СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

На своих уроках я применяю элементы различных образовательных технологий, с помощью которых организую и провожу учебно-исследовательскую работу, в том числе, развиваю умение выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарными приёмами исследовательской деятельности, самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

Просмотр содержимого документа
«Использование инновационных технологий на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах»

Муниципальное образовательное учреждение

«Каракульская средняя общеобразовательная школа»











Использование инновационных технологий

на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах

(обобщение опыта)



























Автор: Гордиенко Светлана Борисовна,

учитель начальных классов

2022

На своих уроках я применяю элементы различных образовательных технологий, с помощью которых организую и провожу учебно-исследовательскую работу, в том числе, развиваю умение выдвигать гипотезы, осуществлять их проверку, владеть элементарными приёмами исследовательской деятельности, самостоятельно создавать алгоритмы познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

  • Технология проблемного обучения

  • Технология продуктивного чтения

  • Технология развития критического мышления

  • Информационно-коммуникативные технологии

  • Технология проектного метода

Технологию проблемного обучения стараюсь использовать на уроках русского языка и литературы всегда. Постановка проблемы важна, на мой взгляд, при изучении нового материала любого урока. В зависимости от возрастных особенностей учащихся проблемные вопросы усложняются, становятся предметом обсуждений, дискуссий, что дает возможность высказать свою точку зрения каждому. Особой формой создания проблемной ситуации на уроке считаю использование опорных схем, таблиц.

Создание проблемной ситуации позволяет добиться активной мыслительной работы учащихся, потому что помогает вызвать у них потребность в знаниях. Потребность в знаниях возникает в тех случаях, когда на пути ученика появляются препятствия, затруднения, преодолеть которые без необходимых для этого сведений он не может.

На уроках русского языка и тем более литературы важнейшее значение имеет технология продуктивного чтения. Кратко по теории технологии.

Цель технологии продуктивного чтения – формирование личностного отношения к прочитанному. Задача учителя – показать, что возможны различные интерпретации одного и того же художественного произведения, но в любом случае они не должны расходиться с авторским смыслом.

Три этапа работы с текстом.

I. Работа с текстом до чтения.

Цель– развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, то есть умения предполагать, предвосхищать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации.

II. Работа с текстом во время чтения.

Цель– понимание текста и создание его читательской интерпретации.

III. Работа с текстом после чтения.

Цель– корректировка читательской интерпретации авторским смыслом.

Обязательно творческое задание.

Здесь же я использую приемы технологии критического мышления

Например, прием «Толстые» и «тонкие вопросы».

Данный приём я использую на любом этапе урока. Он может быть применён как во время урока так и для домашней работы. «Тонкими» вопросами называют простые, односложные вопросы, требующие простого ответа на уровне воспроизведения. «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку. Систематическое применение данного приёма учит обучающихся грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности.

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

-Кто? Что?

-Объясните, почему…?

-Было ли? Согласны ли вы?

 Предположите, что будет, если... ?

«Толстые» вопросы, придуманные учениками, впоследствии могут стать темой сочинения или самостоятельной работы.

Самый излюбленный прием моих учеников «Синквейн».

Этот прием позволяет ученикам проявлять свое творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению. Развивает творческое мышление, речь, обогащает словарный запас.

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях. Таким образом, это стихотворение, состоящее из 5 строк.

Правила написания синквейнов

В первой строчке тема называется одним словом.

Вторая строчка – это описание темы в двух словах (2 прилагательных).

Третья строчка – это описание действия в рамках этой темы (3 глагола).

Четвертая строчка – это фраза , показывающая отношение к теме.

Пятая строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

При обобщении темы «Глагол» на стадии рефлексии составляем синквейн

  • Глагол.

  • Действующий, подвижный.

  • Ходит, смеется, развивается.

  • Я люблю действовать, то есть глагол.

  • Опора

Очень помогает активировать работу учащихся на уроках русского языка и литературы такой прием как кластер.

Предлагается самостоятельно составить свою логическую схему изучения данной темы и защитить её. В центре записывается слово, вокруг которого фиксируются слова или предложения, связанные с темой.

Сегодня в школе невозможно работать без использования информационно- коммуникативных технологий.

1. Я использую самостоятельно составленные мультимедийные презентации (мои и обучающихся).

2.Использую готовые ресурсы сети Интернет. Такие как (Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), ФИПИ др.)

3.Использую ИКТ в сочетании с методом проектов.

Проектная деятельность очень важна при работе с обучающимися. В процессе проектной деятельности у учащихся формируются умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развивается критическое мышление. Проект предполагает самостоятельную деятельность, выполненную индивидуально, парно, группой за определенный период времени.

Виды проектов

  • Исследовательские творческие социально-значимые

  • Ученическая конференция

Буктрейлеры:

  • «Открывая Божий мир»

  • «Время добрых дел»

  • «Наш выбор-будущее России»

  • «Здоровая нация- процветание России»

  • «Я выбираю рабочую профессию»

  • «Мы этой памяти верны»


Олимпиады

  • «Инфоурок», «Русский медвежонок», «Кириллица»,«Я энциклопедия», «Олимпис», «Альбус», «Мультитест»

  • Предметная декада

  • (КВН, блиц-турнир, викторины, творческие проекты)

Используя в своей практике разные виды творческих работ, первое и очень важное, что я заметила, ученики перестали бояться сочинения. Стали спокойнее воспринимать задания такого рода, а некоторые даже с радостью выполняют, потому что лишь творческие работы дают возможность избежать стандартности и проявить свою индивидуальность.

Каждый учебный год мои ученики представляют свои исследовательские и творческие работы на школьной очно. Представляют на конкурсы буктрейлеры на различные темы. Дети участвуют в различных конкурсах и олимпиадах с желанием. Хочется отметить, что участвуют и дети которые хорошо успевают по русскому языку и литературе и ребята, у которых есть проблемы в понимании предмета. Я этим очень дорожу и отмечаю даже небольшой успех своих учеников.

Я считаю себя современным учителем, стремлюсь не отставать от моих учеников, не останавливаюсь на достигнутом, иду вперед вместе со своими воспитанниками. Сама участвую в различных конкурсах, семинарах, вебинарах, выступаю на конференциях.

       Закончить свое размышление мне хочется словами – призывом великого педагога Шалвы Александровича Амонашвили: «Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и сознании твоих учеников, но и в их душах и сердцах.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!