СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование интерактивных форм и методов обучения как средство формирования учебно-познавательной компетенции в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня российская начальная школа, являющаяся важнейшим звеном в системе школьного образования, переживает качественно новый этап в своем развитии. Он связан с кардинальным изменением приоритетов начального обучения.

Просмотр содержимого документа
«Использование интерактивных форм и методов обучения как средство формирования учебно-познавательной компетенции в начальной школе»


Использование интерактивных форм и методов обучения 
как средство формирования учебно-познавательной компетенции в начальной школе

Автор опыта: Бывакина Татьяна Владимировна, учитель начальных классов

МОУ «Гимназия имени Героя Советского Союза В.В.Талалихина г.Вольска Саратовской области»


1.Тема опыта. «Использование интерактивных форм и методов обучения как средство формирования учебно-познавательной компетенции младшего школьника».


2. Сведения об авторе опыта. Бывакина Татьяна Владимировна учитель МОУ «Гимназия имени Героя Советского Союза В.В.Талалихина г.Вольска Саратовской области»

3.Условия возникновения, становления опыта.

Начальная  школа  - самоценный принципиально новый этап в жизни ребенка: начинается систематическое  обучение  в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении. Проводя диагностику уровня обучаемости учащихся 3-х классов за курс начальной школы (по методике Т. И. Шамовой), я столкнулась с таким фактом: учащиеся не умеют применять полученные знания и умения к реальным ситуациям, характерным для повседневной жизни. Учащиеся теряются, когда задания носят не «лобовой» характер, а пред­полагают несколько мыслительных операций, сравнений, умо­заключений, интерпретацию различных данных и обоснование ответа. Данные оценки уровня обобщенного способа организации деятельности (по Н. Н. Титаренко) учащихся 3 классов свидетельствовали о неумении учащихся применять полученные знания, действовать в ситуациях, не прописанных в учебниках, иначе говоря – быть компетентными.

Анализ и оценка современных тенденций реформирования начального образования, привели меня к выводу: назревшей и первоочередной задачей в настоящий момент является развитие личности ребенка на основе развития компетенций.

Еще недавно решить поставленную задачу мне не представлялось возможным в силу отсутствия реальных условий для ее выполнения при тра­диционном подходе к образованию, традиционных средствах обу­чения, в большей степени ориентированных на классно-урочную систему занятий.

4.Актуальность опыта. В настоящее время, время информационного бума, быстроменяющейся обстановки, в связи с изменениями в разных сферах общественной жизни обществу необходимо поколение молодых людей, которые будут чувствовать себя адекватно в новой обстановке, людей, умеющих мобильно ориентироваться в потоке информации, компетентно разрешать проблемы, возникающие в личной и профессиональной сферах жизни. В связи с этим, в Концепции модернизации российского образования зафиксировано Положение о том, что “Образовательная школа должна формировать не только целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть должна формировать ключевые компетенции, своего рода “мерило” современного качества образования”.

Сегодня российская начальная школа, являющаяся важнейшим звеном в системе школьного образования, переживает качественно новый этап в своем развитии. Он связан с кардинальным изменением приоритетов начального обучения.

Анализ современных образовательных стандартов позволяет говорить в первую очередь об изменении общей парадигмы образования, которая находит отражение в переходе: от определения цели обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели как формирования умения учиться; от “стерильности” системы научных понятий, составляющих содержание учебного предмета к экологической парадигме включения содержания обучения в контекст решения жизненных задач; от стихийности учебной деятельности ученика к стратегии ее целенаправленной организации. От ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учебного процесса как смыслового (процесса смыслообразования и смыслопорождения); от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию учебного сотрудничества необходимым условием развития учащегося (Из “Программы развития универсальных учебных действий для предшкольного и начального общего образования”)

