СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование КСО в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе я делюсь опытом, рассазываю об использовании КСО на уроках и внеурочной деятельности в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Использование КСО в урочной и внеурочной деятельности в начальной школе.»

Использование КСО в урочной и внеурочной деятельности

в начальной школе.


Школа, как социальный институт, должна научить ребенка учиться, сформировать в нем внутреннюю потребность к саморазвитию, самообразованию.

Как это сделать? Ведь дети, которые приходят в школу, очень разные. Как сделать процесс обучения интересным для каждого ребенка, как вызвать и закрепить в нем потребность к процессу познания? Как сделать так, чтобы ребенок «не испугался» того объёма информации, которой он еще не знает, но должен узнать? Как сделать так, чтобы процесс получения знаний не наносил ущерба здоровью? Вопросов «как сделать так, чтобы...» много, а каковы же ответы?

Проработав учителем много лет, я начала искать в педагогической литературе методики, которые позволяли бы усваивать большие объемы информации за относительно короткий промежуток времени, методики, которые позволяли бы эффективно работать над развитием познавательных процессов, сохраняя здоровье ученика. Мне кажется, что мой поиск увенчался успехом.

Впервые я познакомилась с методиками КСО (коллективного способа обучения) ещё в 2000 году и поняла «Вот оно, вот то, что я так долго искала!».

На своих уроках русского языка, математики, литературного чтения, изобразительного искусства и технологии я начала постепенное внедрение методик КСО. Я с уверенностью могу сказать, что методики КСО эффективны, сегодня мне бы хотелось поделиться некоторыми своими наработками в этой области.

Система работы по формированию качеств личности в современном мире, через использование методик КСО

Цель: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, задачам построения гражданского общества на основе принципов толерантности, диалога культур и уважения его многонационального, состава.

Задачи:

  1. Формировать умение работать с разнообразными источниками информации;

  2. Развивать личность обучающихся на основе освоения универсальных учебных действий;

  3. Воспитывать толерантность и эмпатию – понимание и принятие чувств, мыслей, переживаний других людей.

В основе моей системы работы по формированию качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества через использование методик КСО лежат следующие принципы:

  1. Принцип системности – соответствие содержания, принципов и форм деятельности поставленным целям;

  2. Принцип комплексности – использование целого комплекса методик и приемов при организации деятельности обучающихся;

  3. Принцип индивидуальности – учет индивидуальных особенностей учеников при организации деятельности;

  4. Принцип личностно-ориентированности – опора на уже сформированные личностные качества обучающихся (мотивацию, ценностные ориентиры);

  5. Принцип позитивности – позитивная ориентация работы (указывать на то, чего сумел добиться ребенок, а не на то, что у него «западает»);

  6. Принцип гуманистичности – ребенок не пассивный объект воздействия, а активный субъект, вера в способность обучающихся сделать правильный выбор;

  7. Принцип системно-деятельностной организации воспитательно-образовательного процесса – организация урочной и внеурочной деятельности обучающихся.

Формирование качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества через использование методик КСО осуществляю по следующим направлениям:

  1. Организация работы на уроках русского языка, математики, литературного чтении и др с использованием методик КСО;

  2. Применение методик КСО при организации внеурочной деятельности;

  3. Участие в работе организационно-деятельностных игр;

  4. Применение методик КСО в работе с родителями обучающихся.

Содержание деятельности.

На уроках я начинаю применять методики КСО с первого класса. Методик КСО достаточно много. В своей совокупности они позволяют осуществлять:

  1. Изучение и первичное закрепление новых знаний;

  2. Закрепление новых знаний;

  3. Комплексное применение знаний;

  4. Обобщение и систематизацию знаний;

  5. Контроль, проверку и оценку освоения учебного материала.

  • С 2000 года мною апробированы и используются следующие методики КСО: ВД (взаимодиктант), ВОЗ (взаимообмен заданиями), ВОЧП ((взаимообучение чтению, пересказу), методика Ривина, Опрос мнений

  • Оргдиалог

  • ВТ (взаимотренаж)

Методику «Оргдиалог» я использую на уроках так как она позволяет развивать коммуникативно-речевые умения обучающихся.

Методики «Взаимотренаж», «Взаимообмен заданиями» и «Взаимодиктант» наиболее эффективно использовать, на мой взгляд, при проведении уроков повторения и закрепления изученного материала.

На уроках, когда требуется проверить технику чтения, умение пересказывать, выделять главную мысль в прочитанном, отвечать на вопросы, я использую методику «Взаимообучение чтению, пересказу».

При изучении стихов наиболее целесообразно использовать методику Александра Григорьевич Ривина. Она предполагает следующие шаги:

  • обучающиеся выразительно читают текст,

  • анализируют лексику,

  • учат наизусть текст по строфам.

Методика КСО «Опрос мнений» хорошо «работает» при изучении художественного текста. Методика позволяет выявить знание сюжета, развивает умение делать выводы, четко формулировать свою мысль при ответе на вопросы.

В целом же хотелось бы отметить, что для работы в малых группах, можно предлагать ребятам задания различного типа:

  • обсуждение вопросов по содержанию почитанного;

  • лексическую работу;

  • речевую и цитатную характеристику героев;

  • выявление литературно-художественных особенностей текста.

Работа в малых группах позволяет выстраивать на уроке

содержательную коммуникацию, обеспечивает эффективное взаимообучение и проверку сформированности универсальных учебных действий.

Во внеурочной деятельности я тоже применяю методики КСО и считаю, что они «работают» здесь не менее эффективно, чем в урочной деятельности. Так, на мой взгляд, работа в парах сменного состава и в сводных отрядах позволяет вовлечь в обсуждение актуальных проблем, волнующих коллектив, всех ребят. Ни у кого из участников нет возможности «отсидеться». Наиболее эффективны они при обсуждении, вопросов нравственных норм и моральных ценностей. Так, например, у нас проходят классные часы:

  • Как ты понимаешь дружбу?

  • Командир класса. Кто он?

  • Вверх по лестнице успеха! и другие.

На родительских собраниях я иногда провожу оргдеятельностные игры (ОДИ), к участию в которых привлекаются обучающиеся, их родители. Работа идет в деятельностном режиме с использованием методик КСО. Так у нас обсуждались вопросы:

  • Современная школа. Чему учить и как учить?

  • Образ современного ученика.

  • Образ современного учителя.

Учащиеся и их родители всегда откликаются на предложение поучаствовать в ОДИ, активно включаются в процесс работы.

Например, одним из первых родительских собраний, проведенных с использованием методик КСО, стало собрание по теме «Взаимоотношения в семье и их влияние на формирование нравственных качеств детей». Классные собрания, проведенные по этим методикам, заставляют родителей по-другому посмотреть на проблемы воспитания собственных детей и взаимоотношения со школой.

В заключение хотелось бы сказать о преимуществах использования методик КСО.

  • Методики КСО носят общепредметный характер, то есть реализуются на любом предметном содержании;

  • В результате повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления, понимания смысла полученной информации;

  • Развивается память, монологическая и диалогическая речь, актуализируется предшествующий опыт и знания детей;

  • Совершенствуется умение слушать и слышать партнера, культура постановки вопросов;

  • Каждый ученик чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;

  • Повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результат коллективного труда;

  • Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей;

  • Обсуждение информации в ПСС обеспечивает более прочное и качественное усвоение знаний.

  • Методики КСО позволяют познакомиться с большим объёмом информации за относительно короткий промежуток времени;

  • Комфортный микроклимат, создаваемый на уроке с использованием методик КСО, способствует качественному усвоению знаний и сохранению здоровья обучающихся;







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!