Использование компьютерных программ на логопедических занятиях, уроках русского языка по преодолению дизорфографий у учащихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья.
Учитель – логопед: Лариса Леонидовна Тропина
МБОУ ОШ № 7
г. Мончегорск Мурманской области
У большинства детей с ограниченными возможностями здоровья есть речевые проблемы различной степени выраженности, сложности в усвоении программного материала по чтению, письму и развитию речи.
Дизорфография, наряду с дислексией и дисграфией, относится к нарушениям письменной речи. Дизорфографические ошибки появляются у учащихся к концу второго – началу третьего класса, когда школьники осваивают морфологический и традиционный принципы правописания, начинают изучать и применять на письме грамматические правила.
Дизорфография – это специфическое расстройство усвоения орфографических навыков, опосредованное нарушением речевого онтогенеза и невербальных психических процессов. Проявляется устойчивыми, частотными орфографическими ошибками на письме, возникающими и повторяющимися, несмотря на знание учащимся орфографического правила. Дизорфография выявляется в процессе диагностики сформированности устной и письменной речи, анализа рабочих тетрадей ученика
Логопедические занятия по коррекции дизорфографии направлены на помощь ученику в овладении нормами орфографии, формирование фонетико-фонематического, лексического, грамматического, морфологического, синтаксического компонентов речевой системы, развитие ВПФ.
Применение в процессе коррекционно – развивающей работы готовых программных компьютерных продуктов является одним из способов решения данной проблемы. В настоящее время успешно использую на логопедических занятиях компьютерные продукты на базе программного обеспечения комплекса "Радуга в компьютере" (руководитель авторского коллектива ПМК для начальной школы – Варченко Виктор Иванович, доцент кафедры образовательных технологий Института образовательных технологий Российского государственного университета им. И.Канта):
1.«Компьютерный практикум для начальной школы» «Русский язык 1-4 класс» авторы: Стаселович Г.А., Варченко В.И.
2.«Компьютерный практикум для подготовки детей к обучению в начальной школе» «Учимся с Логошей!» автор: Варченко В.И.;
3.«Компьютерный практикум для проведения логопедических занятий в начальной школе". Авторы: Варченко В.И., Клетнова Л.И., Ларина А.Б., Назарова Г.А.
В практике логопедической работы по преодолению дизорфографий успешно использую компьютерную программу «Электронная тетрадь по русскому языку для 2 класса» (автор Д.Тарасов) https://videouroki.net 2015 г. На её основе мною был разработан комплекс коррекционных занятий, одно из них - по теме «Собственные и нарицательные имена существительные» для учащихся 2 класса (материал занятия может быть перераспределён на несколько занятий в зависимости от уровня речевых нарушений учащихся).
Логопедическое занятие по теме: «Собственные и нарицательные имена существительные»
Учитель – логопед: Лариса Леонидовна Тропина
занятие – практикум, 2 класс
Место проведения урока: компьютерный класс (6учеников)
Цель: закрепить знания учащихся об именах существительных собственных и нарицательных, формировать умение различать имена собственные и нарицательные, применять полученные знания на практике.
Задачи:
образовательные: добиться осмысленности усвоения учебного материала по теме «Собственные и нарицательные имена существительные», осознания различия имён собственных и нарицательных, умения пользоваться терминами «имена собственные», «имена нарицательные», закрепить орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных;
развивающие: помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данного учебного материала, формировать умение у учащихся ставить цель и планировать свою деятельность, способствовать развитию внимания, наблюдательности, орфографической зоркости, монологической и диалогической речи;
воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету, любви к своему городу.
Планируемые предметные результаты:
- понимать суть понятий «имена собственные», «имена нарицательные», уметь различать имена существительные собственные и нарицательные, уметь писать собственные имена существительные с заглавной буквы;
- уметь получать информацию по заданной теме через компьютерный практикум
Планируемые метапредметные результаты:
личностные: положительное отношение к учению, понимание необходимости сотрудничества с учителем, готовности к взаимодействию с ним и дружескому взаимопониманию, понимание необходимости товарищеского сотрудничества с одноклассниками, готовности к взаимодействию и взаимопониманию;
регулятивные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий, планировать свои действия, продолжить формирование навыков оценивания : самооценка, оценивание правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки;
познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже известного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы учителя, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, в том числе – с помощью работы в «электронных тетрадях» ;
коммуникативные: уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, слушать и понимать речь других, учиться работать в паре, формулировать собственное мнение.