Знания, умения и навыки “важны не как самоцель, а как средство достижения чего-то большего - компетенций”. Младший школьный возраст имеет специфические возрастные особенности: неустойчивое внимание, преобладание наглядно-образного мышления, повышенную двигательную активность, стремление к игровой деятельности, разнообразие познавательных интересов. «Формирование компетенций в младшем школьном возрасте – это не смена содержания, а смена технологии обучения». Новая школа и новый учебный процесс предполагают внедрение новых форм работы и предусматривают новые роли: учителя как консультанта и ученика как активного исследователя, творчески и самостоятельно работающего над решением учебной задачи, широко использующего информационные технологии для получения необходимой информации. Возникает необходимость в модели обучения, обеспечивающей становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащегося, направленной на решение реальных жизненных задач. “Умение учиться” выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора, а деятельность выступает как внешнее условие развития у ребенка познавательных процессов. Приобретение компетенций базируется на опыте деятельности обучающихся. Последовательная реализация деятельностного подхода и составляет общую структуру учебной деятельности учащихся.

Сформировалось явное противоречие между необходимостью формирования у школьников учебно-познавательных компетенций и недостаточным уровнем эффективности традиционных образовательных технологий.

Эта проблема будет решена, если использовать интерактивные методы обучения - такие способы организации учебного процесса, которые обеспечивают включение обучающихся в активное взаимодействие и общение в процессе их познавательной деятельности. Возникшие практические трудности в усвоении школьниками учебного материала побудили меня на базе традиционных методов преподавания разработать собственную систему методов и приемов использования элементов интерактивной технологии, ведущая цель которой помочь детям научиться самостоятельно добывать и использовать знания и умения.



5.Гипотеза: использование интерактивных форм и методов обучения позволит создать условия для успешного решения задачи формирования и развития у обучающихся учебно-познавательной компетенции. 

6.Длительность работы над опытом.

Учебно-воспитательный процесс с 2013 по 2016 год стал процессом целенаправленного, планомер­ного, педагогически организованного раз­вития учебно-познавательной компетенции младшего школьника, осуществляемого на основе включения в практику интерактивных форм и методов обучения, интерактивных средств обучения, стимулирующих активное добывание знаний и овладение учащимися способами познавательной деятельности.



7.Диапазон опыта. Представляемый опыт является единой системой 

« система уроков + внеклассная работа». Технологические идеи, разработанные в опыте, охватывают организацию образовательной системы в начальных классах, имеют большие возможности в решении

задач, как обучения, так и воспитания.



8.Теоретическая база опыта.

Научно-практическими основами опыта являются идеи В.В. Серикова о

компетентностном подходе к разработке содержания образования, работы

А.В. Хуторского об определении ключевых компетенций, труды А.Г. Каспаржака, Л.Ф. Ивановой, О.Е. Лебедева, В.В.Гузеева, идеи культурно-исторического системно-деятельностного подхода, разработанного в трудах отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина и др.; проблемно-ориентированного развивающего обучения (Л.В.Занкова,); смысловая педагогика вариативного развивающего образования (А.Г.Асмолов, В.В.Рубцов, В.Е. Клочко, Е.А.Ямбург, В.Э.Мильман, И.В.Абакумова), где целью образовательного процесса выступает многомерное системное развитие смыслового сознания, обретение личных смыслов; личностно-ориентированное развивающее образование (В.Д.Шадриков, В.И.Слободчиков, И.С.Якиманская), которое обеспечивает развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей и личностного профиля.

В качестве базовых понятий в моем опыте выступают такие понятия как компетенция и компетентность. 

КОМПЕТЕНТНОСТЬ - обладание человеком совокупностью знаний, умений, навыков, способов деятельности, опыта творческой деятельности, опыта личностного саморазвития, включающей его личностное отношение к предмету деятельности. Цель компетентностей – помочь ребёнку адаптироваться в социальном мире. 

КОМПЕТЕНЦИЯ - готовность использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач. 

Компетенция для ученика-это образ его будущего, ориентир для освоения.

Ключевой компетенцией младшего школьника является «умение учиться», то есть учебно-познавательная компетенция – совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности.



Учебно–познавательная компетенция-доминирующая компетенция, степень ее сформированности иногда в большей степени определяет качество результата.

