СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование компьютерных программ на логопедических занятиях, уроках русского языка по преодолению дизорфографий у учащихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В практике коррекционной работы по преодолению дизорфографий с учащимися с ОВЗ успешно использую компьютерные программы.

Просмотр содержимого документа
«Использование компьютерных программ на логопедических занятиях, уроках русского языка по преодолению дизорфографий у учащихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья.»


Использование компьютерных программ на логопедических занятиях, уроках русского языка по преодолению дизорфографий у учащихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья.


Учитель – логопед: Лариса Леонидовна Тропина

МБОУ ОШ № 7

г. Мончегорск Мурманской области

У большинства детей с ограниченными возможностями здоровья есть речевые проблемы различной степени выраженности, сложности в усвоении программного материала по чтению, письму и развитию речи.

Дизорфография, наряду с дислексией и дисграфией, относится к нарушениям письменной речи. Дизорфографические ошибки появляются у учащихся к концу второго – началу третьего класса, когда школьники осваивают морфологический и традиционный принципы правописания, начинают изучать и применять на письме грамматические правила.

Дизорфография – это специфическое расстройство усвоения орфографических навыков, опосредованное нарушением речевого онтогенеза и невербальных психических процессов. Проявляется устойчивыми, частотными орфографическими ошибками на письме, возникающими и повторяющимися, несмотря на знание учащимся орфографического правила. Дизорфография выявляется в процессе диагностики сформированности устной и письменной речи, анализа рабочих тетрадей ученика

Логопедические занятия по коррекции дизорфографии направлены на помощь ученику в овладении нормами орфографии, формирование фонетико-фонематического, лексического, грамматического, морфологического, синтаксического компонентов речевой системы, развитие ВПФ.

Применение в процессе коррекционно – развивающей работы готовых программных компьютерных продуктов является одним из способов решения данной проблемы. В настоящее время успешно использую на логопедических занятиях компьютерные продукты на базе программного обеспечения комплекса "Радуга в компьютере" (руководитель авторского коллектива ПМК для начальной школы – Варченко Виктор Иванович, доцент кафедры образовательных технологий Института образовательных технологий Российского государственного университета им. И.Канта):

1.«Компьютерный практикум для начальной школы» «Русский язык 1-4 класс» авторы: Стаселович Г.А., Варченко В.И.

2.«Компьютерный практикум для подготовки детей к обучению в начальной школе» «Учимся с Логошей!» автор: Варченко В.И.;

3.«Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе". Авторы: Варченко В.И., Клетнова Л.И., Ларина А.Б., Назарова Г.А.


В практике логопедической работы по преодолению дизорфографий успешно использую компьютерную программу «Электронная тетрадь по русскому языку для 2 класса» (автор Д.Тарасов) https://videouroki.net 2015 г. На её основе мною был разработан комплекс коррекционных занятий, одно из них - по теме «Собственные и нарицательные имена существительные» для учащихся 2 класса (материал занятия может быть перераспределён на несколько занятий в зависимости от уровня речевых нарушений учащихся).


Логопедическое занятие по теме: «Собственные и нарицательные имена существительные»

Учитель – логопед: Лариса Леонидовна Тропина

занятие – практикум, 2 класс

Место проведения урока: компьютерный класс (6учеников)


Цель: закрепить знания учащихся об именах существительных собственных и нарицательных, формировать умение различать имена собственные и нарицательные, применять полученные знания на практике.


Задачи:

образовательные: добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме «Собственные и нарицательные имена существительные», осознания различия имён собственных и нарицательных, умения пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные», закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных;

развивающие: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, формировать умение у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, монологической и диалогической речи;

воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету, любви к своему городу.

Планируемые предметные результаты:

- понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные», уметь различать имена существительные собственные и нарицательные, уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы;

- уметь получать информацию по заданной теме через компьютерный практикум

Планируемые метапредметные результаты:

личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;

регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, продолжить формирование навыков оценивания : самооценка, оценивание правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;

познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, в том числе – с помощью работы в «электронных тетрадях» ;

коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, формулировать собственное мнение.


