СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование интернет ресурсов в реализации комплексной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей уровневой программы художественной направленности"

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня происходит глобальная информатизация общества. Главным из ориентиров информатизации общества является современная информатизация образования. Это процесс обеспечения образовательной области методологии создания и эффективного применения современных информационных технологий, которые направлены на осуществление педагогических целей обучения и воспитания.

Просмотр содержимого документа
««Использование интернет ресурсов в реализации комплексной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей уровневой программы художественной направленности"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская школа искусств им. Л.А. Старкова»








Методическая разработка для педагогов дополнительного образования ДХШ, ДШИ:

«Использование интернет ресурсов в реализации комплексной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей

уровневой программы художественной направленности"










Автор: Новосельнова Ольга Борисовна

Педагог дополнительного образования

МАУДО "Детская школа искусств им. Л.А. Старкова"














г. Березники, 2020 г.



Содержание

Введение

  1. Значение Интернет ресурсов для обучения

  2. Обзор Интернет-ресурсов

  3. Методы обучения "Рисунок", "Живопись", "ДПИ"

Заключение

Глоссарий

Список литературы

Введение

Сегодня происходит глобальная информатизация общества. Главным из ориентиров информатизации общества является современная информатизация образования. Это процесс обеспечения образовательной области методологии создания и эффективного применения современных информационных технологий, которые направлены на осуществление педагогических целей обучения и воспитания. Сеть Интернет содержит большое количество различных ресурсов информации, которые различаются тематикой, направлением, составом, охватом и доступностью. Социальные и экономические перемены в стране влияют на систему образования, так как осуществляется переоценка общей системы социальных отношений. Главной отличительной особенностью современного образования считается активизация инновационных процессов, появляются новое содержание, педагогический менталитет и подходы.

Одна из целей преподавания предметов художественного цикла в учреждениях дополнительного образования - развивающее обучение, ориентирующееся на развитие познавательных и нравственных способностей детей путём использования их потенциальных возможностей. Восприятие мира неразрывно связано с пониманием уникальности культур, обычаев, свойственным разным нациям. На занятиях по предметам "Рисунок", "Живопись", "ДПИ" – это знакомство с художественной культурой и искусством, изучение творчества художников различных народов и регионов, роспись, узоры, знакомство с творчеством народных мастеров, посещение выставок, экскурсий, выполнение различных предметов декоративно-прикладного искусства традиционными методами, а так же с помощью новых информационных технологий, которые прочно вошли в современную жизнь. Среди них первое место принадлежит Интернету, который содержит неисчерпаемые ресурсы, которые могут использоваться в различных областях знаний, в том числе, на уроках изобразительного искусства.

Основной целью данной работы является анализ, рассмотрение и характеристика Интернет-ресурсов, которые применяются в учебном процессе на художественном отделении.

Расширение и всемирное распространение возможностей сервисов сети Интернет образуют новые формы обучения, способствующие решению огромного круга задач, которые сегодня стоят перед образованием.

Сегодня большую роль играет объединение информационных и образовательных технологий, а также образование на данной основе современных интегрированных технологий обучения, которые базируются на Интернет-ресурсах.

Актуальностью данной работы является то, что развитие области сетевых услуг привело к возникновению и распространению серверов, которые направлены на предоставлении данных по конкретной тематике.

Объектом исследования в данной работе выступают основные интернет-ресурсы.

Предметом исследования в данной работе является описание использования основных видов Интернет-ресурсов в учебном процессе.

Для раскрытия содержания работы были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить возможности использования Интернет-ресурсов в процессе обучения;

  2. Осуществить теоретический анализ научной и методической литературы по проблеме исследования Интернет-ресурсов, которые применяются в учебном процессе;

  3. Ознакомиться с современными направлениями Интернет-ресурсов в процессе обучения;

  4. Рассмотреть основные виды Интернет-ресурсов в процессе обучения;

  5. Дать анализ проблемам информационной культурно-образовательной среды в сети Интернет.