В составе учебно-познавательной компетенции выделяют:

- умение ставить цель и организовывать её достижение, умение пояснить свою цель;

- умение организовывать планирование, анализ, рефлексию, самооценку своей учебно-познавательной деятельности;

- умение задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме;

- умение ставить познавательные задачи и выдвигать гипотезы; выбирать условия проведения наблюдения или опыта; выбирать необходимые приборы и оборудование, владеть измерительными навыками, работать с инструкциями; использовать элементы вероятностных и статистических методов познания; описывать результаты, формулировать выводы;

- умение выступать устно и письменно о результатах своего исследования с использованием компьютерных средств и технологий (текстовые и графические редакторы, презентации).

Необходимым условием формирования компетенции (по О.Е.Лебедеву)

является наличие личного опыта человека по решению проблем того или

иного вида.

В условиях модернизации образования помочь ребёнку стать компетентным можно при использовании новых технологий, которые направлены на необходимость мыслительной деятельности и коммуникативность, где учитель выступает как учитель-сценарист, режиссер, партнёр.

Мною была проведена исследовательская работа по отбору методик, необходимых для реализации развития учебно-познавательной компетенции учащихся, накоплен дидактический материал, способствующий решению данной проблемы. Наиболее удачными, на мой взгляд, являются технологии, связанные с различными формами интерактивного обучения, проектной деятельностью, нестандартными уроками.

Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» — это «взаимный», «act» — действовать. Интерактивный — означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером). Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие преподавателя и обучаемого.



Для реализации формирования учебно-познавательной компетенции учащихся мною успешно применяются в процессе обучения методика обучения средствами субъективизации Г. А. Бакулиной, которая позволяет организовать процесс обучения, при котором школьники сами формулируют тему и цель урока, предопределяют виды и содержание своей учебной деятельности, принимают активное участие в овладении новым материалом, сами делают выводы и обобщения. 

Реализация технологии формирования умений самоорганизации Титаренко Н. Н. позволяет мне развивать умения учащихся обобщенными способами организовывать учебную деятельность (определять цель учебной задачи, планировать деятельность по решению учебной задачи, контролировать ход деятельности, анализировать результаты деятельности). Опираясь на идеи этой технологии, я организую учебный процесс таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность понимать и рефлексировать по поводу того, что они знают и думают. 

Использование методики М. В. Ганькиной позволяет создавать на уроке творческую атмосферу сотрудничества, поиска, открытий и удивлений.

Сущностная особенность интерактивных методов - это высокий уровень взаимно направленной активности субъектов взаимодействия, эмоциональное, духовное единение участников.

Развитие познавательных, творческих, индивидуальных навыков

учащихся, стимулирование интереса ребят к определенным проблемам

я осуществляю через применение технологии проектной деятельности. Эта технология ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся,

предполагает решение какой-то проблемы и направлена на получение

результата. Этот результат можно увидеть, применить в повседневной жизни,

он должен обладать практической, теоретической и познавательной

значимостью. Технология проектной деятельности является универсальной применительно к формированию умения организовывать деятельность, развивает способность работать с различными источниками информации, организовывать взаимодействие со всеми участниками группы, а презентация результатов деятельности способствует росту самооценки учеников, их личностному развитию.

Идея интерактивного обучения приобретает совершенно новое качество с использованием  ИКТ-технологий. Здесь интерактивность достигается за счёт специальной организации обучающих компьютерных программ, а также использованием технических средств обучения. Применение компьютера в обучении позволяет мне управлять познавательной деятельностью школьников. В этом случае обучение младшего школьника строится мною в рамках личностно-ориентированной модели, учитывающей индивидуальные темпы усвоения знаний, умений и навыков, уровень сложностей, интересы и прочее.



Технология развития критического мышления позволяет совершенствовать учебно-познавательную компетенцию за счет использования совокупности разнообразных приемов, направленных на то, чтобы сначала заинтересовать ученика (пробудить в нем исследовательскую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь обобщить приобретенные знания.

Таким образом, смысл образования в предложенной мною системе заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся. Развитие учебно-познавательной компетенции обучающихся  начальной  школы, на мой взгляд, будет соответствовать современным требованиям к уровню подготовки выпускников  начальной  школы, если

-   будут учитываться наиболее важные с точки зрения учения индивидуальные и возрастные особенности обучающихся; 


-    будет реализовываться деятельностный подход в личностно- ориентированном обучении при использовании  интерактивных  форм и методов  обучения . 


