СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование интерактивного пособия «лэпбук» ( современные образовательные технологии) на уроках литературного чтения в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для обобщения знаний по литературному чтению  я использую - лепбук

Просмотр содержимого документа
«Использование интерактивного пособия «лэпбук» ( современные образовательные технологии) на уроках литературного чтения в начальной школе»


Использование интерактивного пособия «лэпбук» ( современные образовательные технологии) на уроках литературного чтения в начальной школе


Анисимова Елена Петровна, учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия №40» республика Татарстан, г. Казань


Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться самому»: т.е. школьники должны самостоятельно ставить перед собой цели и задачи, находить способы их решения, а главное находить необходимую информацию.

Что нужно предпринять учителю для того, чтобы пройденный материал остался в памяти ученика, чтобы он захотел самостоятельно расширить свои горизонты по изученной теме? И мне понравилась такая современная интерактивная форма работы с детской книгой, как – лэпбук.

Лэпбук (lapbook) – в дословном переводе с английского языка означает «книга на коленях» (lap –колени, book- книга, дословно «наколенная книга»). Термин был впервые введен Тэмми Дюби, которая использовала данное средство, целиком умещающееся на коленках, для систематизации информации при обучении своих детей. Еще его называют тематическая папка или книжка-раскладушка. Это самодельная интерактивная папка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которой находится информация в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме по какой-то теме.

Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в жизни (оно нас окружает), а тем более в детской литературе. Надо только найти его и подать детям, чтобы пробудить их самих к таким находкам и открытиям.

В процессе создания лэпбука можно закрепить и систематизировать изученный материал, а его рассматривание позволит быстро освежить в памяти изученные темы. Лэпбук - может быть еще и формой представления итогов проекта. Таким образом, можно сказать, что лэпбук  - это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материала, который направлен на развитие у учащегося творческого потенциала.

Лэпбук создавать делать с детьми начиная с 3 класса, когда ребята научились анализировать и систематизировать свои знания и умения, для создания лэпбука ребята делятся на малые творческие группы

Этапы создания лэпбука:

1 этапвыбор темы. На этом этапе можно выбрать как одно литературное произведение, так и обобщение по разделу, на мой взгляд более крупный блок наиболее удачнее и выигрышнее будет смотреться при на этапе защиты.

2 этап - план. Чем можно заполнить лэпбук по литературному чтению? Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками. Поэтому необходимо продумать, что он должен включать в себя, какие задания будут уместны, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план того, что вы хотите в этой папке рассказать, например,

«Биография писателя»,

«Информация о писателе или поэте»,

«Знакомые строчки…»,

«Проталинки (доскажи словечко)»,

«Мир рисунков»,

«Найди начало или конец» (соединить начало и конец пословицы),

«Волшебный сундучок» (нужно догадаться какой предмет в сундучке (конверте), или из сундучка достаются картинки вещей, которые принадлежат герою. Необходимо назвать героя.),

«Кроссворд» (разгадывание кроссвордов – интересное, увлекательное занятие. Дети смогут лучше узнать содержание произведения, вспомнить сюжет и сказочных героев).

«Загадки» ( Очень часто можно найти литературные или придумать самим загадки про героев произведения).

Это лишь маленький перечень заданий, каждый сможет проявить свою выдумку и фантазию. Но на данном этапе нужно постараться не перегрузить, отсечь все малозначительное, оставить существенное, самое интересное.

3 этап – макет. Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Вот здесь нет границ для фантазии:

Элементы могут быть такими: * Кармашки (обычные или фигурные кармашки)

* Книжки простые. Книжка-гармошка.

* Блокнотик со страницами разной длины…..

4 этап - изготовление лэпбука. Для создания лэпбука нам нужны: картонная папка-основа, цветной картон, цветная бумага, любой оформительский материал, декоративные элементы….- все зависит от вашего воображения, не так все сложно и трудно, можно воспользоваться готовыми шаблонами конвертов в Интернете. Заполняем все кармашки подобранным информационным материалом. Лэпбук готов! Можно заниматься.

5 этап – презентация лэпбука.

Для детей, которые сами создали лэпбук - это настоящее «сокровище», которое хочется показать, рассмотреть. На уроке это может быть индивидуальная защита проекта. Можно провести игру в группах, организовать викторину, литературный праздник, и всегда презентация лэпбука происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, формирует навыки сотрудничества.

Но чтобы всё получалось и ребята получили удовольствие от проделанной работы, торопится не нужно - большую часть работы (планирование и поиск информации) можно осуществлять дома, после консультации с учителем, который не даёт готовых знаний, а направляет, побуждает обучающихся к самостоятельному поиску( ссылку на сайты, которые наиболее полезные).

Самым главным условием такой работы является система, регулярность, а не эпизодичность.


Применяя интерактивное пособие лэпбук на уроках литературного чтения в начальной школе можно выделить положительные стороны этой технологии:

  1. Использование разных форм организации деятельности учащихся (индивидуальной, парной или групповой работа).

Работая индивидуально, один учащийся занимается поиском, сбором информации и оформлением своей работы самостоятельно, рассчитывая только на себя и свои силы. Данный вид работы необходим, если в группе или классе есть учащиеся, которым тяжело находить контакт с другими одноклассниками, если они стеснительны и необщительны. Он помогает таким учащимся раскрыть себя и свой потенциал пред учителем и сверстниками. С другой стороны, работая в паре, учащимся приходится делить ответственность между собой. Они учатся делить задание на микро-темы и заниматься проработкой своей темы индивидуально или делать всю работу сообща.

  1. Ручная работа.

Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как ученик воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения своих целей.

  1. Развивающие задания.

Когда созданный лэпбук демонстрируется одноклассникам, происходят обсуждения и дискуссии, которые способствуют улучшению усвоения информации.

Необходимо отметить, что, работая над одним лэпбуком, учащиеся часто открывают для себя темы следующих своих исследований и на других уроках.


По результатам мониторинга мною было выявлено, что работа по изготовлению и применению на уроках лэпбука очень нравится детям. Повысился читательский интерес, улучшились показатели по смысловому чтению и технике чтения.

Лэпбук – это не просто метод, помогающий закрепить и отработать полученные знания на уроке, это полет фантазии, который может дать непредсказуемые результаты. Удивление, окрыленность, азарт, любопытство в глазах учеников, когда руки так и тянутся вверх, - вот что я вижу на своих уроках, когда применяется интерактивный лэпбук на уроках литературного чтения.

И я считаю, что именно от учителя начальных классов в значительной мере зависит, полюбят ли дети чтение или останутся равнодушными к литературе, станут ли они друзьями книги и постоянными читателями.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!