя почувствовал настоящим поэтом или писателем? На ваш взгляд это формирует уверенность в себе, желание отвечать, думать, творить, рассуждать?

Вывод: Сочинение синквейна – процесс творческий. Это интересное занятие помогает самовыражению детей, через сочинение собственных нерифмованных стихов. Синквейн — это также способ контроля и самоконтроля (дети могут сравнить синквейны и оценивать их).

4.Синквейн - игра (по цепочке). Используется на подгрупповых и групповых занятиях.


5. Составление синквейна по опорным словам по лексической теме "Фрукты"



6. Коррекция и совершенствование готового синквейна.

Сейчас вы будете слушать готовый синквейн и попробуете разобраться, всё ли здесь правильно?

Белка.

Рыжая, косолапая.

Прыгает, скачет, воет.

Мне нравится ловкая белка.

Дикое животное.

Вопросы: Вы мне помогли разобраться, исправили ошибки.

Как вы думаете? Это помогает развивать умение вслушиваться в обращённую речь, думать и быстро подбирать нужные слова?

Вывод: данный вид работы активизирует словарный запас детей. Учит детей быть внимательными и формирует лексическую готовность в подборе слов.


7. Синквейн - загадка

Анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части. Например, дан синквейн без указания темы, первой строки — на основе существующих строк необходимо ее определить.


______ .

Растёт, стоит.

Белоствольная, стройная, русская.

Я любуюсь стройной ___________ .

Дерево.

Вывод: Синквейн уточняет содержание понятий. Развивает не только речь, но и способствует развитию внимания, памяти, мышления.


8. Составление синквейна по прослушанному рассказу или сказки.

Сейчас мы составим синквейны о героях русской народной сказки «Заюшкина избушка». Будем работать в группах. Первая группа будет составлять синквейн о зайчике, вторая о лисе, третья о петухе.


Зайчик. Лиса.

Слабый, трусливый. Хитрая, наглая.

Плачет, боится, просит (помощи). Выгнала, обманула, обхитрила.

Мне жалко маленького зайчика. Лиса совершила плохой поступок.

Сказочный герой. Сказочная героиня.


Петух.

Смелый, отважный.

Спас, защитил, выгнал (лису).

Петух оказался смелым защитником.

Сказочный герой.

Вопросы: Как думаете работа в группах формирует навыки сотрудничества?

Вывод: Синквейн учит находить и выделять в большом объеме информации главную мысль. В составлении синквейна каждый ребенок может реализовать свои интеллектуальные возможности.

Практическая база исследования

Вашему вниманию предлагаются образцы использования приемов синквейна на логопедических занятиях по произношению, так же можно использовать на занятиях по обучению грамоте. Начиная уже со старшей группы, таблицы данной технологии я использую как для запоминания стихов так и рассказов.

Один из примеров таблиц синквейна «Девочка и лесенка»

Учитель-логопед предлагает детям вместе с девочкой придумать короткое стихотворение про самолет.

1 Что это? (самолет)

2 Самолет какой? (самолет огромный, самолет летящий)

3 Самолет что делает? (Самолет летит, самолет приземляется, самолет взлетает)

4 Составь предложение со словом «самолет» (.Мама купила мне огромный самолет)

5 Назови другим словом (воздушный транспорт)



Второй вариант это «Ёлочка»

Предположим, что лексической темой будет «Деревья»

1 Что это? (это яблоня)

2 Яблоня какая? ( яблоня ветвистая, яблоня высокая)

3 Что можно сделать с яблоней? (собрать с яблони плоды, обрезать ветки, полить корень)

4 Составь предложение со словом «яблоня» (У бабушки в деревне в саду растет яблоня)

5 Назови другим словом (дерево).

Третий вариант схемы «Пирамида»

Можно использовать на занятиях основы грамоты.

1 Что это? (Буква А)

2 Буква А какая? ( буква А гласная, буква А поющая)

3 Что мы можем сделать с буквой А? (Прочитать, написать, нарисовать)

4 Составь предложение с буквой А. ( Я могу написать букву А).

5 Назови другим словом. ( Гласный звук)


РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ

  • облегчился процесс усвоения понятий и их содержания, расширился и актуализировался словарный запас; воспитанники научились выражать свои мысли, подбирать нужные слова, выработалась способность к анализу;

  • дети учатся выражать своё мнение, соглашаться или нет с мнением других, договариваться;

  • гармоничное сочетание в работе элементов трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной.

При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что включаются только темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.

Планирую сделать с детьми копилку синквейнов по стихотворениям, мультфильмам, ситуациям из жизни.

III. Подведение итогов « Знаем, творим, применяем»

Составление синквейнов на слайдах: РЕЧЬ, ДЕТИ,СИНКВЕЙН .

И сегодняшнее общение я хочу закончить словами Виктора Федоровича Шаталова "Даже мгновенное озарение может стать той первой искрой, из которой рано или поздно возгорится пламя творческого поиска".

Дети будут гордиться своими достижениями! А вы будите гордиться собой, глядя на достижения своих детей.

Вот и подошло к концу моё выступление. Я Вас искренне благодарю и уверена, что эту технологию Вы будете использовать в своей работе с воспитанниками.

И тогда Ваши занятия будут интересными и занимательными.



ИГРАЙТЕ, УЧИТЕСЬ, РЕАЛИЗОВЫВАЙТЕСЬ ТВОРЧЕСКИ И СОВЕРШЕНСТВУЙТЕСЬ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО!






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!