9. Новизна опыта заключается в выборе и апробации технологий

образовательного процесса, комбинации элементов известных методик при

условии компетентностного подхода в обучении на базе гимназии,

выработке методических приемов, обеспечивающих оптимальное развитие

учебно-познавательной компетенции младших школьников. 

Технология опыта.

Цель: Создание условий в учебно-воспитательном процессе, необходимых для формирования учебно-познавательной компетенции младшего школьника, способствующей обеспечению качества образования.

Цель работы: выяснить, как  интерактивные  технологии способствуют формированию учебно-познавательной компетенции обучающихся.

Достижение поставленной цели потребовало решения ряда частных

задач:

1.Рассмотрение особенностей содержания современного  начального  образования.



2.Выяснение своей готовности к организации процесса  интерактивного  обучения.

3.Рассмотрение способов формирования учебно-познавательной компетенции учащихся в современном образовании.

4.Проанализировать как  интерактивные  формы и  методы  обучения  способствуют формированию учебно-познавательной компетенции на практике.

5. Сделать выводы по проведенным исследованиям о целесообразности использования  интерактивных  форм и  методов  с целью развития учебно-познавательной компетенции младшего школьника.



2. Организация образовательного процесса.

Организация образовательного процесса в моем опыте работы заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования. Самостоятельная работа школьников строится мною с учетом осознания последовательности самоорганизации по алгоритму, где обсуждаются цели, план, качество выполнения, способы проверки и критерии оценки полученного результата. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала организуется таким образом, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.


В моем опыте организация образовательного процесса в начальных классах основана на следующих требованиях: гуманное отношения к школьнику, признание его самоценности; индивидуализация и дифференциация обучения; создание условий, обеспечивающих возникновения собственной активности обучаемых; обеспечение условий способствующих самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию и самообучению обучаемого; учёт субъективного опыта каждого школьника; организация коммуникативной и социальной деятельности обучаемого; обеспечение объективности контроля и измерения результатов обучения; целесообразность использования возможностей средств ИКТ в школьном обучении; комплексное использование возможностей средств ИКТ в ходе выполнения разнообразной учебной деятельности. 

3. Содержание образования.

Содержание образования в моем опыте представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем, которые

определяет программы для начальных классов «Школа 2100» (1-2 классы) и «Школа 21 века»(3-4 классы).

Начальный курс математики – курс интегрированный: в нем объединены арифметический, алгебраический и геометрический материалы. Изучение начального курса математики создает прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету, не только вооружает учащихся предусмотренным программой кругом знаний, умений и навыков, но и обеспечивает необходимый уровень их общего и математического образования. Уделяя значительное внимание формированию у учащихся осознанных и прочных, во многих случаях доведенных до автоматизма навыков вычислений, программа предполагает вместе с тем и доступное детям обобщение учебного материала, понимание общих принципов и законов, лежащих в основе изучаемых математических фактов, осознание тех связей, которые существуют между рассматриваемыми явлениями. Важное значение в программе придается индивидуальному подходу к учащимся, подбору для каждого ученика заданий в соответствии с его интересами, и возможностями. В этих целях используется материал из комплекта пособий, специально отвечающих этим задачам.

  Учебно-методический комплект по русскому языку для 1- 4 классов направлен на осуществление языкового образования и развития младших школьников, необходимого и достаточного для дальнейшего обучения детей родному языку в средней школе. Система обучения русскому языку предполагает взаимосвязь и реализацию следующих направлений курса:

- развитие и совершенствование основных видов речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо, внутренняя речь);

  - формирование научных, доступных младшим школьникам представлений о языковых понятий и явлениях, а также умений и навыков их использование в практике устной и письменной речи;

- активизация мыслительной, познавательно-языковой  и коммуникативно- речевой деятельности учащихся;

- создание у школьников устойчивой мотивации к изучению русского языка, воспитание чувства уважения к слову и русскому языку в целом. Распределение учебного материала соответствует схеме «речь – текст – предложение - слово». Материал учебников, рабочих тетрадей и планирования позволяет реализовать взаимосвязь  основных направлений курса и осуществлять обучение русскому языку во взаимосвязи всех его сторон: лексики, фонетики, словообразования, морфологии, синтаксиса.



