СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование лэпбука в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

В условиях реализации ФГОС ДО и требований по созданию специальных условий учителю-логопеду в целях достижения качества образовательных  результатов важно оптимизировать средства обучения и коррекции речевых нарушений. В контексте реализации нашего проекта, важное значение имеет тот факт, что внедрение лэпбука в коррекционно-развивающем процессе открывает принципиально новые возможности для детей с ОНР III уровня, он интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослые и дети.

Просмотр содержимого документа
«Использование лэпбука в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи»

             ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  ПРОЕКТ   Использование лэпбука в коррекционно-логопедической работе  с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи               Выполнила:   Мохнарылова Нина Николаевна,  заместитель заведующей по УВР  МБДОУ «Детский сад №59»  Научный руководитель:  Матафонова Ольга Ивановна,  доцент кафедры ПиКП  ИРО Заб. края к.п.н.

    ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Использование лэпбука в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи    

Выполнила: Мохнарылова Нина Николаевна, заместитель заведующей по УВР МБДОУ «Детский сад №59» Научный руководитель: Матафонова Ольга Ивановна, доцент кафедры ПиКП ИРО Заб. края к.п.н.

АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА  В условиях реализации ФГОС ДО и требований по созданию специальных условий учителю-логопеду в целях достижения качества образовательных результатов важно оптимизировать средства обучения и коррекции речевых нарушений.  Образовательная деятельность дошкольников с ОНР  третьего уровня должна предусматривать грамотное сочетание и целесообразное использование традиционных подходов и нетрадиционных дидактических средств.

АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

В условиях реализации ФГОС ДО и требований по созданию специальных условий учителю-логопеду в целях достижения качества образовательных результатов важно оптимизировать средства обучения и коррекции речевых нарушений.

Образовательная деятельность дошкольников с ОНР третьего уровня должна предусматривать грамотное сочетание и целесообразное использование традиционных подходов и нетрадиционных дидактических средств.

 В контексте реализации нашего проекта, важное значение имеет тот факт, что внедрение лэпбука в коррекционно-развивающем процессе открывает принципиально новые возможности для детей с ОНР III уровня, он интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослые и дети.

В контексте реализации нашего проекта, важное значение имеет тот факт, что внедрение лэпбука в коррекционно-развивающем процессе открывает принципиально новые возможности для детей с ОНР III уровня, он интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослые и дети.

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ ПРОЕКТА

Проект планируется реализовать на базе МБДОУ «Детский сад № 59», реализующего ФГОС ДО;

Проект ориентирован на воспитанников ДОУ №59 с ОНР третьего уровня и их родители (законные представители):

1 ребенок – ЗПР, микроцефалия, повторение звуков, слогов; перестановка звуков, пропуски, замена и искажение сложных звуков, звуко-буквенный анализ на низком уровне, последовательность слогов и их количество в памяти не удерживается, зукопроизношение - Ш, Ж=С, отсутствуют звуки: р, н, х, ц.;

2 ребенок – Диагноз ДЦП, речь на уровне лепетной, отдельные звуки, слоги, перестановка слогов, звуков, пропуски звуков, звуко-буквенный анализ на низком уровне, фонематическое восприятие не сформированно, отсутствуют звуки: в, г, е, п, р, ф; замена звуков Ч, Щ=Т, Ш=С, С=Ц.

1 ребенок – ЗПР, пассивный словарь шире активного, активный состоит из обиходных диалектных слов, симантическая сторона речи развита слабо. Навыкам словообразования не владеет, словоизменения - владеет слабо, выделяет гласный, заданный из ряда, правильно повторяет слова - паронимы, последовательность слов не удерживает, произношение сонорных нарушено.

.

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОЕКТА   Проблема резкого снижения уровня речевого развития дошкольников в соответствии с возрастными особенностями стала актуальной в последние годы. Данной проблемой занимались ведущие учёные в области логопедии: Л. Н. Ефименкова, Н. С. Жукова, Р. Е. Левина, С. А. Миронова, С. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, Г.В.Чиркина, Н.В.Нищева и др. В связи с этим актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы дошкольного образования и существующими противоречиями между: - ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ; - необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и необходимостью поиска новых путей взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению;

ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОЕКТА

Проблема резкого снижения уровня речевого развития дошкольников в соответствии с возрастными особенностями стала актуальной в последние годы. Данной проблемой занимались ведущие учёные в области логопедии: Л. Н. Ефименкова, Н. С. Жукова, Р. Е. Левина, С. А. Миронова, С. Ф. Спирова, Т. Б. Филичева, Г.В.Чиркина, Н.В.Нищева и др. В связи с этим актуальность и востребованность проекта определяются реальными потребностями системы дошкольного образования и существующими противоречиями между:

- ростом количества детей с речевыми нарушениями и отсутствием возможности оказания коррекционно-логопедической помощи всем нуждающимся в условиях ДОУ;

- необходимостью участия родителей в коррекционно-логопедическом процессе и необходимостью поиска новых путей взаимодействия образовательного учреждения и семьи по данному направлению;

- использованием нетрадиционных форм в работе между учителем-логопедом с родителями детей с ОНР III уровня.  Таким образом, возникла необходимость создания практико-ориентированного проекта « Использование лэпбука в коррекционно-логопедической работе  с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи » направленного на решение актуальной проблемы повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей с ОНР III уровня в условиях МБДОУ № 59.

