СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Использование изотерапии в коррекции нарушений младших дошкольников с ОВЗ в ДОУ».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья «Использование изотерапии в коррекции нарушений  младших дошкольников с ОВЗ в ДОУ» описывает  методы  арттерапии в коррекционной  работе с разными категориями дошкольников с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
««Использование изотерапии в коррекции нарушений младших дошкольников с ОВЗ в ДОУ».»

Быкова Надежда Валерьевна

МБДОУ «Детский сад №365»
Сормовского района, г.Нижнего Новгорода,

воспитатель.

603128, ул. Баренца, 4а.

mou365@mail.ru

«Использование изотерапии в коррекции нарушений

младших дошкольников с ОВЗ в ДОУ».

В настоящее время в коррекционной работе с детьми с ОВЗ широко используются разные виды арт-терапии. Арт-терапия направлена на преодоление незрелости личностной сферы, обеспечение психического здоровья и интеграции детей. Одной из наиболее доступных, продуктивных и популярных видов арт-терапий является изотерапия, т.е работа с изобразительными средствами.

Изотерапия чаще всего используется для коррекции вторичных расстройств интеллектуальной, эмоционально-волевой, моторной и личностных сфер детей с ОВЗ, которые могут стать предпосылками личностной деформации, социальной дезадаптации, возникновения комплекса проблем школьного обучения. Изотерапия это реабилитационный метод, используемый педагогами в комплексе с традиционными коррекционными технологиями.

Изотерапия демонстрирует положительные результаты в работе с детьми с различными проблемами в развитии – нарушения опорно-двигательного аппарата, задержка психического развития, более тяжёлые формы интеллектуальной недостаточности, при расстройствах аутистического спектра, тяжёлых нарушениях речи, нарушениях слуха.

У детей с различными вариантами отклонений в процессе художественной деятельности можно отметить общие недостатки: недостаточность сформированной способности к эстетическому восприятию окружающего мира, слабость эмоциональной отзывчивости при восприятии художественных произведений, сниженный интерес к продуктивной деятельности, примитивность сюжета в изображениях, слабость операционной стороны творческого действия. У детей в младшем дошкольном возрасте не хватает опыта продуктивной деятельности, технических умений и навыков. Малыши боятся рисовать из-за отсутствия плана действий, поэтому возникает психологический барьер, а использование нетрадиционных методов и материалов изотерапии позволяет детям быть более свободными в своих творческих проявлениях. Изотерапия предполагает свободную форму одобрения и принятия всех продуктов творческой деятельности ребенка независимо от их содержания, формы и качества, поэтому этот вид деятельности наиболее актуален в работе с детьми с ОВЗ . Данная технология даёт дошкольникам огромную возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать и развиваться.

Совместная изобразительная деятельность помогает воспитывать разнообразные эстетические чувства, позволяет педагогу обратить пристальное внимание на формирование доброжелательных отношений со всеми участниками творческого процесса. Использование нетрадиционных материалов развивает мелкую моторику, тактильную чувствительность, зрительно-моторную координацию, формирует сенсорные эталоны. Нужно отметить значительный вклад изотерапии в развитие психических процессов, таких как разные виды восприятия, мышления, памяти, внимания.

Виды нетрадиционных техник, которые используются в изотерапии с младшими дошкольниками:

  • марание (рисование пальчиками , ладошками, ножками);

  • монотипия (складывание листа, где предварительно изображение нанесено пятнами только на одну его часть);

  • кляксография (на бумагу наносится большая капля краски, затем бумага наклоняется в разные стороны капля делает изображения, которое с помощью ручек, фломастеров преобразовывается в доступный ребёнку образ);

  • пуантилизм (изображение точками), например используются темы «Мозаика», «Рыбки в аквариуме»;

  • рисование по влажной бумаге ( темы- «Цветы», «Смешное дерево»);

  • волшебный рисунок (с помощью восковой свечи);

  • коллаж (в рисунке используются элементы или отдельные образы из природного материала , ткани, бумаги);

  • рисование листьями;

  • рисование песком, солью, манкой.

В уголке изобразительной деятельности подбирается специальный инструментарий для использования нетрадиционных техник – штампы, печати, формы-дыроколы, поролоновые тычки, ушные палочки, маркеры, подбор природных материалов (семена деревьев, сушёные листья и др.)