Курс «Окружающий мир» составляет основу разработанной для начальной школы системы учебных курсов с экологической направленностью, получивший название. В содержании данного курса в соответствии с современными требованиями интегрированы элементы естественно-научных и обществоведческих знаний. Курс изучается в течение всех четырех лет обучения в начальной школе.

Основным свойством системы «Школа 21века» является, на мой взгляд, ее открытость, способность  впитывать в себя новые и новые обще-дидактические и методические идеи. На базе этой системы мною были апробированы и сложились в определенную систему приемы, формы работы, направленные на разрешение проблемы формирования учебно-познавательной компетенции младшего школьника. Важной особенностью предложенной мною системы обучения является реализация в ней интерактивных технологий. Ключевое значение в моем опыте имеет деятельностный метод, который обеспечивает не только обучение деятельности, но и глубокое и прочное усвоение знаний. При этом дети не получают знания в готовом виде, а «открывают» их в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность и подводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия. При этом   на уроке происходит совместное открытие новых знаний учителем и учениками, предусматривается максимум самостоятельной работы, повышается качество знаний, в том числе и при переходе в среднее звено, прослеживается системная взаимосвязь репродуктивной и исследовательской, творческой деятельности, индивидуальных и групповых форм активности.




4. Практическое использование форм, методов и средств в образовательном процессе

В начальной школе урок является важнейшей составляющей учебно-воспитательного процесса. Это связано с маленьким социальным и учебным опытом обучающихся. Интерактивные методики ни в коем случае не заменяют традиционное обучение, но способствуют лучшему усвоению материала, формируют мнения, отношения, навыки поведения.

 Структура учебного занятия, направленного на формирование учебно-познавательной компетенции учащегося с использование методов интерактивного обучения представляет собой последовательность 6 этапов:

подготовительный этап;

I этап – постановка проблемной ситуации;

II этап – формирование учебных групп;

III этап – организация учебной деятельности учащихся в группе;

IV этап – презентация групповых решений;

V этап – рефлексия прошедшего занятия. 

На подготовительном этапе выявляется субъектный опыт учащегося. Далеко не все понятия, организованные по всем правилам научной и педагогической логики, усваиваются учениками, а только те, которые входят в состав их личного опыта. Вызовом может служить познавательная задача, полемичные слова (цитата), обращение к жизненному опыту учащихся, составление кластера (корзины идей при ответе на вопрос: «Что вы знаете о…?»), таблицы «тонких» и «толстых» вопросов (приемов обучающего письма, согласно которым, учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли).Учащийся в этой ситуации перестраивает прежние представления, продуцирует новые знания, выходя за границы личностного опыта, наделяет их личностным смыслом. 

На I этапе основными методами являются проблемные методы, а основная задача учителя – вовлечь учащихся в разрешение проблемных ситуаций: анализ, сравнение учебных объектов, создание ситуации дефицита знаний, установление противоречий.

Для успешного формирования учебно-познавательной компетенции на этом этапе урока использую проблемно-задачный подход-сис­тему познавательных и практических задач, проблемных во­просов, ситуаций:



- ситуация выбора, когда имеются ряд готовых решений, в том числе и неправильных, и необходимо выбрать правильное (оптимальное) 

- ситуация-неопределенность, когда возникают неоднозначные решения ввиду недостатка данных. 

-ситуация-конфликт, которая содержит в своей основе борьбу и единство противоположностей. 

-ситуация-неожиданность, вызывающая удивление у обучающего своей парадоксальностью и необычностью 

-ситуация-предположение, когда преподаватель высказывает предположение о возможности новой закономерности, новой оригинальной идее, что вовлекает в активный поиск обучающегося. 

-ситуация-опровержение, если необходимо доказать несостоятельность какой-либо идеи, решения. 

