СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование интерактивных практик на уроке географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описываются приёмы кроссенс и Домик вопросов, приводятся примеры.

Просмотр содержимого документа
«Использование интерактивных практик на уроке географии»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ПРАКТИК НА УРОКЕ ГЕОГРАФИИ

Уланова Татьяна Юрьевна

город Ревда

МАОУ «СОШ № 9»

учитель географии


Оглавление

1. Введение с.1

2. Основная часть с.1-4

3. Практические результаты с.4

4. Заключение с.4

5. Интернет-ресурсы с.5

1. Введение

Президент России Путин В.В. определил главную цель развития образования в России - создание суверенной системы на ступенях начального, общего и среднего образования.

Обучение и воспитание подрастающего поколения, наставничество – это фундамент для будущего нашей страны.

В условиях стремительно изменяющегося мира необходимо следующему поколению привить традиционные для нашей страны ценности и идеалы, сформировать твёрдую гражданскую позицию.

Знания, опыт, традиции, а также эффективные современные технологии станут базой для формирования данной системы.

Единое образовательное пространство, цифровизация, реализация программ воспитания, повышение статуса педагога – это основные векторы развития современного образования в государстве.

Приоритетным в содержании должны стать родная культура, родной язык и литература, история и география.

Роль последней в современном мире огромна. Она касается всех сторон жизни общества, даёт возможность молодому гражданину изучить особенности природы, хозяйства, азы природосбережения и ресурсосбережения.

Предмет важен тем, что он является связующим звеном между естественными и социальными науками, формирует гуманистическое мировоззрение у школьников, воспитывает патриотизм, любовь к Родине.

Поэтому главная задача педагога – поднять престиж и востребованность географии. Это возможно сделать через использование на уроках интерактивных методов и приёмов работы с учащимися.

2. Основная часть

Реализация активных методик позволяет решить ряд проблем.

Первая - формальный подход к изучению предмета. Трудно познать закономерности природы без непосредственного общения с ней, почувствовать себя её частью. В таких условиях невозможно сформировать ответственное отношение к окружающему миру.

Вторая проблема - получение готовых знаний. Это способствует развитию зависимого способа мышления, отсутствия самостоятельности.

Использование интерактивных методов и приёмов на уроке, позволяет успешно решать данные проблемы через поисковую деятельность, коммуникацию, критическое и эмоциональное осмысливание. Формировать ответственное отношение к окружающей среде и повышать учебную мотивацию.

Традиционное чтение, ответы на вопросы, работы в тетрадях и с картами уже не интересны моим ученикам. Пассивное восприятие и усвоение не могут обеспечить прочность знаний. Дети запоминают слабо, потому что отсутствует интерактив.

Когда учиться понятно и интересно, то и познавательная активность ребёнка возрастает. Доказано, знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными эмоциями – бесполезны.

В своей работе я использую разные приёмы и методы интерактивного обучения, например приёмы технологии развития критического мышления, такие как кластер, верные/неверные высказывания, ромашку Блума, «Домик вопросов», «Фишбоун»

В моей профессиональной деятельности хорошо прижился приём кроссенс.

Создали его С.Федин и В.Бусленко. В переводе с английского означает «пересечение смыслов». Составлять кроссенсы не легко, приходится потрудиться, но это стоит того.

Алгоритм:

1. Определить тему и способ чтения.

2. Выделить девять опорных элементов (терминов, связей, причин), имеющих отношение к теме.

3. Установить связи, определить последовательность.

4. Выделить элементы, имеющие три и более связей (крест).

5. Определить элемент, на котором будет сконцентрирован смысл (центр).

6. Выделить отличительные черты, особенности каждого изображения.

7. Найти и подобрать изображения.

8. Заменить прямые образы косвенными.

9. Построить ассоциативные связи между образами элементов.

Кроссенс представляет собой ассоциативную цепочку, замкнутую в поле из девяти квадратиков. Девять изображений расставлены в нём таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько. Связи могут поверхностными или глубинными.

Читать можно в трёх направлениях:

1. Центральное изображение связано со всеми картинками, которые несут прямой смысл и для разгадки нужно лишь знание фактов (рис.1).


1


2


3

8


9


4


7


6


5

1


2

3


8


9


4

7


6

5


1


2

3


8


9


4

7


6

5








рис. 1 рис.2 рис.3

2.  Двигаемся слева направо, дальше вперед, переходя от клетки к клетке. Три шага вправо, два шага вниз, два шага влево, шаг вверх и, наконец, один шаг вправо к центральной картинке (рис.2)

3. Можно читать по периметру и дополнительно по кресту. В этом случае изображения расставлены таким образом, что каждая картинка имеет связь с предыдущей и последующей, а центральная объединяет по смыслу сразу несколько (рис.3).

Первый и второй вариант быстрее составить учителю и легче для детей, поэтому всё зависит от вашего свободного времени и от интеллектуальных способностей класса.

Использую на следующих этапах урока:

  1. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний (опорная схема)

  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности (связь между квадратами)

  3. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (поиск проблемы)

  4. Обобщение и систематизация знаний.