Формируемые УУД:

- уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно (ПУУД);

- уметь осуществлять самооценку результатов работы (РУУД);

- уметь планировать учебное сотрудничество в паре (КУУД);

- уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение (ПУУД);

- выполнять учебное задание в соответствии с правилом (РУУД);

- формулировать понятные высказывания, используя термины (КУУД);

- уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию (ЛУУД).


Организация пространства:

фронтальная, индивидуальная, работа в парах


Ресурсы:

компьютер, проектор, карточки для индивидуальной, парной, работы (раздаточный материал - карточки с фамилиями писателей), маленькие зеркальца – 6 штук; видеозапись физминутки «Я - ракета»; книги для выставки авторов: Барто А.Л., Михалкова С.В., Маршака С.Я., Тютчев Ф.И., Чарушина Е.И., Чуковского К.И., Носова Н.Н., Д. Роулин; мини – сочинения учащихся по теме «История происхождения моего имени, фамилии» (выставка работ); бейджики - 6штук с надписью «консультант», карточки с напутствиями Робота, маршрутные листы – 6 штук; рисунки – «портрет робота Знайки», «портрет Незнайки»

компьютерная программа «Электронная тетрадь по русскому языку для 2 класса»

(автор Д.Тарасов) https://videouroki.net 2015 г.



Ход занятия

I. Организация начала занятия

Сегодня наше занятие пройдёт необычно. Мы отправимся в космическое путешествие. Давайте отгадаем название нашей ракеты? Наша ракета – «Дружба». Мы – ученики, гости - члены экипажа. Наш научный руководитель – робот Знайка. Он будет давать задания и проверять их.


II. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и учебной задачи.

Допуск к полёту– это наши знания.

- Что мы узнали на прошлом уроке?

Какие имена существительные называются собственными?

Какие имена существительные называются нарицательными?

- Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня?

- Где в жизни нам могут пригодиться эти знания?

Итак, назовите тему нашего космического путешествия - «Собственные и нарицательные имена существительные»

Кто может назвать цели нашего занятия?

- Да, сегодня мы будем учиться различать имена собственные, нарицательные, попробуем свои знания применить на практике


III. Организация рабочего места учащихся

Вы, ребята, правильно ответили на вопросы и получили допуск к полёту.

Для удачного полёта нам нужны:

1.Маршрутный лист;

2. Цветные карандаши;

3. Учебник;

4. Компьютер

5. Хорошее настроение

Запишите в маршрутном листе своё фамилию, имя, название ракеты, название нашей планеты.

- Какие имена собственные вы записали? С какой буквы они пишутся? Почему слово «Дружба» вы записали с большой буквы и в кавычках?

- Какие вы записали имена нарицательные?


Выполняя задания, мы будем перелетать от одной планеты к другой. После выполнения задания вы будете закрашивать планету в определённый цвет.

Если нет ошибок – зелёный цвет;

если есть ошибка и робот просит сделать работу над ошибками – жёлтый цвет;

если вы не можете самостоятельно справиться с заданием, допустили ошибки – красный цвет. Вы можете попросить помощь консультанта.

Консультанты - _________________ .


За работу с электронной тетрадью вы узнаете отметку от робота Знайки.

Вы готовы лететь?


IV. Физминутка (речь с движением) «Я – ракета»

«Я – ракета, я, я – ракета,

Полетела в космос, полетела в космос,

Раз – стыковка, два – стыковка,

А вокруг планеты – Солнце и Луна,

А вокруг планеты – Солнце и Луна»

(2 и 3 раз – повтор с ускорением)


V. Компьютерный практикум. Актуализация знаний по теме «Собственные и нарицательные имена существительные».

1.Работа в «Электронных тетрадях». Выполнение заданий № 126 - 130 .

Время выполнения заданий – 15 минут.

Если ребёнок завершил работу раньше, он становится консультантом, получает в награду бейджик «консультант» и может оказывать помощь одноклассникам по их просьбе.

По звонку дети прекращают работу и занимают свои места за партами.


2. Дополнительное задание для детей, кто раньше закончил выполнение заданий в электронной тетради:

1) работа у доски – 2 ученика: расположить планеты в порядке убывания от Солнца (на доске – карточки, магнитики)

3) подписать названия планет в своём маршрутном листе в порядке убывания от Солнца (в помощь – для самопроверки – карточки с указанием планет в порядке убывания от Солнца)


VI. Физминутка

Вы соскучились по дому, родной Земле? Вспомним, как хорошо дома.

