Использование коррекционно-педагогических технологий
при организации образовательного процесса
в условиях класса интегрированного обучения и воспитания.
XXI век по праву можно считать веком расцвета инновационных технологий, которые активно внедряются в самые разнообразные сферы человеческой деятельности, и образование среди них закономерно становится одной из самых значительных.(Слайд1)
Возросшие требования к технологичности образовательного процесса обусловлены острой потребностью в обязательном предвидении результатов и перспектив развития. Реализация современной цели педагогического процесса — развитие личности ребенка как субъекта собственной стратегии жизни — требует от учителя-дефектолога использования в своей деятельности инновационных педагогических технологий. Важнейшие характеристики ученика как субъекта деятельности — это его самостоятельность, активность, инициативность, проявление творчества в познании, общении, игре и посильном труде. Поэтому проблема овладения современными образовательными технологиями в практике учителя-дефектолога поставлена в один ряд с наиболее актуальными проблемами современного образования.
Обратимся сначала к раскрытию сущности понятия «педагогическая технология». Существуют различные интерпретации понятия: (Слайд 2)
По мнению Беспалько Владимира Павловича педагогическая технология - содержательная техника реализации учебного процесса.
Волков Игорь Павлович преподносил как – описание процесса достижения планируемых результатов обучения.
Монахов Вадим Макариевич описывал педагогическую технологию как продуманную во всех деталях модель современной деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя
Селявко Герман Константинович говорил о системе функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенного на научной основе, запрограммированная во времени и пространстве и приводящая к намеченным результатам.
Педагогическая технология (от греч.— искусство, мастерство, умение) — специальный набор форм, методов, способов, приёмов обучения и воспитательных средств, системно используемых в образовательном процессе, приводящий всегда к достижению прогнозируемого образовательного результата с допустимой нормой отклонения.(Слайд 3).
ПЕРЕЧЕНЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОПФР (Слайд 4)
• Технология саморазвития (Монтессори М.)
• Гуманно-личностная технология (Амоношвили Ш.А.)
• Технология личностно-ориентированного обучения (Якиманская И.С.)
• Технология педагогической поддержки (Газман О.С.)
• Технология уровневой дифференциации (Гузик Н.П.)
• Технология развивающего обучения (Занков Л.В.)
• Технология коммуникативного обучения (Грек Л.В.)
• Технология интерактивного обучения (Кашлев С.С.)
• Информационные технологии
• Проектное обучение
• Проблемное обучение (Дьюи Джон)
• Технология наглядного моделирования
• Технология планирования коррекционной работы (Гладкая В.В.)
• Технология индивидуальной коррекционно-развивающей работы (Калинина Е.М, Пархоменко В.П.)
• Психосберегающие технологии (Пархомович В.Б.)
• Здоровьесберегающие технологии (Ковалько В.И.)
• Игровые технологии
• Технология адаптивного обучения
• Технология дифференциации и индивидуализации обучения
• Технология индивидуального обучения (Т.Л.Лещинская, И.К. Боровская)
• Технологии компенсирующего обучения
Использование коррекционных технологий обеспечивает специальные условия образования, необходимые для каждого учащегося с ОПФР. Коррекционные технологии предполагают использование форм, методов и приемов обучения, которые применяются в работе с учащимися с ОПФР и направлены на исправление или компенсацию нарушений в развитии детей. Используя данные технологии учитель-дефектолог способен обеспечить адекватное полноценное усвоение образовательной программы учеником, имеющим особенности психо-физического развития.
В своей работе я применяю следующие коррекционные педагогические технологии: дифференцированное обучение, обучение в сотрудничестве, игровые технологии, элементы логоритмики, коррекционно-развивающие технологии и информационно-коммуникационные технологии.
Так, благодаря использованию технологии дифференцированного обучения, и, в частности, уровневой дифференциации, у каждого ребенка появляется возможность овладеть знаниями, несмотря на физические или интеллектуальные нарушения. Это делает процесс обучения эффективнее: учитывается индивидуальность ребенка, разрабатывается методика его обучения, позволяющая максимально задействовать его возможности и раскрыть способности. (Слайд 5)
Считаю, что целесообразно применять уровневую дифференциацию при изучении сложных тем или разделов, чаще всего проверочные разноуровневые работы провожу на контроль - обобщающих уроках. Определяю целью то, что ученик должен усвоить в конце раздела и составляю задания (разноуровневые).
Можно также применять и при изучении новой темы. Объяснять материал нужно от сложного к простому, в конце можно определить уровень усвоения материала на уроке.
Анализируя знания обучающихся с применением элементов разноуровневого обучения можно сделать следующие выводы:
o Обучение способствует переводу обучения на дифференцированное, с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
o Повышается рефлексивность (зачем; что делаю; надо осознать) и мотивация учения.
o Повышается уровень удовлетворения или удовлетворенности результатами обучения учителем и учениками.
Индивидуальный план работы с учащимся составляется после тщательной диагностики познавательной деятельности учащегося, его умений и навыков. Результаты диагностики фиксируются в индивидуальной карте психолого-педагогического обследования учащегося.( Слайд 6)
Эффективной является и технология обучения в сотрудничестве. Под сотрудничеством понимается совместная развивающая деятельность взрослых и детей. Смысл обучающего процесса заключается в реализации не от учебного предмета к ребенку, а от ребенка к предмету, от возможностей, которыми располагает ученик. (Слайд 7)
Сотрудничество – деятельность, направленная на развитие ребенка и предполагающая комплексное участие ребенка со взрослым. Важное место в данной деятельности отведено модели «учитель-ученик». Идея сотрудничества проходит через все технологии, так как в центре находится ученик, личность.