1. Значение Интернет ресурсов для обучения


Основной задачей изобразительного искусства является формирование духовной культуры личности, которая умеет видеть и понимать красоту окружающего мира, способная воспринимать искусство, незаметное для других в повседневной жизни. Такая личность несравненно богаче в духовном и эстетическом плане. Однако умение созерцать прекрасное не всегда выражается у учащихся в навыках отобразить увиденное на бумаге. Боязнь детей изображать свои впечатления на листе появляется из-за отсутствия у них пространственного мышления, то есть неумения анализировать пространственные свойства и отношения реальных объектов к их графическому изображению.

Интернет представляет собой универсальную систему накопления знаний. Чем больше знаний и наблюдений у человека, тем больше у него возможностей воображения. Воображение очень тесно связано с процессом познания реального мира. Когда мы видим что-либо неясно или нечетко, мы всегда обращаемся к воображению и с его помощью догадки пытаемся узнать то, что плохо видим. Здесь воображение ускоряет процесс познания. Воображение тесно связано со всеми проявлениями личности: с индивидуальными особенностями восприятия и мышления человека, со своеобразием его эмоций и чувств, с его интересами, способностями.

На развитие воображения детей влияет чтение художественной литературы, просмотр картин, слушание музыки, восприятие природы и т. д. Благодаря знакомству с искусством образы воображения у детей становятся более полными и яркими. Однако для многих учащихся знакомство с шедеврами мировой живописи в силу удаленности от культурных центров недоступно. Тогда на помощь приходит Интернет с его виртуальными экскурсиями по музеям.

Исследования показывают, что большинство детей сейчас – визуалы, т.е. они воспринимают информацию визуально, что связано с преобладающим типом массовой культуры. Интернет как информационно-визуальная система может стать источником обучения для ребенка.

В учреждениях дополнительного образования необходимо создавать условия для развития творческой личности — за все время обучения, педагог передает свои знания и творческий опыт. Визуальность Интернета помогает оптимизировать этот процесс.


2. Обзор Интернет-ресурсов

Освоение учащимися основ рисунка и живописи (материалы и техники) на занятиях будет эффективным при соблюдении следующих условий:

  1. рассмотрение процесса освоения живописных и графических материалов и техник, как части целостного процесса художественного образования учащихся;

  2. использование форм, методов, приемов, соответствующих возрастным особенностям ребенка;

3. включение в процесс освоения разнообразных дидактических игр, упражнений, творческих заданий.

Использование Интернет-ресурсов способствует оптимизации учебных программ, выработке новых методик преподавания.

В настоящее время Интернет содержит много полезной информации, которая может быть применена педагогами-художниками. Это информация о методиках преподавания, обмене опытом и ресурсы, содержащие визуальную информацию о шедеврах мировой живописи а также сайты, которые содержат обучающие программы. Интернет-ресурсы могут использоваться как педагогом (сайты методического направления), так и учащимися (интерактивные обучающие программы), как на занятиях так и при дистанционном обучении - самостоятельно.

Сайты официальных учреждений образования:

  • интернат-портал Правительства Российской Федерации http://www.government.ru/content/

  • сайт Министерства образования и науки РФhttp://www.mon.gov.ru/ 

  • сайт Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки http://www.obrnadzor.gov.ru/

  • http://www.ed.gov.ru/ Федеральное агентство по образованию

  • Министерство образования и науки Пермского края, ttps://minobr.permkrai.ru/about/info/

  • единый портал пермского образования https://permedu.ru/Pages/Public/Catalog.aspx

  • Уральский филиал Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова, http://artacademy.perm.ru/

  • ГБПОУ «Художественное училище (техникум)»
    г. Перми, http://hudperm.ru/index.php/9-about/127-ob-uchilishche-2

  • Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный архитектурно-художественный университет», https://www.usaaa.ru/sveden/common

  • Методические и образовательные каталоги:
    Каталог образовательных ресурсов сети Интернет, http://edu-top.ru/katalog/

  • Каталог интернет-ресурсов в помощь педагогу, http://www.purimcro.ru/structure/division-informatization/communication/65/
  • Сетевое объединение методистов «СОМ» http://som.fio.ru/

  • Сайт содержит богатое собрание статей по методикам преподавания изобразительного искусства, конспекты практических занятий.

