Все начинается с малого и любовь к Родине начинается с любви к своей малой Отчизне. «…Подлинное краеведение всегда и краелюбие. Оно воплощает коренные взаимосвязи поколений и близких соседей и во многом определяет представление о месте своего родного «края» в регионе, в России в целом». Таким образом, краеведение лучше других областей знания способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию общественного сознания.
Просмотр содержимого документа
«Использование краеведческого материала на уроках биологии»
«Использование краеведческого материала на уроках биологии»
Все начинается с малого и любовь к Родине начинается с любви к своей малой Отчизне. «…Подлинное краеведение всегда и краелюбие. Оно воплощает коренные взаимосвязи поколений и близких соседей и во многом определяет представление о месте своего родного «края» в регионе, в России в целом». Таким образом, краеведение лучше других областей знания способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию общественного сознания.
Необходимость изучения родного края и использования краеведческого материала в учебно-воспитательной работе получила широкое обоснование в трудах многих великих педагогов, ученых, географов (М. В. Ломоносов, К. Д. Ушинский, Д. Д. Семенов, Н. И. Новиков, Н. Н. Баранский, А. С. Барков, А. В. Даринский, И. С. Матрусов и многие другие). Ещё в XVIII веке Н. И. Новиков в статье "О воспитании и наставлении детей" писал: "Не заставляйте детей ваших из книг или по изустному наставлению учиться тому, что они сами могут видеть, слышать и чувствовать". Таков основной принцип краеведческой работы и на сегодняшний день.
Таким образом, преимуществом внедрение краеведческого подхода в образовательную систему в условиях реализации ФГОС является:
- в процессе краеведческой работы учащиеся самостоятельно усваивают учебный материал и приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания и умения;
- краеведческий аспект в преподавании необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, направленную на изучение края, но и как одно из условий, обеспечивающих обучение на конкретном жизненном материале;
- краеведческий подход способствует формированию российской гражданской идентичности, патриотизма, любви к Отечеству и уважения к своему народу, чувства ответственности и долга перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем, готовности к служению Отечеству в различных видах гражданской и профессиональной деятельности.
Сегодня «воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности личности...» (федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), формулируется в качестве принципа государственной политики, а краеведческое познание родного края является потенциалом для решения задач личностного становления и нравственного развития учащихся.
№ п/п | Тема урока | Краеведческий материал | Этап урока | Прием включения краеведческого материала в урок |
1 Пример | 5 класс «Ботаника – наука о растениях» | Лекарственные растения нашей местности | Применение изученного материала Этап: Развитие функциональной грамотности | Краеведческое дополнение основных вопросов. |
2 Пример | 5 класс «Водная среда обитания организмов» | Животный мир водоемов родного края | Открытие нового знания Этап: Проверка первичного усвоения | Краеведческий материал − основа для изучения темы: в данном случае краеведческий материал логично вписывается в программу и конкретную тему, поэтому на его основе можно провести урок. |
3 Пример | 8 класс «Многообразие пресмыкающихся и их охрана» | Животные Донецкого края: пресмыкающиеся. | Открытие нового знания Этап: Осуществление учебных действий по открытию нового знания. | Краеведческая конкретизация: краеведческий материал конкретизирует, объясняет более глобальные процессы и явления. |