Важное место в коррекционных технологиях занимают игровые способы обучения. Практика показывает, что уроки с преобладанием игровых моментов, позволяют сделать учебный процесс интересным, стимулируют появление активного познавательного интереса учащихся с ОПФР. Такие занятия характеризуются особой атмосферой, где присутствуют элементы творчества и свободного выбора. Развивается умение детей работать в группе.(Слайд 8)
Игровые технологии в обучении использовались как эффективный способ передачи информации в целях образования и воспитания детей уже издавна. Это традиционный метод обмена знаниями от старшего поколения к младшему. Как интерактивный, его использовали в народной педагогике.
Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме разных педагогических игр. Педагогическая игра – это вид деятельности, характеризующийся четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, учебно-познавательной направленностью. Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по основным направлениям:(Слайд 9)
дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
учебная деятельность подчиняется правилам игры;
учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:
1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
2) доступность для учащихся данного возраста;
3) умеренность в использовании игр на уроках.
Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:
1) ролевые игры на уроке;
2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);
3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке;
4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного).
Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют воспитанию познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:
1) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников.
Часто использую на уроках русской литературы. Ролевую игру: «Рассказ от имени героя». Ученики должны рассказать произведение от имени героя. Данная ролевая игра позволяет творчески переработать полученную традиционными способами информацию. Кроссворды, крестословицы, чайнворды, головоломки, криптограммы, ребусы помогают развивать мышление и внимание.(Слайд 10, 11)
Особая роль в коррекционных технологиях отводится логоритмике – системе двигательных упражнений, где идет сочетание движений с произнесением специально подобранного речевого материала. (Слайд 12)
Логоритмика - это коррекционная логопедическая ритмика или развитие речи с помощью движений. Является формой активной терапии и представляет собой систему двигательных упражнений, связанных с одновременной речевой активностью.
Впервые особая система занятий по данному направлению была введена Василием Алексеевичем Гиляровским в 1932 году для коррекции заикания у детей.
Применение логоритмических упражнений оказывает укрепляющее воздействие на костно-мышечный аппарат, способствует формированию двигательных умений и навыков, развитию координации движений, ориентировке в пространстве. Логоритмические занятия позволяют развить у детей музыкальный слух, воспитать чувства ритма, которые необходимы для полноценного речевого развития.
Инклюзивное образование детей с ОПФР невозможно и без применения информационных технологий. (Слайд 13)
Информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) — важная часть процесса модернизации образования. ИКТ — это различные устройства и способы обработки информации.
Дефектологическое значение использования компьютерных технологий заключается в реализации основополагающего преимущества таких технологий, в возможности индивидуализации коррекционного обучения в условиях класса интегрированного обучения и воспитания. Все это позволяет предоставить каждому ребенку с ОПФР оптимальных для него объема и скорости усвоения знаний, дает возможность работать продуктивно и самостоятельно, овладеть навыками письменной речи.
Помимо перечисленных, в арсенале учителей-дефектологов имеются и такие коррекционные технологии, как сказкотерапия, музыкотерапия, арттерапия, кинезиотерапия, цветотерапия и т. п. (Слайды 14, 15, 16)
Если внимательно понаблюдать, какими цветными карандашами, фломастерами, красками, цветной бумагой пользуется ребенок в своих играх и рисунках - можно многое узнать о его характере. По мере взросления предпочтительные цвета могут меняться. На их выборе также сказывается текущее настроение ребенка: радость, печаль, творческое вдохновение и агрессивность. И наоборот, рабочая цветовая среда может определять состояние, работоспособность, деловые и коммуникативные качества ребенка и этим можно и нужно пользоваться в качестве положительных стимулов его развития - физического и интеллектуального.
Жёлтый цвет располагает к творчеству, помогает сосредоточиться; фиолетовый – способствует созерцанию ( при длительном воздействии может привести к возникновению угнетённого состояния); красному цвету соответствует функция волевой сенсорики, (может спровоцировать раздражение и агрессию, не стоит им злоупотреблять); зелёный цвет пользуется популярностью у оптимистов, снимает напряжение и успокаивает; коричневый предпочитают замкнутые люди; синий цвет характеризует людей с техническим складом ума (уравновешенные и пунктуальные, способные действовать по чёткому плану); оранжевый- бодрит, снимает усталость, борется с депрессией; розовый - цвет инфантильности и наивности; серый цвет нейтральный, но как правило дети предпочитающие этот цвет послушны, исполнительны и хорошие помощники в быту. (Слайд 17)
Все коррекционно-педагогические технологии направленны на психологическую коррекцию и формирование позитивного мышления, а также снятие стрессовых ситуаций и релаксацию обучающихся с ОПФР. От педагога, работающего с особенными детьми, требуется проводить занятия так, чтобы они осуществлялись как своеобразная система реабилитации, в результате которой ребенок должен приобрести знания и компенсировать нарушение.
Я считаю, что не меньшее значение имеют различные виды педагогической поддержки в усвоении знаний: (Слайд 18)
обучение без принуждения (основанное на интересе, успехе, доверии);
урок как система реабилитации, в результате которой каждый ученик начинает чувствовать и сознавать себя способным действовать разумно, ставить перед собой цели и достигать их;
адаптация содержания, очищение учебного материала от сложных подробностей и излишнего многообразия;
одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
использование ориентировочной основы действий (опорных сигналов);
дополнительные упражнения;
оптимальность темпа с позиции полного усвоения и др.
Коррекционно-развивающие технологии, применяемые мною, содержат в себе сочетание инновационных технологий с традиционными методами и формами обучения, что дает новый эффект в совершенствовании учебного процесса.