-ситуация-несоответствие, когда она не вписывается в уже имеющийся опыт и представления.

Поставив проблемную ситуацию, переходим ко II этапу - формированию учебных групп с тем, чтобы разрешить поставленное противоречие. Существуют два основных принципа формирования групп - свободное (по желанию) и организованное учителем. Создание групп на основе учета интересов самих школьников: формируется располагающая к общению обстановка, снимается напряжение, укрепляется «чувство локтя», уверенности в поддержке и т.д. На первых занятиях в технологии интерактивного обучения преобладает именно этот подход.



Организованное распределение опирается на вышеназванные приемы, только все это происходит под управлением учителя с учетом психологических особенностей учащихся и дидактических целей урока. 

На III этапе занятия учащимся предоставляется возможность получить новую информацию и освоить различные способы работы с ней; осмыслить информацию; соотнести новые знания с уже имеющимися. На данном этапе актуальны такие приемы, как: таблица аргументов, выделение ключевых слов, новый кластер, сюжетная таблица (кто? что? где? когда? сколько?). 
Главным на этом этапе является включение учащихся в коллективную деятельность,  через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, сотрудничество на уроке, совместное решение проблемы и разрешение противоречий. Учащиеся в группах могут отвечать на теоретические вопросы сообща, но практические задания решаются индивидуально (сразу с проверкой учителя): решил задачу правильно - добавляешь баллы в групповую копилку. Групповые и частные результаты сразу же отражаются на экране достижений.

Организация следующего IV этапа – презентация группового решения – зависит от задуманного построения всего занятия.



Таблица 1. Организация презентаций групповых решений 


Формы совместной деятельности 


Варианты презентации групповых решений 


Совместно-индивидуальная 


Каждая группа представляет итог своей деятельности; решения обсуждаются, из них выбирается лучшее 


Совместно-последовательная 


Продукт деятельности каждой группы становится определенной ступенью к решению общей проблемы 


Совместно-взаимодействующая 


Необходимо перегруппировать учащихся, в результате между новыми группами происходит интенсив­ный обмен наработками. После возращения в исходные группы учащиеся имеют возможность при минимальных временных затратах найти общее решение проблемы 


Презентация решений может проходить в одной из форм:

- устное сообщение;

- представление структурно-логических схем;

- заполнение таблиц и пр.

Этап презентации групповых решений сменяется V этапом - рефлексией прошедшего занятия. Отличие основ интерактивного обучения от традиционного требует пересмотра привычной системы оценки деятельности учащихся: привлечение учащихся к оценочной деятельности, через организацию рефлексии, использование рефлексивных линеек, отзыв учащихся об ответе других, оценка промежуточных достижений. Важно, чтобы рефлексия присутствовала на каждом занятии, чтобы в нее на первых порах включались все без исключения учащиеся. Применению данного подхода способствуют следующие интерактивные дидак­тические приёмы.




Синквейн (изложение сложных идей, чувств и представлений в кратких выражениях). 

«Для меня сегодняшний урок ...» (ожидание от изучения те­мы, установка на объект изучения, пожелания в адрес организуе­мых занятий). 

Метод недописанного тезиса ( письменно или устно: « Са­мым трудным для меня было ...», « Я однажды наблюдал в жиз­ни своей ...» ). 

Художественное изображение (схема, рисунок, символьный знак, пиктограмма) и др. 

«Графические модели»: таблица «тонких» и «толстых» вопросов.

При такой организации учебной деятельности учащихся в группе происходитусвоение учебной задачи, стоящей перед группой; процесс поиска (обсуждения) лучшего решения; суммирование мнений и подведение итогов групповой работы; презентация группового решения поставленной задачи в рамках, определенных педагогом.

В структуру урока по формированию учебно-познавательной компетенции в начальных классах мною включаются ИКТ-технологии, которые позволяют сделать урок необычным и более насыщенным и интересным: 

    • Составление рассказа по видеоряду, видеофрагменту (умение словесно выражать свою мысль

    • Работа с текстом, возможность оперативно править деформированный текст (интерактивная доска) 

    • Выделение опорных слов 

    • Работа со словарными словами, с использованием ЦОРов 

    • Оперативный поиск информации в Интернете. 