- использованием нетрадиционных форм в работе между учителем-логопедом с родителями детей с ОНР III уровня.

Таким образом, возникла необходимость создания практико-ориентированного проекта « Использование лэпбука в коррекционно-логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи » направленного на решение актуальной проблемы повышения компетентности родителей в вопросах речевого развития детей с ОНР III уровня в условиях МБДОУ № 59.

 Цель: разработка дидактических средств, способствующих эффективной коррекционной работе с дошкольниками ОНР третьего уровня    

Цель: разработка дидактических средств, способствующих эффективной коррекционной работе с дошкольниками ОНР третьего уровня  

 ЗАДАЧИ ПРОЕКТА    1.Провести обзор традиционных дидактических средств, используемых в коррекционно-логопедической работе 2.Выделить особенности лэпбука, содействующего коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста  с ОНР третьего уровня 3. Создать дидактический лэпбук для тематического раздела «Занимательная речь. Звук Р». 4. Закрепить работу лэпбука в коррекционно- речевой деятельности с детьми с ОНР третьего уровня. 5. Обобщить опыт и подготовить рекомендации по использованию лэпбуков в коррекционно-речевой работе с детьми дошкольного возраста (ОНР третьего уровня)  

ЗАДАЧИ ПРОЕКТА  

1.Провести обзор традиционных дидактических средств, используемых в коррекционно-логопедической работе

2.Выделить особенности лэпбука, содействующего коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ОНР третьего уровня

3. Создать дидактический лэпбук для тематического раздела «Занимательная речь. Звук Р».

4. Закрепить работу лэпбука в коррекционно- речевой деятельности с детьми с ОНР третьего уровня.

5. Обобщить опыт и подготовить рекомендации по использованию лэпбуков в коррекционно-речевой работе с детьми дошкольного возраста (ОНР третьего уровня)

 

РАЗРАБОТКА ЛЭПБУКА 1. Выполнение схематического изображения конструкции модели лэпбука. 2. Определение и моделирования внутренних объектов, а также зонирования внутреннего пространства. 3. Выбор и определение материалов и текстур лэпбука. 4. Подборка информационного материала для заполнения объектов внутреннего пространства лэпбука. 5. Этапы выполнения лэпбука .

РАЗРАБОТКА ЛЭПБУКА

1. Выполнение схематического изображения конструкции модели лэпбука.

2. Определение и моделирования внутренних объектов, а также зонирования внутреннего пространства.

3. Выбор и определение материалов и текстур лэпбука.

4. Подборка информационного материала для заполнения объектов внутреннего пространства лэпбука.

5. Этапы выполнения лэпбука .

Сделай букву сам Собери пазлы Порычим Игры со словами Скороговорки Модель лэпбука Предметы в названии которых встречается звук [Р] Игра «Логопедическая улитка» картинка Артикуляционная гимнастика Веселый паровозик Чистоговорки Большой-маленький Все о звуке Веселые человечки (запомни-повтори) Веселые ребусы

Сделай букву сам

Собери пазлы

Порычим

Игры со словами

Скороговорки

Модель лэпбука

Предметы в названии которых встречается звук [Р]

Игра «Логопедическая улитка»

картинка

Артикуляционная гимнастика

Веселый паровозик

Чистоговорки

Большой-маленький

Все о звуке

Веселые человечки

(запомни-повтори)

Веселые

ребусы

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА  1. Использование дидактических средств в логопедической коррекции при ОНР третьего уровня 1.1. Современные научные представления об общем недоразвитии речи. Характеристика ОНР третьего уровня 1.2. Обзор традиционных средств коррекционно-логопедической работы 1.3. Лэпбук – как средство обучения в условиях ФГОС ДО 2. Практические основы разработки лэпбука как дидактического комплекса для коррекции ОНР III уровня в условиях ДОУ№ 59 2.1. Особенности создания и использования лэпбуков в коррекционно-развивающем процессе с детьми дошкольного возраста по речевому развитию 2.2. Использование дидактического комплекса лэпбук «Занимательная речь. Звук «Р»» для коррекции ОНР III уровня в условиях  ДОУ № 59 2.3. Разработка рекомендаций для родителей и педагогов по использованию лэпбука в коррекционно-речевой работе с детьми дошкольного возраста.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