Формируемые УУД:
- уметь ставить учебную задачу на основе того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно (ПУУД);
- уметь осуществлять самооценку результатов работы (РУУД);
- уметь планировать учебное сотрудничество в паре (КУУД);
- уметь объяснять различие существительных собственных и нарицательных и обосновывать своё мнение (ПУУД);
- выполнять учебное задание в соответствии с правилом (РУУД);
- формулировать понятные высказывания, используя термины (КУУД);
- уметь сотрудничать с учителем, с одноклассниками, быть готовым к взаимодействию и взаимопониманию (ЛУУД).
Организация пространства:
фронтальная, индивидуальная, работа в парах
Ресурсы:
компьютер, проектор, карточки для индивидуальной, парной, работы (раздаточный материал - карточки с фамилиями писателей), маленькие зеркальца – 6 штук; видеозапись физминутки «Я - ракета»; книги для выставки авторов: Барто А.Л., Михалкова С.В., Маршака С.Я., Тютчев Ф.И., Чарушина Е.И., Чуковского К.И., Носова Н.Н., Д. Роулин; мини – сочинения учащихся по теме «История происхождения моего имени, фамилии» (выставка работ); бейджики - 6штук с надписью «консультант», карточки с напутствиями Робота, маршрутные листы – 6 штук; рисунки – «портрет робота Знайки», «портрет Незнайки»
компьютерная программа «Электронная тетрадь по русскому языку для 2 класса»
(автор Д.Тарасов) https://videouroki.net 2015 г.
Ход занятия
I. Организация начала занятия
Сегодня наше занятие пройдёт необычно. Мы отправимся в космическое путешествие. Давайте отгадаем название нашей ракеты? Наша ракета – «Дружба». Мы – ученики, гости - члены экипажа. Наш научный руководитель – робот Знайка. Он будет давать задания и проверять их.
II. Самоопределение к деятельности. Постановка темы и учебной задачи.
Допуск к полёту– это наши знания.
- Что мы узнали на прошлом уроке?
Какие имена существительные называются собственными?
Какие имена существительные называются нарицательными?
- Как вы думаете, чему мы будем учиться сегодня?
- Где в жизни нам могут пригодиться эти знания?
Итак, назовите тему нашего космического путешествия - «Собственные и нарицательные имена существительные»
Кто может назвать цели нашего занятия?
- Да, сегодня мы будем учиться различать имена собственные, нарицательные, попробуем свои знания применить на практике
III. Организация рабочего места учащихся
Вы, ребята, правильно ответили на вопросы и получили допуск к полёту.
Для удачного полёта нам нужны:
1.Маршрутный лист;
2. Цветные карандаши;
3. Учебник;
4. Компьютер
5. Хорошее настроение
Запишите в маршрутном листе своё фамилию, имя, название ракеты, название нашей планеты.
- Какие имена собственные вы записали? С какой буквы они пишутся? Почему слово «Дружба» вы записали с большой буквы и в кавычках?
- Какие вы записали имена нарицательные?
Выполняя задания, мы будем перелетать от одной планеты к другой. После выполнения задания вы будете закрашивать планету в определённый цвет.
Если нет ошибок – зелёный цвет;
если есть ошибка и робот просит сделать работу над ошибками – жёлтый цвет;
если вы не можете самостоятельно справиться с заданием, допустили ошибки – красный цвет. Вы можете попросить помощь консультанта.
Консультанты - _________________ .
За работу с электронной тетрадью вы узнаете отметку от робота Знайки.
Вы готовы лететь?
IV. Физминутка (речь с движением) «Я – ракета»
«Я – ракета, я, я – ракета,
Полетела в космос, полетела в космос,
Раз – стыковка, два – стыковка,
А вокруг планеты – Солнце и Луна,
А вокруг планеты – Солнце и Луна»
(2 и 3 раз – повтор с ускорением)
V. Компьютерный практикум. Актуализация знаний по теме «Собственные и нарицательные имена существительные».
1.Работа в «Электронных тетрадях». Выполнение заданий № 126 - 130 .
Время выполнения заданий – 15 минут.
Если ребёнок завершил работу раньше, он становится консультантом, получает в награду бейджик «консультант» и может оказывать помощь одноклассникам по их просьбе.
По звонку дети прекращают работу и занимают свои места за партами.
