СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование краеведческого материала на уроках биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Все начинается с малого и любовь к Родине начинается с любви к своей малой Отчизне. «…Подлинное краеведение всегда и краелюбие. Оно воплощает коренные взаимосвязи поколений и близких соседей и во многом определяет представление о месте своего родного «края» в регионе, в России в целом». Таким образом, краеведение лучше других областей знания способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию общественного сознания.

Просмотр содержимого документа
«Использование краеведческого материала на уроках биологии»

«Использование краеведческого материала на уроках биологии»

Все начинается с малого и любовь к Родине начинается с любви к своей малой Отчизне. «…Подлинное краеведение всегда и краелюбие. Оно воплощает коренные взаимосвязи поколений и близких соседей и во многом определяет представление о месте своего родного «края» в регионе, в России в целом». Таким образом, краеведение лучше других областей знания способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию общественного сознания.

Необходимость изучения родного края и использования краеведческого материала в учебно-воспитательной работе получила широкое обоснование в трудах многих великих педагогов, ученых, географов (М. В. Ломоносов, К. Д. Ушинский, Д. Д. Семенов, Н. И. Новиков, Н. Н. Баранский, А. С. Барков, А. В. Даринский, И. С. Матрусов и многие другие). Ещё в XVIII веке Н. И. Новиков в статье "О воспитании и наставлении детей" писал: "Не заставляйте детей ваших из книг или по изустному наставлению учиться тому, что они сами могут видеть, слышать и чувствовать". Таков основной принцип краеведческой работы и на сегодняшний день.

Таким образом, преимуществом внедрение краеведческого подхода в образовательную систему в условиях реализации ФГОС является:

- в процессе краеведческой работы учащиеся самостоятельно усваивают учебный материал и приобретают навыки, необходимые в жизни, готовятся к практической деятельности и расширяют общеобразовательные знания и умения;

- краеведческий аспект в преподавании необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, направленную на изучение края, но и как одно из условий, обеспечивающих обучение на конкретном жизненном материале;

- краеведческий подход способствует формированию российской гражданской идентичности, патриотизма, любви к Отечеству и уважения к своему народу, чувства ответственности и долга перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем, готовности к служению Отечеству в различных видах гражданской и профессиональной деятельности.

Сегодня «воспитание взаимоуважения, гражданственности, патриотизма, ответственности личности...» (федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), формулируется в качестве принципа государственной политики, а краеведческое познание родного края является потенциалом для решения задач личностного становления и нравственного развития учащихся.

№ п/п

Тема урока

Краеведческий материал

Этап урока

Прием включения краеведческого материала в урок

1 Пример

5 класс

«Ботаника – наука о растениях»

Лекарственные растения нашей местности

Применение изученного материала

Этап:

Развитие функциональной грамотности

Краеведческое дополнение основных вопросов.

2 Пример

5 класс

«Водная среда обитания организмов»

Животный мир водоемов родного края

Открытие нового знания

Этап:

Проверка первичного усвоения

Краеведческий материал − основа для изучения темы: в данном случае краеведческий материал логично вписывается в программу и конкретную тему, поэтому на его основе можно провести урок.


3 Пример

8 класс

«Многообразие пресмыкающихся и их охрана»

Животные Донецкого края: пресмыкающиеся.

Открытие нового знания

Этап: Осуществление учебных действий по открытию нового знания.

Краеведческая конкретизация: краеведческий материал конкретизирует, объясняет более глобальные процессы и явления.


 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!