Примеры кроссенсов:

6 класс (рис.2) 7 класс (рис.1) 9 класс (рис.3)

Тема: Тема: Тема:

«Гидросфера-оболочка Земли» «Образ материка Африка» «Лесопромышленный

комплекс»






Приведу пример. 7 класс (рис. 1). Урок обобщения и систематизации знаний. Работа в группах. У каждой группы на партах лист формата А4, клей и по 18 изображений.

Формулирую задачу – собрать кроссенс, используя только девять фотографий, аргументировать свой выбор и составить небольшой рассказ по теме.

Идёт работа в группах, по необходимости вношу небольшие корректировки, оказываю помощь. Далее каждая группа защищает свой продукт.

9 класс (рис. 3). Урок открытия новых знаний. Работа в группах. На экране готовый кроссенс.

Ставлю задачу – выявить особенности лесопромышленного комплекса России, используя текст учебника и изображения на экране. Составьте рассказ. Сделайте вывод, связав между собой четыре центральных изображения (крест).

Для обучающихся 5-6 классов очень интересен приём «Домик вопросов». Он направлен на развитие умения применять новые знания при решении учебной задачи, задавать вопросы, строить развёрнутые высказывания, обосновывать, доказывать, использовать простейшие приёмы исследования.

Применяю этот приём на этапе первичное закрепление, самостоятельная работа, и рефлексии.

Работу на уроке строю следующим образом. После всех вводных этапов урока начинается работа с текстом.

При первичном закреплении после работы с текстом учебника, обучающиеся открывают тетради, чертят домик и заполняют его по ходу работы.

Обсуждение идёт в парах, группах или фронтально. Мои ученики формулируют несколько вариантов вопросов, отвечают на них и самый удачный вопрос и ответ записывают в тетрадь.

В домике шесть этажей.





Вопросы

Ответы

Что? Где? Когда?

(один вопрос с ключевым словом по выбору)


Правильно ли я понял?


Что было бы? 


Где используется/применяется?


Дайте объяснение почему?


Согласны ли вы?



Приведу пример.

6 класс. Тема: «Гидросфера и человек»


Вопросы

Ответы

Что? Где? Когда? Как?

(один вопрос с ключевым словом по выбору)

Как называется водная оболочка Земли?




Она называется гидросфера.

Правильно ли я понял, что в последние годы возрастает загрязнение гидросферы?

Да, своей хозяйственной деятельностью человек вредит гидросфере: разливы нефти, сброс сточных вод.

Что было бы, если не было на Земле круговорота воды?

Он осуществляет связь межу земными оболочками?

Где используется/применяется?

Где используется вода?

Воду использует человек для питья, приготовления пищи, в быту, потребляют заводы и фабрики.

Дайте объяснение, почему вся вода находится в движении?


Потому что на неё оказывает влияние Солнце, Луна, ветер.

Согласны ли вы, что роль океанов, морей и рек велика?

Да, потому что человек использует ресурсы объектов гидросферы: рыболовство, добыча нефти и газа, получение энергии.

Практические результаты

Использование интерактивных приёмов в течение учебного года в урочной и внеурочной деятельности позволило увеличить качество знаний, повысить познавательную активность учащихся, снизить уровень тревожности на уроке.

Я считаю, что использование активных практик, имеет большую практическую значимость, потому что ученики на уроке активно мыслят, не боятся высказывать свою точку зрения и защищать её, они развивают зрительную и ассоциативную память, коммуникативные способности, навыки работы с различными источниками информации и повышают мотивацию к предмету.

Заключение

Интерактивные методы обучения построены на взаимодействии участников образовательного процесса. Они решают следующие задачи: познавательную, коммуникативно-развивающую, социально-ориентационную и позволяют включиться каждому ученику в решение творческой задачи в начале процесса усвоения материала, оптимизировать познавательную деятельность и межличностные отношения, более продуктивно, мотивированно овладеть средствами достижения цели, а наличие рефлексивной составляющей позволяет постоянно находиться в ситуации успеха.

Изменяются приоритеты, учитель не учит, а создаёт условия для самостоятельного поиска решения учебной задачи, поэтому все включаются в работу без исключения. При этом хорошо развивается устная речь, совершенствуется умение работать с учебной литературой.

Таким образом, можно сказать, что описанные приёмы – эффективные практики интерактивного обучения. Они пробуждают интерес к познанию, развивают умение концентрироваться на творческом процессе. Мои ученики учатся сотрудничать, а самообразование и самоконтроль ведёт к результативному обучению.




Интернет-ресурсы

  1. https://czentrobrazovaniya31tular71.gosweb.gosuslugi.ru/netcat_files/166/3548/Primernaya_struktura_kazhdogo_tipa_uroka.pdf

  2. https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2021/04/29/tsennost-shkolnogo-predmeta-geografiya-v-ramkah-sovremennogo

  3. https://pandia.ru/text/80/409/19.php

  4. https://arpo.su/2023/05/18/obespechenie-suvereniteta-rossijskoj-sistemy-obrazovanija-obsudili-na-forume-v-mpgu/

  5. http://rys-strategia.ru/news/2023-04-10-16530

  6. https://www.eduportal44.ru/koiro/enpj/358_2016/6.pdf

  7. https://multiurok.ru/blog/znachieniie-ghieoghrafii-v-sovriemiennom-mirie.html

  8. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2019/08/12/ispolzovanie-krossens-texnologii-na



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!