2. Дополнительное задание для детей, кто раньше закончил выполнение заданий в электронной тетради:
1) работа у доски – 2 ученика: расположить планеты в порядке убывания от Солнца (на доске – карточки, магнитики)
3) подписать названия планет в своём маршрутном листе в порядке убывания от Солнца (в помощь – для самопроверки – карточки с указанием планет в порядке убывания от Солнца)
VI. Физминутка
Вы соскучились по дому, родной Земле? Вспомним, как хорошо дома.
РАНО УТРОМ В ПАРК ХОДИЛИ,
ТАМ СНЕГОВИКА ЛЕПИЛИ.
А ПОТОМ С ГОРЫ КАТИЛИСЬ,
ВЕСЕЛИЛИСЬ И РЕЗВИЛИСЬ.
В КАТЮ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ,
В МАРИНУ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ,
В ВАРЮ БРОСИЛИ СНЕЖКОМ.
ПОЛУЧИЛСЯ СНЕЖНЫЙ КОМ.
ХОЛОДНО ГУЛЯТЬ ЗИМОЙ,
ПОБЕЖИМ СКОРЕЙ ДОМОЙ!
Какие имена собственные вы услышали в считалочке?
VII. Первичное закрепление знаний
1.Какое задание при работе в электронной тетради было самым интересным?
Какое задание было сложным?
Какие напутствия вам давал робот Знайка? («Дорогу осилит идущий», «Приложишь старания – получишь и успех!»и др.)
Вопрос консультантам: сколько заданий должны были выполнить дети? 5.
Значит, мы облетели 5 планет.
На каких планетах мы побывали?( ответ консультанта)
Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер
К какой следующей планете мы отправляемся? ( к Сатурну)
2. Маршрутный лист. Задание 6
На Сатурне у нас находится космическая библиотека. Мы взяли с собой в полёт и ваши любимые книги, учебники.
1) Задание: записать в маршрутный лист фамилии, имена, отчества писателей в алфавитном порядке.
Вы можете воспользоваться помощью карточек, предварительно расположив их в алфавитном порядке. Консультанты выполняют это же задание у доски.
Когда мы уважаем человека, мы называем его имя, отчество, фамилию. Но как, по каким правилам мы расставляем книги в библиотеке? (в алфавитном порядке, начиная с фамилии)
на столах – раздаточный материал - карточки с фамилиями писателей
Проверка: консультанты называют фамилии, имена, отчества авторов по очереди. (Барто А.Л., Михалков С.В., Маршак С.Я., Тютчев Ф.И., Чарушин Е.И., Чуковский К.И. ).
Далее – взаимопроверка выполненного задания, раскрашивание планеты в соответствующий цвет.
2)У меня в руках 2 книги – Дж. Роулинг про Гарри Поттера и Н.Н.Носова про Незнайку .
Как вы думаете, книгу какого автора можно добавить на нашу космическую выставку книг? Почему? (книгу Н.Н.Носова, потому что это русский писатель, а не зарубежный)
Какие книги Носова про Незнайку вы читали?
«Приключения Незнайки и его друзей»
«Незнайка в Солнечном городе»
«Незнайка на Луне»
3.Маршрутный лист. Задание 7.
Назовите имена коротышек – друзей Незнайки.
В следующем задании обведите в кружок нужную букву и
соедините стрелками по смыслу имена собственные и нарицательные
(Хх)удожник (Уу)чёный (Мм)узыкант (Ии)зобретатели (Вв)рач | (Пп)илюлькин (Вв)интик и (Шш)пунтик (Зз)найка (Гг)усля (Тт)юбик |
Прочитайте, какие пары слов у вас получились?
В каком столбике и почему буквы маленькие?
Чему научило нас это упражнение?
Раскрасьте планету.
4. Маршрутный лист. Задание 8 (дифференцированная работа)
Дальше наш экипаж разобьётся на группы.
Дети, которые хотят вспомнить историю освоения космоса, прочитать о первых собачках, которые побывали в космосе – летят на планету Нептун.
А планета Уран даёт возможность написать небольшой рассказ о нашем любимом городе Мончегорск (в маршрутном листе задание «В разведке» напечатано на жёлтом фоне – более лёгкое задание; задание «Мой город» - на оранжевом фоне – более сложное»)
В разведке
Первыми в космосе побывали наши друзья – собаки. Учёные послали их в разведку. В ракетах летали (л,Л)айка,(б Б)елянка и (пП)ёстрая, (Бб)елка и (Сс)трелка, (чЧ)ернушка и (зЗ)вёздочка. Собака (Оо)тважная пять раз побывала в космосе.