    • Создание презентаций учащимися 

Опыт работы над данной проблемой показал, что наилучшим образом интерактивные методы обучения зарекомендовали себя при проведении интегральных уроков, на которых происходит интеграция знаний об определенном объекте изучения, получаемого средствами разных учебных дисциплин: гуманитарные, естественно-математические, смешанные занятия. Общая структура таких занятий включает: вступление - постановка цели, задачу урока, актуализацию опорных знаний, необходимых для сознательного восприятия его содержания, сообщение плана работы; основную часть - раскрытие содержания учебного материала; заключение - подведения итогов, оценка работы учеников, определение домашнего задания. На таких занятиях ученики получают глубокие многогранные знания об объекте изучения. Употребляя информацию с разных предметов, ученики по-новому осмысливают события, явления. Благодаря этому расширяются возможности для синтеза знаний, формирования у школьников умений перенесения знаний с одной области в другую. В таких условиях стимулируется аналитико-синтетическая деятельность учеников, развивается потребность в системном подходе к объекту познания, формируются умение анализировать и сравнивать сложные процессы и явления объективной деятельности. Все это обеспечивает формирование целостного восприятия действительности как необходимой предпосылки формирования научного мировоззрения.

Успешность  обучения  младших школьников – это наличие устойчивой учебной мотивации и познавательной активности. Создание мотивации, в первую очередь, способствует более глубокому усвоению изучаемого материала.



Методы мотивации и стимулирова­ния обучающихся, применяемые в опыте:

1.Эмоциональные: свободный выбор заданий, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание.

2.Познавательные: опора на жизненный опыт, учет познавательных интересов, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий.

3. Волевые: информирование об обязательных результатах, формирование ответственного отношения, выявление познавательных затруднений, самооценка и коррекция своей деятельности, формирование рефлексивности, прогнозирование будущей деятельности.

4. Социальные: развитие желания быть полезным, создание ситуаций взаимопомощи, развитие сопереживания, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность результатами коллективной работы, организация само- и взаимопроверки.

Приемы для самоконтроля и самооценки: разноцветные поправки, оценивание в баллах, самооценка, комментирование, самопроверка, ведется аналитическая работа с листком учебных достижений, вводится Портфолио.



Внеурочная  деятельность в начальных классах организуется мною в таких формах как экскурсии, игры, соревнования, олимпиады, поисковые исследования. Одним из наиболее продуктивных методов в обучении во внеурочной деятельности является метод исследовательских проектов, основанный на самостоятельной (индивидуальной или в группе) исследовательской деятельности учащихся по решению задач из выбранной предметной области. Проектная работа в этом случае имеет более широкие временные рамки (проектный день, проектная неделя и т. д.). Каждому ребѐнку предоставляется возможность принять участие в исследовательской работе. На первом, вводном занятии определяется проблема и предмет исследования, формулируется цель и задачи. Обсуждается и выдвигается гипотеза (если дети затрудняются, организуется опрос учеников соседних классов начальной школы, учителей), полученные результаты обсуждаются и совместными усилиями формулируется гипотеза. Для формирования умения выдвигать гипотезы проводятся упражнения. Определяем, какие методы и формы будем использовать, в каких направлениях будем работать. По желанию дети выбирают себе направление. Договариваемся о сроке выполнения работы. Обсуждаем этапы. Результат исследования оформляется в виде: детского учебного пособия на определѐнную тему, познавательной газеты, альбома, выставки, участия в конкурсах.

В процессе исследовательской деятельности обучающиеся приобретают новое (субъективно новое) знание и осваивают технику работы. Особое внимание в учебном проекте обращается на организацию взаимодействия обучающихся при проведении исследований, соответствующего требованиям эффективной групповой работы. Последним этапом работы над проектом является оценка усилий, которые затрачивает тот или иной ученик на овладение знаниями, умениями и навыками. В ходе защиты проекта заполняется индивидуальная карта работы над проектом сначала педагогом, одноклассниками и самим учеником. В проектной деятельности развивается у учащихся самообразовательная активность, направленная на освоение нового опыта. Работая в учебных проектах, обучающиеся учатся проводить исследования, а действуя за компьютером систематически и четко излагают свои мысли в письменном виде, отсылают и получают большое количество текстовой, цифровой и графической информации, анализируют поступающую к ним информацию и представляют новые идеи.





