Просмотр содержимого документа
«Документ Microsoft Word (2)»
Использование интеллект-карт на уроках в начальной школе
Подготовила
учитель начальных классов МАОУ СОШ № 11 г. Балаково
Надоян Лилия Владимировна
С каждым годом обучения количество информации необходимой для усвоения ребенком в школе растет. Для того, чтобы полученная информация была эффективной, необходимо ее качественно обрабатывать. В обработке большого объема информации помогает метод интеллект-карт.
Интеллект-карты, а в оригинале «mind maps» разработаны американским учёным Тони Бьюзеном. Точного перевода на русский язык не существует, поэтому можно встретить в различных источниках достаточно широкий спектр названий: «карты разума», «интеллект-карты», «карты осознания», «ментальные карты», «карты представлений», «мыслительные карты» и т.д. В переводах книг Тони Бьюзена используется термин «интеллект-карты».
Доказано, что эффективность карт связана с работой головного мозга при обработке информации. Учащиеся, усваивая информацию используют только левое полушарие мозга, которое отвечает за анализ и логику. При этом правое полушарие, отвечающее за восприятие цветов, воображение, представление образов, размеры, пространственные соотношения находится в покое. Такое восприятие информации получается неполным, не дает ученику видеть целостную картину и мыслить ассоциативно. Интеллект-карты помогают, задействовать оба полушария.
С помощью используемых при построении карт зрительных образов обеспечивается создание глубокого впечатления, что существенно увеличивает запоминаемость материала и способность к воспроизведению.
Внедрение метода интеллект-карт в процесс обучения в начальной школе, должно осуществляться поэтапно.
На первом этапе интеллект карта может использоваться в качестве наглядного пособия, составленного учителем, с целью изучения или закрепления нового материала. При этом учитель не просто представляет законченный вариант карты, а создает ее на глазах учащихся, тем самым стараясь включить их в процесс создания.
Вторым этапом освоения метода интеллект-карт, должна стать групповая работа по их созданию. Для этого необходимо ознакомить детей с подробным алгоритмом ее построения, который рекомендует Бьюзен. Учитель должен направлять и корректировать работу учащихся.
Таким образом, этот метод является важнейшим инструментом восприятия, обработки и запоминания информации, развития памяти, мышления, речи.
Просмотр содержимого презентации
«Презентация Microsoft PowerPoint»
Использование интеллект-карт на уроках в начальной школе
Подготовила
учитель начальных классов МАОУ СОШ №11 г. Балаково
Надоян Лилия Владимировна
Интеллект-карты, а в оригинале
«mind maps» разработаны американским учёным
Тони Бьюзеном.
Точного перевода на русский язык не существует, поэтому можно встретить в различных источниках достаточно широкий спектр названий:
«карты разума»
«интеллект-карты»
«карты осознания»
«ментальные карты»
«карты представлений»
«мыслительные карты» и т.д.
• Нейроны головного мозга •Интеллект-карта
Цели:
- помочь учителям изменить способ работы на уроках независимо от возраста учащихся и предмета;
- развитие творческого потенциала будущего исследователя;
- развитие умений сотрудничать и работать в группе;
- развитие у учащихся умений систематизировать информацию
Гипотеза:
если использовать метод интеллект-карт, то можно активизировать мыслительную деятельность учащихся:
- умение ставить вопросы;
- умение выделить главное;
- умение делать сравнение;
- умение устанавливать причинно – следственные связи и делать умозаключения;
- умение видеть смысл в информации, понимать проблему в целом;
- способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации.
Внедрение метода интеллект-карт в процесс обучения в начальной школе, должно осуществляться поэтапно
Алгоритм построения интеллект-карты
Возьмите лист бумаги и нарисуйте блок (произвольной формы, это может быть круг, овал, квадрат, любое другое изображение или текст) в центре листа.
Внутри блока напишите название темы, с которой вы хотите работать
От главной темы рисуем в разные стороны ветви – основные связанные с ней понятия, свойства, ассоциации, аспекты. Подписываем каждую одним двумя словами, разборчиво, желательно печатными буквами. Рисуя интеллект-карту, применяем как можно больше цветов и как можно чаще используем рисунки.
От каждой ветви рисуем несколько более тонких веточек развитие ассоциаций, уточнение понятий, детализация свойств, конкретизация направлений.
ПРАВИЛА СОЗДАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТ-КАРТ
Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д. ·Основная идея, проблема или слово располагается в центре. ·Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет. ·Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями .
· Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева). ·Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово. ·Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове. ·Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.