1. Использование дидактических средств в логопедической коррекции при ОНР третьего уровня

1.1. Современные научные представления об общем недоразвитии речи. Характеристика ОНР третьего уровня

1.2. Обзор традиционных средств коррекционно-логопедической работы

1.3. Лэпбук – как средство обучения в условиях ФГОС ДО

2. Практические основы разработки лэпбука как дидактического комплекса для коррекции ОНР III уровня в условиях ДОУ№ 59

2.1. Особенности создания и использования лэпбуков в коррекционно-развивающем процессе с детьми дошкольного возраста по речевому развитию

2.2. Использование дидактического комплекса лэпбук «Занимательная речь. Звук «Р»» для коррекции ОНР III уровня в условиях ДОУ № 59

2.3. Разработка рекомендаций для родителей и педагогов по использованию лэпбука в коррекционно-речевой работе с детьми дошкольного возраста.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА Технология логопедического обследования. Технология логопедического массажа. Технология дифференцированного обучения. Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи. Технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи. Технология развития интонационной стороны речи. Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи. Технология развития лексико-грамматической стороны речи. Игровые технологии. Здоровьесберегающие технологии.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА

Технология логопедического обследования.

Технология логопедического массажа.

Технология дифференцированного обучения.

Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.

Технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи.

Технология развития интонационной стороны речи.

Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи.

Технология развития лексико-грамматической стороны речи.

Игровые технологии.

Здоровьесберегающие технологии.

АНАЛИЗ РЕСУРСОВ ПРОЕКТА Для данного проекта определены следующие ресурсы: Кадровы е: педагоги образовательной организации (учителя-логопеды, специалисты, педагоги дополнительного образования, воспитатели), родители (законные представители) воспитанников. Материально-технически е: логопедический кабинет, кабинеты специалистов, компьютерное оборудование образовательной организации; расходные материалы; связь и коммуникации. Информационные : программные средства, интернет-ресурсы; электронные образовательные ресурсы по направлению деятельности. Финансовые : бюджетное финансирование ОО; средства пожертвований родителей (законных представителей).

АНАЛИЗ РЕСУРСОВ ПРОЕКТА

Для данного проекта определены следующие ресурсы:

Кадровы е: педагоги образовательной организации (учителя-логопеды, специалисты, педагоги дополнительного образования, воспитатели), родители (законные представители) воспитанников.

Материально-технически е: логопедический кабинет, кабинеты специалистов, компьютерное оборудование образовательной организации; расходные материалы; связь и коммуникации.

Информационные : программные средства, интернет-ресурсы; электронные образовательные ресурсы по направлению деятельности.

Финансовые : бюджетное финансирование ОО; средства пожертвований родителей (законных представителей).

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Организационный (сентябрь-декабрь 2018г.) - Разработка плана реализации проекта, разработка и подбор электронных ресурсов для логопедической работы с воспитанниками с нарушением речи, а также создание условий для подготовки лэпбука. Основной (январь - март 2019г.) - Апробация в коррекционном процессе дидактического комплекса - лэпбук по логопедической работе с воспитанниками с ОНР III уровня. Обобщающий (апрель-май 2019г.) - Обобщение и распространения опыта разработки лэпбука для работы в группе дошкольников с ОНР III уровня

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Организационный (сентябрь-декабрь 2018г.)

- Разработка плана реализации проекта, разработка и подбор электронных ресурсов для логопедической работы с воспитанниками с нарушением речи, а также создание условий для подготовки лэпбука.

Основной (январь - март 2019г.)

- Апробация в коррекционном процессе дидактического комплекса - лэпбук по логопедической работе с воспитанниками с ОНР III уровня.

Обобщающий (апрель-май 2019г.)

- Обобщение и распространения опыта разработки лэпбука для работы в группе дошкольников с ОНР III уровня

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА - проведен небольшой обзор традиционных средств коррекционно-логопедической работы; - определены особенности создания и использования лэпбука в коррекционно-развивающем процессе с детьми с ОНР третьего уровня; - создан дидактический лэпбук совместно с родителями и детьми по коррекции ОНР третьего уровня; -  проверена эффективность лэпбука в коррекционно- речевой работе; - разработаны рекомендации (30% готовности) по использованию лэпбуков в коррекционно-речевой работе с детьми дошкольного возраста.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

- проведен небольшой обзор традиционных средств коррекционно-логопедической работы;

- определены особенности создания и использования лэпбука в коррекционно-развивающем процессе с детьми с ОНР третьего уровня;