Интерактивные средства обучения.

-Демонстрационно - энциклопедические программы:

-Мультимедийные презентации с использованием различных вспомогательных средств: доски, книг, видео, слайдов, компьютеров , 

Тренировочные тестовые задания, терминологические кроссворды, задания с интерактивной проверкой.

- Видеоматериалы.

- Тесты без интерактивной проверки.

-Система дидактических материалов для самостоятельной работы учащихся с учебной книгой и электронными учебными изданиями по русскому языку

- Банк данных образовательных ресурсов Интернет.



Результативность

Внедрение в практику преподавания описанных выше методик и разработанных методических приемов оказывает позитивное влияние на формирование учебно-познавательной компетенции школьников.

Компетенция в рамках темы опыта, прежде всего, обозначает уровень

образованности, оценить степень сформированности которого можно по нескольким критериям.

Можно выделить внешние и внутренние результаты обучения в интерактивном режиме. 

Педагогические основы развития учебно-познавательной компетенции в условиях интерактивного обучения


Результаты

Педагогические 

Психологические 


Внешние 


- постановка общих целей групповой работы;

- формирование учебных групп;

- знакомство с правилами учебного сотрудничества;

- выработка системы оценок, закрепляющих интерактивные умения и навыки учащихся


- формирование мотивационной готовности учащихся к межличностному взаимодействию;

- принятие учащимися нравственных норм и правил совместной деятельности;

- развитие общегрупповой рефлексии;

- формирование группового единства



Внутренние 


- формирование готовности к интерактивному обучению;

- развитие навыков взаимодействия в учебно-воспитательных ситуациях;

- оптимизация системы оценки процесса и результата совместной деятельности;

- повышение познавательной активности класса;

- формирование классного коллектива 


- личностная готовность к работе в группе;

- осознание школьником прав и обязанностей члена группы;

- отработка навыков межличностного взаимодействия;

- развитие личностной рефлексии; - становление школьника как субъекта учебной (и иной) деятельности



В таком понимании интерактивное обучение как форма образовательного процесса действительно способно оптимизировать сущность, содержание и структуру педагогических взаимодействий.

Оценка уровня обобщенного способа организации деятельности (по Н. Н. Титаренко) показала, что применение интерактивных форм и методов в формировании учебно-познавательной компетенции развития поднимает учащихся на уровень осознанного и творческого применения знаний.

Учебное взаимодействие, построенное на основе использования отобранных методик интерактивного обучения, способствует реализации развития учебно-познавательной компетенции младшего школьника, что обеспечивает положительные результаты сформированности качества знаний и стабильную успеваемость (Оценка уровня обучаемости по Т. И. Шамовой)

Результаты свидетельствуют о достаточной эффективности разработанных и реализуемых методов интерактивного обучения, направленных на формирование учебно-познавательной компетенции младших школьников, создание условий по оптимизации самореализации школьников в учебной деятельности.


Библиографический список.

1. Романовская М. Б. Проекты в младших классах // Завуч  начальной  школы , 2007 г., №6.

2. Шкуричева Н. А. Зачем первоклассникам нужна парная работа на уроке в адаптационный период //  Начальная  школа , 2006 г., №8.

3. Никишина И. В.  Интерактивные  формы методического  обучения . 2007 г.

4. Шпика И. В. Учебная мотивация как показатель качества  обучения  младших школьников //  Начальная  школа , 2007 г., №2.

5. Лакоценина М. П. Необычные уроки  в  начальной  школе , 2008 г.

6. Латышева Д. И. Л. Н. Толстой – народный учитель //  Начальная  школа ,

2008 г., №8.



7. Шликене Т. Н.  Метод  проектов как одно из условий повышения мотивации  обучения  учащихся. 2007 г. 

8. Аствацатуров Г. О. Технология современного урока и творчества учителя  школы . 2002 г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!