ГБОУ «Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат №23»
«Использование кинезиологических игр и упражнений в работе педагогов с детьми дошкольного возраста с нарушением слуха»
Подготовила доклад Воспитатель дошкольной группы №1 Воротынцева Д.А.
Белгород, 2023 «Использование кинезиологических игр и упражнений в работе педагогов с детьми дошкольного возраста с нарушением слуха»
В отечественном образовании наряду с сохранением лучших российских традиций идет поиск новых форм и методов работы. Это в полной мере относится и к системе дошкольного воспитания.
Современные исследователи и практики для оказания качественной коррекционной помощи в работе с детьми дошкольного возраста с нарушением слуха, активно предлагают в числе прочего использовать кинезиологический и нейропсихологический подход.
Нейро-кинезиологические методы предполагают дополнительную коррекцию психических процессов: внимания, памяти, мышления, речи, а также эмоционально-волевой сферы ребенка через движение.
Кинезиологическая и нейропсихологическая коррекция является отличным дополнением к основной коррекционной программе, и реализуется не вместо нее, а вместе с ней.
В картотеке нейропсихологических и кинезиологических игр и упражнений представлены методы работы с детьми которые могут быть полезны как педагогам (воспитателям, учителям, психологам, логопедам, дефектологам) использующим в своей работе здоровье сберегающие технологии, так и родителям.
Нейропсихологические и кинезиологические упражнения активизируют у детей дошкольного возраста межполушарное взаимодействие и пластичность мозга, способствуют развитию психических процессов, помогают в развитии эмоционально-волевой сферы детей, имеющих дефицит нейродинамических и регуляторных компонентов деятельности, таких как: трудности концентрации и удержания произвольного внимания, снижение мотивации, неустойчивость эмоционально-волевых проявлений, быстрая утомляемость, истощаемость, низкий темп деятельности и прочее. Все эти трудности мы можем отметить и у наших воспитанников с нарушением слуха.
Цели и задачи использования картотеки кинезиологических и нейропсихологических игр и упражнений:
-Развитие высших психических функций;
-Обеспечение регуляции, программирования и контроля психической деятельности;
-Повышение работоспособности и продуктивности;
-Развитие общей и мелкой моторики;
-Содействие развитию речи;
-Стабилизация психоэмоционального состояния;
-Формирование произвольности действий.
Нейрокинезиологические игры и упражнения необходимо использовать систематически как дополнение к основным занятиям.
В картотеке представлены некоторые кинезиологические и нейропсихологические игры, движения и упражнения, которые могут быть применены для успешного развития и обучения ребенка. Эти методы могут быть использованы во время занятия, прогулки, в свободной деятельности (как средство переключения внимания, активизации деятельности), они достаточно просты в исполнении. Можно использовать элементы игр и упражнений как настройку на любой вид деятельности, усвоение информации и снятие психоэмоциональных стрессов или просто как развлечение. Это позволит облегчить взаимодействие всех органов и систем организма ребенка. Первым всегда должно быть выполнение дыхательных упражнений, а затем можно приступать к самомассажу и другим упражнениям, способствующим повышению уровня психической активности ребенка, увеличению его энергетического и адаптационного потенциала.
Для педагога оптимально проводить занятия с небольшой подгруппой детей или индивидуально. В какие занятия целесообразно включать нейро-кинезиологические упражнения? Практически в любое занятие всех пяти образовательных областей. Постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность упражнений. Упражнения дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов. Занятия проводятся в эмоционально комфортной, доброжелательной обстановке, если есть возможность – под спокойную музыку. Занятия, проходящие в ситуации стресса, не имеют своего воздействия. Результативность занятий зависит от систематической и кропотливой работы. С каждым днём задания нужно усложнять, объём заданий увеличивать, наращивать темп выполнения заданий. Для постепенного усложнения упражнений можно использовать:
-подключение движений глаз и языка к движениям рук;
-подключение дыхательных упражнений и метода визуализации;
-ускорение темпа выполнения.
Занятия могут выполняться ежедневно, но без принуждения. Регулярность проведения нейро-кинезиологических игр и упражнений, движений — это залог быстрого достижения положительного результата в развитии и обучении ребенка. Чтобы у ребенка начали развиваться определенные навыки, повысилась функциональность ЦНС, нужно выполнять как минимум по 1-2 упражнения в день. Общая продолжительность всего комплекса упражнений должна находиться в пределах от 5 до 10 мин., так как ребенок может устать.
Чтобы дети сохраняли интерес к развивающим занятиям, их необходимо выполнять в разных режимных моментах. Например, сегодня в свободной деятельности, в группе, завтра на прогулке, послезавтра перед занятием и т.д. Усложнение тренировочного процесса должно происходить постепенно по мере того, как ребенок приобретает навыки, наблюдаются реальные результаты его развития.
Основным требованием к использованию кинезиологических и нейропсихологических игр и упражнений является чёткое выполнение движений. Перед тем, как внедрять новое упражнение, взрослый должен повторить все движения самостоятельно, изучить их, а потом показывать их ребенку. Затем следует проконтролировать, чтобы ребенок повторил данные действия правильно и без ошибок.
В том случае, если ребенку необходимо выполнить какое либо задание, либо ему предстоит другая интеллектуальная нагрузка, лучше сначала выполнить упражнения, а уже затем переходить к мыслительному процессу.