СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование «кругов Венна» при сравнении объектов в курсе географии

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

в работе даётся описание метода для сравнения двух географических объектов

Просмотр содержимого документа
«Использование «кругов Венна» при сравнении объектов в курсе географии»

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ «КРУГОВ ВЕННА» ПРИ СРАВНЕНИИ ОБЪЕКТОВ В КУРСЕ ГЕОГРАФИИ


Каждого учителя волнует вопрос об эффективности его уроков, о том, как интереснее их провести. И спасательным кругом в решении этой задачи могут стать универсальные, рассчитанные не на один урок, развивающие методы и приёмы. Универсальные, - те, которые подходят практически для любого предмета, многих тем, для любого этапа урока.

«Всё познается в сравнении» - знакомая и часто произносимая фраза. Она хорошо характеризует суть интересующей нас мыслительной операции. Сравнительная характеристика была и остается одним из очень сильных методов географии.

Метод сравнения – один из основных методов познания окружающего мира. География не исключение. Чтобы легче и лучше понять географические процессы и явления, мы постоянно их сравниваем: что выше, что ниже…, что дальше, что ближе…, что больше, что меньше…, где теплее, где холоднее…, то есть находим черты сходства и различия. Без сравнения сложно приблизится к причинно-следственным связям.

На уроке выявляются два или более понятий, терминов, явлений, которые нужно сравнить. (Сравнивать три понятия значительно сложнее, поэтому для средних классов лучше ограничиться двумя терминами)

Например, сравнить можно глобус и карту, холм и гору, возвышенность и плоскогорье, Восточно-Европейскую и Западно-Сибирскую равнину, горы Крым и Кавказ и т.д.

У сравниваемых объектов должно быть что-то общее. Бессмысленно сравнивать город с рекой, климат с растительностью. Чаще всего сравнивают две территории, иногда город с городом, реку с рекой, две горные системы; можно сравнить и более абстрактные понятия — типы климата, типы почв, типы воспроизводства населения. И в пределах этих понятий нужно брать что-то, имеющее ясно видимые общие черты. 

При выполнении сравнения ребёнок может пользоваться всевозможными источниками информации, анализируя их и отбирая доказательства в пользу того или иного суждения. В конечном итоге, ученик, сравнивая отдельные элементы, должен прийти к какому-то своему мнению.

В нашей практике цель сравнения — научить школьников находить черты сходства и различия у разных географических объектов или явлений, объяснять, чем обусловлены различия, почему у, казалось бы, несхожих объектов и явлений есть черты сходства. Важный вопрос – как оформить подобную работу.

В своей практике я пользуюсь приёмом «круги Венна», который стал активно применяться в рамках технологии развития критического мышления. Впервые прием описан английским ученым Джоном Венном в книге «Символическая логика». Это графический способ, который как раз и используется, когда нужно сравнить два или более понятия, явления, способа, предмета.

Для работы готовятся бланки – листы формата А4 с нарисованными двумя пересекающимися кругами. Общая часть – для записи черт сходства, боковые части – для черт различий. Технически делается очень просто: листу придаётся альбомная ориентация, рисуются две пересекающиеся окружности.

Бланки раздаются обучающимся. Над кругами подписываются названия сравниваемых объектов, в верхнем правом углу – фамилии участников группы. Работа бывает более продуктивной, если она проводится в парах или малых группах.

Ребята заполняют бланки, используя карты атласа (в зависимости от целей, задач, этапа урока и т.д. возможно использование учебника, статистических материалов, таблиц и т.п.) Кроме того, если сравниваются не отдельные аспекты объектов, например, климат двух территорий, а сравнение проводится полное, в соответствии с физико-географической характеристикой, можно воспользоваться типовыми планами.

Затем происходит обсуждение составленных схем, в процессе обсуждения задаются вопросы, дополняются пункты сравнения, делаются выводы.

Конечно, приём сравнения на уроках географии используется часто, и результаты можно фиксировать разными способами, например, в таблице, но заполнение схем с кругами Венна, делает сравнение визуально более понятным для восприятия. Например, как выглядят схема с кругами и таблица, в которых отражено сравнение рельефа Африки и рельефа Австралии

Сравнение в схеме



Сравнение в таблице

Можно заготовить бланки заранее, нарисовав круги вручную или сделать это на компьютере и распечатать. У меня всегда лежит стопка заготовленных бланков. Так как они типовые, использовать можно для любых сравниваемых объектов в любом классе.

Данный методический приём был многократно апробирован на уроках географии в разных классах. Можно смело утверждать, что все они имели положительный результат в повышении продуктивности урока.


Интернет-ресурсы

https://infourok.ru/metodika-formirovaniya-mislitelnoy-operacii-sravnenie-na-urokah-geografii-3014875.html

https://geo.1sept.ru/article.php?ID=200401305

https://nsportal.ru/shkola/geografiya/library/2012/06/30/povyshenie-effektivnosti-urokov-geografii-cherez-ispolzovanie





Ф.И. _________________________________

__________________________________



Особенное

Особенное

ОБЩЕЕ



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!