РАНО УТРОМ В ПАРК ХОДИЛИ,

ТАМ СНЕГОВИКА ЛЕПИЛИ.

А ПОТОМ С ГОРЫ КАТИЛИСЬ,

ВЕСЕЛИЛИСЬ И РЕЗВИЛИСЬ.

В КАТЮ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ,

В МАРИНУ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ,

В ВАРЮ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ.

ПОЛУЧИЛСЯ СНЕЖНЫЙ КОМ.

ХОЛОДНО ГУЛЯТЬ ЗИМОЙ,

ПОБЕЖИМ СКОРЕЙ ДОМОЙ!

Какие имена собственные вы услышали в считалочке?


VII. Первичное закрепление знаний

1.Какое задание при работе в электронной тетради было самым интересным?

Какое задание было сложным?

Какие напутствия вам давал робот Знайка? («Дорогу осилит идущий», «Приложишь старания – получишь и успех!»и др.)


Вопрос консультантам: сколько заданий должны были выполнить дети? 5.

Значит, мы облетели 5 планет.

На каких планетах мы побывали?( ответ консультанта)

Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер

К какой следующей планете мы отправляемся? ( к Сатурну)


2. Маршрутный лист. Задание 6

На Сатурне у нас находится космическая библиотека. Мы взяли с собой в полёт и ваши любимые книги, учебники.

1) Задание: записать в маршрутный лист фамилии, имена, отчества писателей в алфавитном порядке.

Вы можете воспользоваться помощью карточек, предварительно расположив их в алфавитном порядке. Консультанты выполняют это же задание у доски.


Когда мы уважаем человека, мы называем его имя, отчество, фамилию. Но как, по каким правилам мы расставляем книги в библиотеке? (в алфавитном порядке, начиная с фамилии)

на столах – раздаточный материал - карточки с фамилиями писателей

Проверка: консультанты называют фамилии, имена, отчества авторов по очереди. (Барто А.Л., Михалков С.В., Маршак С.Я., Тютчев Ф.И., Чарушин Е.И., Чуковский К.И. ).

Далее – взаимопроверка выполненного задания, раскрашивание планеты в соответствующий цвет.


2)У меня в руках 2 книги – Дж. Роулинг про Гарри Поттера и Н.Н.Носова про Незнайку .

Как вы думаете, книгу какого автора можно добавить на нашу космическую выставку книг? Почему? (книгу Н.Н.Носова, потому что это русский писатель, а не зарубежный)

Какие книги Носова про Незнайку вы читали?

«Приключения Незнайки и его друзей»

«Незнайка в Солнечном городе»

«Незнайка на Луне»


3.Маршрутный лист. Задание 7.

Назовите имена коротышек – друзей Незнайки.

В следующем задании обведите в кружок нужную букву и

соедините стрелками по смыслу имена собственные и нарицательные

(Хх)удожник

(Уу)чёный

(Мм)узыкант

(Ии)зобретатели

(Вв)рач

(Пп)илюлькин

(Вв)интик и (Шш)пунтик

(Зз)найка

(Гг)усля

(Тт)юбик

Прочитайте, какие пары слов у вас получились?

В каком столбике и почему буквы маленькие?

Чему научило нас это упражнение?

Раскрасьте планету.

4. Маршрутный лист. Задание 8 (дифференцированная работа)

Дальше наш экипаж разобьётся на группы.

Дети, которые хотят вспомнить историю освоения космоса, прочитать о первых собачках, которые побывали в космосе – летят на планету Нептун.

А планета Уран даёт возможность написать небольшой рассказ о нашем любимом городе Мончегорск (в маршрутном листе задание «В разведке» напечатано на жёлтом фоне – более лёгкое задание; задание «Мой город» - на оранжевом фоне – более сложное»)

В разведке

Первыми в космосе побывали наши друзья – собаки. Учёные послали их в разведку. В ракетах летали (л,Л)айка,(б Б)елянка и (пП)ёстрая, (Бб)елка и (Сс)трелка, (чЧ)ернушка и (зЗ)вёздочка. Собака (Оо)тважная пять раз побывала в космосе.

Мой город.