  • «Учитель.ru». Педагогическая мастерская, конкурсы, виртуальный педсовет и др http://teacher.fio.ru/

  • Каталог ссылок на портале «Все образование» http://catalog.alledu.ru/

Ресурсы для профессионального общения педагогов:

  • http://www.intergu.ru/ Интернет-государство учителей

  • http://pedsovet.org/ Августовский Интернет-педсовет

  • http://www.it-n.ru/ Сеть творческих учителей

  • http://www.1september.ru Издательский дом "Первое сентября"

  • http://www.um-nik.ru/Российская детская телекоммуникационная конференция увлечений "Ум@ник"

  • http://ru.wikipedia.org/wiki/ WikiWiki  свободная энциклопедия, которую может редактировать каждый

  • http://http://planeta.tspu.ru Педагогическая планета

Сайты по вопросам преподавания изобразительного искусства:

Интернет-галереи

  • http://www.printdigital.ru/ Шедевры мировой живописи

  • http://www.arslonga.ru Галерея «ARS LONGA» Галерея своей главной задачей видит поиск и показ работ современных художников, творчество которых выражает настроения и духовные поиски нашего времени.

  • http://www.artobject-gallery.ru/ Галерея «АРТ.объект». Галерея не ограничивает себя узкими стилистическими или жанровыми рамками, а старается знакомить зрителя с разнообразными проявлениями современной арт-сцены.

  • http://www.tanais.info/ Шедевры Русской Живописи

  • http://gallerix.ru/album/Hermitage-museum-hi-resolution Галерея, картины известных художников.

  • http://gallerix.ru/ Ещё одна жемчужина интернета и прекрасная находка для тех, кто любит живопись!

  • http://www.artlib.ru/ библиотека изобразительных искусств.

Материалы по истории искусств

  • http://www.bibliotekar.ru/rusIcon/index.htm Коллекция икон. Русская средневековая иконопись

  • http://www.metodkabinet.eu/TemKollekzii/Na...yePromysly.html Народные промыслы

  • http://www.openclass.ru/node/148163 Коллекция ссылок по изучению истории искусств для учителя ИЗО

  • http://www.arthistory.ru/ история искусств разных эпох

  • http://art-history.ru/ история искусств, начиная с первобытного человека.

Учебно-методические материалы

  • http://www.proshkolu.ru/user/gridina/blog/77898/ Урок ИЗО, 3 класс, Перчаточная кукла.

  • http://www.openclass.ru/wiki-pages/50648, Страничка учителя изобразительного искусства

  • http://www.izorisunok.ru/ Уроки живописи акварелью

  • http://www.artap.ru/galery.htm Женские портреты великих мастеров.

  • http://www.art-paysage.ru/ арт- пейзаж.

  • http://luntiki.ru/blog/risunok/745.html поэтапное рисование для детей

  • http://www.kalyamalya.ru/modules/myarticle...sn=20&st=40 учимся рисовать.

  • Библиотекарь.ру http://www.bibliotekar.ru/muzeu.htm

  • Библиотека по истории искусств http://artyx.ru/sitemap/

  • Всеобщая история искусств http://bibliotekar.ru/Iskusstva.htm

  • Государственная Третьяковская галерея http://www.tretyakovgallery.ru/

  • Государственнный Эрмитаж: http://www.hermitagemuseum.org/

  • Искусству.ру http://www.iskusstvu.ru/

  • История изобразительного искусства http://www.arthistory.ru/

  • Лучшие ресурсы по икусству http://www.smirnova.net/promo_line/

  • Музеи России http://museum.ru/

  • Популярная художественная энциклопедия http://www.rubricon.com

  • Русская живопись http://www.artsait.ru/

  • Свитки искусства http://artscroll.ru/

  • Изобразительное искусство http://wwar.com/ Крупнейший сайт современного искусства,

  • Интерактивный музей Древнего Рима «Rewind Rome» http://www.3drewind.com/

  • Коллекция ссылок на художественные музеи http://www.artcyclopedia.com/

  • Лувр http://www.louvre.fr/llv/commun/home.jsp

  1. Методы обучения на занятиях "Рисунок", "Живопись", "ДПИ"

Современное образование характеризуется вариативностью, поисками, направленными на разработку более совершенных педагогических теорий и концепций. Это привело к тому, что в настоящее время для учреждений дополнительного образования нет установленных государственных стандартов, что приводит к написанию авторских , модифицированных и т.д. образовательных программ.