- создан дидактический лэпбук совместно с родителями и детьми по коррекции ОНР третьего уровня;

-  проверена эффективность лэпбука в коррекционно- речевой работе;

- разработаны рекомендации (30% готовности) по использованию лэпбуков в коррекционно-речевой работе с детьми дошкольного возраста.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ БАЗА ПРОЕКТА  Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с общим недоразвитием речи с 3 до 7 лет, автор Нищева Н. В.: Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи; Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи; для диагностики используются альбомы Н. В. Верещагиной.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ БАЗА ПРОЕКТА

Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с общим недоразвитием речи с 3 до 7 лет, автор Нищева Н. В.:

  • Речевая карта ребенка с общим недоразвитием речи;
  • Картинный материал к речевой карте ребенка с общим недоразвитием речи;
  • для диагностики используются альбомы Н. В. Верещагиной.
СОЦИАЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА Реализация проекта позволит: 1. Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов в вопросах использования современных дидактических средств обучения, обеспечивающих достижение результатов логопедической работы с воспитанниками дошкольного возраста. 2. Рекомендовать лэпбук в логопедической работе с дошкольниками с ОНР третьего уровня как самостоятельного дидактического средства в других образовательных организациях города Читы, реализующим адаптированные образовательные программы. 3. Объединить усилия по развитию речи детей и родителей в совместный с логопедом коррекционный процесс, создать атмосферу общности интересов.

СОЦИАЛЬНЫЕ ЭФФЕКТЫ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Реализация проекта позволит:

1. Повысить уровень профессиональной компетенции педагогов в вопросах использования современных дидактических средств обучения, обеспечивающих достижение результатов логопедической работы с воспитанниками дошкольного возраста.

2. Рекомендовать лэпбук в логопедической работе с дошкольниками с ОНР третьего уровня как самостоятельного дидактического средства в других образовательных организациях города Читы, реализующим адаптированные образовательные программы.

3. Объединить усилия по развитию речи детей и родителей в совместный с логопедом коррекционный процесс, создать атмосферу общности интересов.

АНАЛИЗ УСТОЙЧИВОСТИ ПРОЕКТА Риски Меры по минимизации рисков Отсутствие заинтересованности, недостаточная готовность и формальное отношение воспитанников, родителей (законных представителей) к реализации проекта. Презентация проекта. Разъяснение цели, задач, ожидаемых результатов проекта.   Дефицит времени, необходимого на создание лэпбука. Тщательное продумывание структуры лэпбука, разделение между участниками проекта поиска нужной информации. Неудовлетворенность результатами работы воспитанниками, родителями. Информационно-разъяснительная работа.

АНАЛИЗ УСТОЙЧИВОСТИ ПРОЕКТА

Риски

Меры по минимизации рисков

Отсутствие заинтересованности, недостаточная готовность и формальное отношение воспитанников, родителей (законных представителей) к реализации проекта.

Презентация проекта. Разъяснение цели, задач, ожидаемых результатов проекта.

 

Дефицит времени, необходимого на создание лэпбука.

Тщательное продумывание структуры лэпбука, разделение между участниками проекта поиска нужной информации.

Неудовлетворенность результатами работы воспитанниками, родителями.

Информационно-разъяснительная работа.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА 1.Разработка и реализация в логопедической работе с воспитанниками с общим недоразвитии речи третьего уровня - лэпбуков, как современных средств обучения. 2. Привлечение родителей (законных представителей) к изготовлению лэпбуков, а также повышения уровня знаний родителей в использовании данного дидактического пособия. 3. Материал в виде дидактического комплекса -лэпбуков (методический конструктор) по развитию всех компонентов речевой системы может быть полезен, как отличный способ для повторения пройденного материала родителям, педагогам ДОУ, учителям-логопедам, воспитанникам в различных игровых ситуациях при постановке и автоматизации звуков, развитии функций фонематического анализа и синтеза, слоговой структуры слов, формировании грамматических категорий и развитии связной речи.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА

1.Разработка и реализация в логопедической работе с воспитанниками с общим недоразвитии речи третьего уровня - лэпбуков, как современных средств обучения.

2. Привлечение родителей (законных представителей) к изготовлению лэпбуков, а также повышения уровня знаний родителей в использовании данного дидактического пособия.

3. Материал в виде дидактического комплекса -лэпбуков (методический конструктор) по развитию всех компонентов речевой системы может быть полезен, как отличный способ для повторения пройденного материала родителям, педагогам ДОУ, учителям-логопедам, воспитанникам в различных игровых ситуациях при постановке и автоматизации звуков, развитии функций фонематического анализа и синтеза, слоговой структуры слов, формировании грамматических категорий и развитии связной речи.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!