______________ - мой город. Он очень красивый. Расположен в окружении озёр - (Л,л)умболка, (К,к)омсомольское, (И,и)мандра и замечательных гор. Самые известные – (Х,х)ибины. Мои друзья –

Проверка: прочитать рассказ «Мой город», назвать имена собственные; прочитать текст «В разведке», назвать имена собственные;

VIII. Рефлексия деятельности

Итак, давайте подведём итоги нашей работы.

Поставьте свою отметку за работу на уроке:

раскрасьте «ракету» зелёным цвет, если вам было на занятии интересно и легко;

жёлтым цветом – если вы испытывали затруднения;

красным цветом – если задания показались сложными.

На память о занятии– напутствие от робота.

X. (продолжение рефлексии)

Итак, мы выполнили все задания и можем вернуться домой, на Землю

Физминутка.

« Я – ракета, я,я – ракета,

Я лечу на Землю, я лечу на Землю,

Раз – стыковка, два – стыковка,

А вокруг планеты – Солнце и Луна,

А вокруг планеты – Солнце и Луна»




Приложение 1.

Ответы. Задания «Электронной тетради»

№ 126

  • Серёжа Васильков

  • Ириной Ивановной

  • (в) Мурманске

  • Серёжа

  • (о)Гарри Поттере


№ 127

Джоан Роулинг

Что вы можете сказать об этой писательнице?


№ 128

Прочитайте задание.

а

Борис

о

Москва

в

Венера

р

Петров

д

Украина

е

Марс

с

Тимофей

ш

Италия

к

Юпитер

м

Дмитрий

ф

Греция

н

Мурзик


Рон


№ 129


Игорь Пауков любит пауков.

Никита Морозов не боится морозов.

Коля Цветков сделал букет из цветков.

Петрова Поля возвратилась с поля.

№ 130

Роланда Трюк













Приложение 2.

Маршрутный лист.

«Имена существительные собственные и нарицательные»



Я,_______________________________________________

(фамилия, имя, отчество)

Отправляюсь в космическое путешествие в ракете «_________________» с планеты ___________.



Отлично


Хорошо


Удовлетворительно

1

Электронная тетрадь № 126









1._________________

2

Электронная тетрадь № 127





2._________________


3

Электронная тетрадь № 128





3.________________

4

Электронная тетрадь № 129





4.__________________

5

Электронная тетрадь № 130





5._________________

Итог


Дорогу осилит идущий!


6

Космическая библиотека

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------


6.________________

7

(Хх)удожник

(Уу)чёный

(Мм)узыкант

(Ии)зобретатели

(Вв)рач

(Пп)илюлькин

(Вв)интик и (Шш)пунтик

(Зз)найка

(Гг)усля

(Тт)юбик










7._______________

8 *



В разведке

Первыми в космосе побывали наши друзья – собаки. Учёные послали их в разведку. В ракетах летали (л,Л)айка,(бБ)елянка и (пП)ёстрая, (Бб)елка и (Сс)трелка, (чЧ)ернушка и (зЗ)вёздочка. Собака (Оо)тважная пять раз побывала в космосе.









8.__________________

8 *

Мой город

________________________ - мой город. Он очень красивый. Расположен в окружении озёр - (Л,л)умболка, (К,к)омсомольское, (И,и)мандра и замечательных гор. Самые известные – (Х,х)ибины. Я живу на улице ___________________. Мои друзья - _______________________________________________________________________________________________________________________________________












8._______________



Итоги


Б ез ошибок– отлично «5»

1 -2 ошибки – жёлтым – хорошо «4»


Более 2 ошибок – красным цветом – «3»


У ченик

Учитель





м не было на уроке интересно и легко


на уроке испытывал затруднения


на уроке все задания были сложными.


Приложишь старания – получишь и успех!







Приложение 3

Планеты.











Вывод: практика работы показывает, что своевременно начатый, систематический и четко спланированный коррекционный процесс помогает преодолеть дизорфографию и справиться с освоением школьной программы, а использование программных компьютерных продуктов на логопедических занятиях с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья делает процесс коррекционной работы по преодолению дизорфографий более индивидуализированным и адресным, способствует формированию мотивации к логопедическим занятиям, развитию познавательных процессов, формированию речевого здоровья детей, в целом повышает эффективность коррекционно – развивающей логопедической работы.



14



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!