Также сложно ориентироваться в многообразии новых концепций и программ педагогам, работающим в сфере образования и обладающим богатым практическим опытом. Достаточно часто, педагог не имеет свободного времени на поиск информации о новых педагогических теориях и для изучения педагогической литературы. Он с интересом воспринимает новую программу как набор увлекательных занятий и неиспользуемых ранее приемов в работе, но чаще не понимает её концептуальное отличие от других программ. Если педагог начинает работать по новой, понравившейся ему программе, он должен понимать теоретические основы и принципы построения программы, её цель и образовательные задачи по отношению к учащемуся. От этого зависит результат работы.

Информация с методических сайтов помогает педагогу соответствовать требованиям современного образования, концепции учебного заведения, целям и задачам обучения.

Успех обучения зависит от правильного определения его целей и содержания, а также от способов достижения целей, то есть методов обучения. По этому поводу с самого возникновения школы среди ученых ведутся споры. Можно выделить следующие общедидактические методы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и исследовательский.

Обучение, как правило, начинается с объяснительно-иллюстративного метода, который состоит в предъявлении учащимся информации разными способами-зрительными, слуховым, речевым и др. Возможные формы этого метода - сообщение информации (рассказ, лекции), демонстрация разнообразного наглядного материала, в том числе с помощью технических средств и компьютера. Неоценимую помощь оказывают Интернет-ресурсы.

Современное обучение обязательно должно включать рассмотренные общедидактические методы. Использование их на занятиях осуществляется с учетом его специфики, задач, содержания. Эффективность методов зависит от педагогических условий их применения.

Как показывает опыт практической работы, для успешной организации занятия необходимо создание специальной системы педагогических условий. В русле различных концептуальных подходов они определяются по-разному.

Группу условий составляют:

  • развитие интереса к изучению изобразительного искусства;

  • сочетание систематического контроля за изобразительной деятельностью учащихся с педагогически целесообразной помощью им;

  • воспитание веры в свои силы, в свои творческие способности;

  • последовательное усложнение изобразительной деятельности, обеспечение перспектив развития художественного творчества учащихся;

  • обучение языку изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства и дизайна, освоение средств художественной выразительности пластических искусств;

  • целенаправленное, систематизированное использование искусствоведческих рассказов или бесед, активизирующих внимание ребенка, работу его мысли, его эмоциональную и эстетическую отзывчивость;

  • отбор произведений изобразительного искусства для изучения;

  • использование на занятиях изобразительным искусством технических средств обучения, особенно видео- и аудиоаппаратуры, и специальных наглядных пособий;

  • активное изучение детьми под руководством педагога натуры (наблюдения, наброски и зарисовки по теме, рисование по памяти), предметов декоративно-прикладного искусства, культуры и быта, исторических архитектурных деталей;

  • введение в занятие творческих, импровизационных и проблемных задач;

  • применение разнообразных художественных материалов и техник работы ими;

  • смена видов изобразительной деятельности в течение учебного года (графика, живопись, лепка, конструирование, декоративная работа и др.);

  • сочетание индивидуальных и коллективных форм работы с учащимися;

  • введение в структуру урока игровых элементов и художественно-дидактических игр; использование элементов соревнования;

  • систематическое развитие педагогически целесообразных взаимосвязей между разделами учебного предмета «Изобразительное искусство», между этой и другими школьными дисциплинами, интегрированное обучение искусству в школе.

Рассмотрим специфику влияния перечисленных условий на занятиях изобразительным искусством.

Развитие интереса к изучению изобразительного искусства, учебно-творческому заданию — необходимейшее условие проявления художественного творчества. На формирование у детей к изобразительной деятельности используются разнообразные средства.

Как известно, комплекс средств активизации обучения включает: содержание, методы и приемы обучения, организационные формы учебной деятельности. Важно, чтобы система активизации изобразительной деятельности учащихся имела целостный характер, чтобы ее компоненты были взаимосвязаны. При этом, ведущая роль отводится контролю за ходом процесса обучения и его коррекции.

Сочетание систематического контроля за изобразительной деятельностью детей с педагогически целесообразной помощью им, как показывает опыт, позволяет ребенку соотносить свои цели и планы с результатами. Эффективность воспитания художественно-творческой активности повышается, когда к проведению такого контроля на уроках изобразительного искусства привлекаются сами дети, когда в него включаются элементы взаимоконтроля детей.