Метод изотерапии используется с детьми с ОВЗ в основном в свободной совместной деятельности, а так же может быть использован как часть занятия.

Анализируя многолетний опыт работы, можно отметить наиболее значимые результаты по коррекции нарушенных функций: в первую очередь изотерапия помогает организовать ребёнка, снижает гиперактивность или наоборот, повышенную закрепощенность и застенчивость.

В процессе деятельности усиленно развивается мелкая моторика у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата: формируется захват удобного для ребенка орудия деятельности (палочка, штамп, губка); развивается сила нажатия и точность движений, координация движений (рука-глаз).

Используя метод изотерапии, мы совершенствуем кинестетические и сенсорные навыки (цвет, форма, величина, запах, тактильность) на природном материале.

Во время изобразительной деятельности происходит речевое развитие ребенка, так как идет оречевление действий, предметов, материалов и их свойств, выражение эмоций от полученного результата. В процессе общения с педагогом и сверстниками расширяется словарь детей, формируется умение общаться и давать свою оценку результату, что способствует развитию диалогической речи. На разнообразии изобразительных материалов успешно формируются и элементарные смысловые операции (пух – пушистый)

Детей в изотерапии привлекают и заинтересовывают новые темы, необычные образы, неизведанные материалы и способы их использования. Уровень мотивации в деятельности повышается, когда работы изготавливаются в подарок для кого- то, для оформления выставки.

Взаимодействие с другими специалистами является неизменным условием при использовании изотерапии. Например, с педагогом дополнительного образования, происходит отработка навыков использования разных техник, использования разных материалов; с педагогом психологом проговаривается использование приемов и упражнений на стабилизацию эмоционального и психологического состояния.

Привлечение родителей к совместным творческим работам во время тематических мастер-классов стало традицией в работе воспитателя по данному направлению. «Украсим дом к Новому году», «Сюрприз для бабушки», «Папин подарок» и другие темы стали популярными как и в обычном режиме, так и в онлайн конференциях.

Современное общество ставит перед педагогом все новые задачи – на данный момент это повышение эффективности воспитательно –образовательного процесса. Работая с детьми с ОВЗ, в первую очередь важно изучить особенности каждого ребёнка (психологические, двигательные, речевые, поведенческие). От результатов мониторинга зависит подбор средств и техник изотерапии, учитывается личный темп дошкольника, тематика работ, уровень самостоятельности в выполнении и помощь педагога.

Воспитателю, работающему с дошкольниками с ОВЗ, важно понимать главную особенность - процесс изотерапии решает комплекс задач, как развивающих и коррекционных, так и воспитательных.

Таким образом, использование изотерапии в работе с детьми с ОВЗ обеспечивает эффективное эмоциональное реагирование, позволяет применять социально приемлемые и доступные формы обучения, облегчает процесс для коммуникации для замкнутых и стеснительных детей. Изотерапия дает возможность невербального контакта, способствует преодолению коммуникативных барьеров и психологических защиты. В процессе работы создаются благотворные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции. Использование метода изотерапии существенно повышает личную ценность ребенка, содействует формированию позитивной самооценки и повышению уверенности в себе. Еще одним немаловажным аспектом является большое эстетическое удовольствие от этой деятельности самого воспитателя.

Использованная литература

1.Аверьянова А.П. Изобразительная деятельность в детском саду.- М.:Мозаика-Синтез,2001

2.Алексеева М.Ю. «Практическое применение элементов арт-терапии в работе учителя». М.,2003

3.Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании/ Е.А. Медведева, И.Ю.Левченко, Л.Н. Добровольская.- М.,Изд. Центр «Академия»,2001.

4.Бабина Е.С. Нетрадиционные методы терапии в логопедической работе// Логопед.-2008.- №1

5.Блохина Л.Н. ГорбинаЕ.В. «Начинаем наш концерт»- Ярославль: А. Холдинг, 2001

6.Дерманова И.Б. Диагностика эмоционально- нравственного развития.-СПб.: Речь, 2002

7.Колеошкина С.Н. Арт- терапевтические технологии учителя-логопеда//Школьный логопед.-2007.-№2

8.Копытин А.И. Теория и практика арт-терапии.СПб.:2002

9.Мудрик А.В. Актуальные вопросы современного воспитания.-М.:Академия,2001.

10.Сучкова Н.О. «Арт- терапия в работе с детьми из неблагоприятных семей». Сфера,2008




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!