Мой город.
______________ - мой город. Он очень красивый. Расположен в окружении озёр - (Л,л)умболка, (К,к)омсомольское, (И,и)мандра и замечательных гор. Самые известные – (Х,х)ибины. Мои друзья –
Проверка: прочитать рассказ «Мой город», назвать имена собственные; прочитать текст «В разведке», назвать имена собственные;
VIII. Рефлексия деятельности
Итак, давайте подведём итоги нашей работы.
Поставьте свою отметку за работу на уроке:
раскрасьте «ракету» зелёным цвет, если вам было на занятии интересно и легко;
жёлтым цветом – если вы испытывали затруднения;
красным цветом – если задания показались сложными.
На память о занятии– напутствие от робота.
X. (продолжение рефлексии)
Итак, мы выполнили все задания и можем вернуться домой, на Землю
Физминутка.
« Я – ракета, я,я – ракета,
Я лечу на Землю, я лечу на Землю,
Раз – стыковка, два – стыковка,
А вокруг планеты – Солнце и Луна,
А вокруг планеты – Солнце и Луна»
Приложение 1.
Ответы. Задания «Электронной тетради»
№ 126
Серёжа Васильков
Ириной Ивановной
(в) Мурманске
Серёжа
(о)Гарри Поттере
№ 127
Джоан Роулинг
Что вы можете сказать об этой писательнице?
№ 128
Прочитайте задание.
а | Борис | о | Москва | в | Венера |
р | Петров | д | Украина | е | Марс |
с | Тимофей | ш | Италия | к | Юпитер |
м | Дмитрий | ф | Греция | н | Мурзик |
Рон
№ 129
Игорь Пауков любит пауков.
Никита Морозов не боится морозов.
Коля Цветков сделал букет из цветков.
Петрова Поля возвратилась с поля.
№ 130
Роланда Трюк
Приложение 2.
Маршрутный лист.
«Имена существительные собственные и нарицательные»
| Я,_______________________________________________ (фамилия, имя, отчество) Отправляюсь в космическое путешествие в ракете «_________________» с планеты ___________. | Отлично Хорошо Удовлетворительно |
1 | Электронная тетрадь № 126 | 1._________________ |
2 | Электронная тетрадь № 127 | 2._________________ |
3 | Электронная тетрадь № 128 | 3.________________ |
4 | Электронная тетрадь № 129 | 4.__________________ |
5 | Электронная тетрадь № 130 | 5._________________ |
| Итог Дорогу осилит идущий! | |
6 | Космическая библиотека ------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------ | 6.________________ |
7 | (Хх)удожник (Уу)чёный (Мм)узыкант (Ии)зобретатели (Вв)рач | (Пп)илюлькин (Вв)интик и (Шш)пунтик (Зз)найка (Гг)усля (Тт)юбик | | | | 7._______________ |
8 * | В разведке Первыми в космосе побывали наши друзья – собаки. Учёные послали их в разведку. В ракетах летали (л,Л)айка,(бБ)елянка и (пП)ёстрая, (Бб)елка и (Сс)трелка, (чЧ)ернушка и (зЗ)вёздочка. Собака (Оо)тважная пять раз побывала в космосе. | 8.__________________ |
8 * | Мой город ________________________ - мой город. Он очень красивый. Расположен в окружении озёр - (Л,л)умболка, (К,к)омсомольское, (И,и)мандра и замечательных гор. Самые известные – (Х,х)ибины. Я живу на улице ___________________. Мои друзья - _______________________________________________________________________________________________________________________________________ | 8._______________ |
| Итоги | |
| Б ез ошибок– отлично «5» 1 -2 ошибки – жёлтым – хорошо «4» Более 2 ошибок – красным цветом – «3» | У ченик | Учитель |
| м не было на уроке интересно и легко на уроке испытывал затруднения на уроке все задания были сложными. | |
Приложишь старания – получишь и успех!
Приложение 3
Планеты.
Вывод: практика работы показывает, что своевременно начатый, систематический и четко спланированный коррекционный процесс помогает преодолеть дизорфографию и справиться с освоением школьной программы, а использование программных компьютерных продуктов на логопедических занятиях с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья делает процесс коррекционной работы по преодолению дизорфографий более индивидуализированным и адресным, способствует формированию мотивации к логопедическим занятиям, развитию познавательных процессов, формированию речевого здоровья детей, в целом повышает эффективность коррекционно – развивающей логопедической работы.
14