Опыт показывает, что необходимо постепенное и последовательное усложнение процесса обучения. Одновременно с этим надо воспитывать у учащихся и интерес к изобразительной деятельности, и способность к трудовым усилиям, к длительному напряжению. Педагогически целесообразно начинать с внешних приемов, побуждающих ребенка сосредоточиться, а затем постепенно научить его активно управлять своей деятельностью.

Творческие способности ребенка проявляются и интенсивно формируются, когда возникает объективная необходимость, созданы для этого возможности, когда эта необходимость и возможность осознаны ребенком и воспринимаются им как потребность.

Не менее важно, чтобы преодоление определенных трудностей в процессе художественно-творческой деятельности вызывало у ребенка чувство удовлетворения, веры в свои силы, в свои творческие способности.

Последовательное усложнение изобразительной деятельности, обеспечение перспективы развития художественного творчества учащихся является главнейшим в разработанной нами системе педагогических условий.

Усложнение учебного материала по изобразительному искусству, формирование умений и навыков должно осуществляться с учетом возрастных возможностей на каждом этапе обучения. Реализация этого условия позволяет обеспечить эффективность художественного образования — освоение учащимися основ изобразительной грамоты и развитие их художественно-творческой активности.

Содержание учебных заданий соответствует уровню изобразительной грамоты учащихся и учитывает возможности его повышения.

Одно из основных условий развития художественного творчества учащихся связано с их обучением языку изобразительного, народного, декоративно-прикладного искусства и дизайна, с освоением средств художественной выразительности пластических искусств. Эту работу следует вести поэтапно: от обучения умению анализировать средства художественной выразительности в иллюстрациях художников, других произведениях изобразительного искусства, рассказывая о них, следует переходить к формированию умений применять эти средства в практической работе при создании изобразительных, дизайнерских и декоративных работ.


Заключение

С возникновением компьютера определяется качественно новая стадия развития информационных технологий. Главной целью является удовлетворение личных потребностей пользователей в информации во всех областях. Чтобы выполнять этапы технологического процесса применяются разнообразные программные среды.

За короткое время сеть Интернет стала всемирной сетью информационно-телекоммуникационной инфраструктуры. Разрабатываются новые сети передач и пакетных коммутаций, внедряются современные виды и средства связи, создаются скоростные линии доступа, модернизируются оптические телекоммуникационные технологии.

Сегодня требования к обучающим системам предполагают решения разнообразных проблем по выбору индивидуальных рамок в обучении. Полное решение данных проблем невозможно без осуществления взаимосвязанных организационных, методических и программно-теоретических требований. Современные интернет-технологии в учебном процессе помогают экономить время обучающихся, которое может быть потрачено на осуществление конкретных заданий.

На сегодняшний день существуют следующие направления рационального использования интернет-технологий в образовательном процессе: создание гипертекстовых учебно-методических пособий в соответствии с реальными техническими возможностями студента, создание лабораторных практикумов удаленного доступа для конкретных специальностей и формирование технологической среды для системы дистанционного образования.

Сегодня самым эффективным средством оптимизации обучения считается применение электронных библиотек разнообразных профилей и направлений, представленных в сети Интернет.

При работе с интернет-ресурсами у обучающих формируются такие основные умения работы с данными, как способность ее критического анализа и эффективного использования для решения практических и познавательных задач. Также у учащихся формируются знания и умения средств компьютерных и информационных технологий.

У подрастающего поколения чувства прекрасного, хорошего вкуса, толерантности можно производить путём ознакомления с лучшими творениями отечественного и зарубежного искусства, осознания мировых и национальных культурных сокровищ, воспитанием ответственности за сохранность и защиту культурных творений человека, созданием условий для широкого проявления детского творчества.

В современном обществе наиболее востребованы и успешны люди с активной жизненной позицией, мыслящие, анализирующие, способные самосовершенствоваться, осваивать новые технологии и самоопределятся в меняющемся обществе. Поэтому образовательные концепции и программы должны не только осуществлять задачу передачи традиций, культуры и накопленного опыта, знаний, умений и навыков, но и ставить перед собой цели развития мыслящей, рефлексирующей личности.

Использование Интернет-ресурсов является необходимым для реализации этой цели.

Глоссарий


№ п/п

Понятие

Определение

1

Доступ в Интернет

методы и средства, путем которых пользователи соединяются с Интернетом

2

Информационная технология

комплекс процедур, которые осуществляют получение, сбор, хранение, обработку и передачу данных в организационной структуре с применением средств вычислительной техники

3

Компьютерная сеть

способ связи компьютеров или компьютерного оборудования

4

Мультимедиа

это информационная технология, которая объединяет в компьютере: текст, звук, видеоизображение, графическое и анимационное изображение

5

Образование

целенаправленный процесс обучения и воспитания человека, результатом которого является достижение обучающимся определенных государством образовательных стадий

6

Программа образования

нормативный управленческий документ, который регламентирует особенности воспитательной и образовательной системы данного учреждения, перечень образовательных услуг

7

Электронная почта

технология, которая осуществляет отправку, пересылку и получение электронных писем по компьютерным сетям


Список литературы


  1. Арнина Н.Л. Уроки прекрасного. М., 1983

  2. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. М.,1986

  3. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. М., 1967

  4. Громыко Ю.В. Проектирование и программирование развития образования, М.:МАРО, 1996

  5. Губайдуллин И.А. Формирование пространственного воображения на уроках изобразительного искусства в начальных классах. Казань, 2004

  6. Потапов А.Б. Технология творчества, часть 1. Москва, 1992, НТК "Метод".

  7. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 тт. /Гл. ред. В.В. Давыдов.- М.: Большая Российская энциклопедия, 1998 - с.197

  8. Ростовцев Н.Н. Учебный рисунок. М., 1976

  9. Русскова С.С. Определение способа восприятия информации и его применение на занятиях художественного отделения. М., 2003

  10. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. Пер. с англ. М., Тривола, 1996 г.

  11. Сулагаева Л.А. Рекомендуемая методика преподавания ИЗО в начальной школе. Чебоксары, 2004

  12. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования (статьи и лекции), М., 1993. - с.138-139

  13. Фролова Г.В. Спасительная возможность вообразить. М., 1992

  14. . Абдикеев, Н. Интернет-технологии в экономике знаний [Текст] / Н. Абдикеев – М.: Инфра-М, 2010. – 448 с. – ISBN 978-5-16-003767-7.

  15. 2. Адамс, Т. Интернет. Эффективная работа [Текст] / Т. Адамс – М.: НТ Пресс, 2009. – 432 с. – ISBN 978-5-477-00619-9.

  16. 3. Аспицкая, А.Ф. Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении [Текст] / А.Ф. Аспицкая – М.: Бином, 2009. – 360 с. – ISBN 978-5-94774-911-3.

  17. Берлин, А.Н. Телекоммуникационные сети и устройства [Текст] / А.Н. Берлин – М.: Интернет-университет информационных технологий, 2008. – 320 с. – ISBN 978-5-94774-896-3.

  18. Гаврилов, М.В. Информатика и информационные технологии [Текст] / М.В. Гаврилов – М.: Юрайт, 2011. – 350 с. – ISBN 978-5-9916-1297-5.

  19. Грабауров, В.А. Информационные технологии [Текст] / В.А. Грабауров – М.: Современная школа, 2006. – 432 с. – ISBN 985-6751-59-4.

  20. Гребешков, А.Ю. Стандарты и технологии управления сетями связи [Текст] / А.Ю. Гребешков – М.: Эко-Трендз, 2003. – 288 с. – ISBN 5-88405-047-X.

  21. Гулевич, Д.С. Сети связи следующего поколения [Текст] / Д.С. Гулевич – М.: Интернет-университет информационных технологий, 2009. – 184 с. – ISBN 978-5-9556-0090-1.

  22. Гуруге, А. Корпоративные порталы на основе XML и Web-служб [Текст] / А. Гуруге – М.: КУДИЦ-Образ, 2006. – 368 с. – ISBN 5-9579-0009-5.

  23. Деркач, А. Современные информационные технологии в науке и образовании [Текст] / А.Деркач – М.: РАГС, 2010. – 188 с. – ISBN 978-5-241-01042-1.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!