СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование личностно-ориентированных технологий и технологий сотрудничества на уроках биологии в условиях реализации ФГОС ООО

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Личностно-ориентированные технологии, как особый тип образовательного процесса

Просмотр содержимого документа
«Использование личностно-ориентированных технологий и технологий сотрудничества на уроках биологии в условиях реализации ФГОС ООО»

  Использование личностно-ориентированных технологий и технологий сотрудничества на уроках биологии  в условиях реализации ФГОС ООО

Использование личностно-ориентированных технологий и технологий сотрудничества на уроках биологии в условиях реализации ФГОС ООО

«Учение может стать для детей интересным, увлекательным делом, если оно озаряется ярким светом мысли, чувств, красоты, творчества».  Сухомлинский В.А.

«Учение может стать для детей интересным, увлекательным делом, если оно озаряется ярким светом мысли, чувств, красоты, творчества».

Сухомлинский В.А.

 Личностно-ориентированные технологии, как особый тип образовательного процесса, характеризуются: -  гуманистической и психотерапевтической направленностью, -  личность учителя и личность ученика выступают субъектами образовательного процесса, -  целью образования является разностороннее, свободное и творческое развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости, -  учитываются ценностные ориентации ребенка, -  процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учетом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих  стратегий учащихся,  -отношения учитель — ученик построены на принципах    сотрудничества и свободы выбора.

Личностно-ориентированные технологии, как особый тип образовательного процесса, характеризуются:

  • - гуманистической и психотерапевтической направленностью,
  • - личность учителя и личность ученика выступают субъектами образовательного процесса,
  • - целью образования является разностороннее, свободное и творческое развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости,
  • - учитываются ценностные ориентации ребенка,
  • - процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учетом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий учащихся,
  • -отношения учитель — ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора.
 Педагог сегодня должен не столько учить, сколько понимать и чувствовать как ребенок учится, пробуждать удовольствие от процесса учения. Это и есть основная задача личностно-ориентированной, здоровьесберегающей педагогики.

Педагог сегодня должен не столько учить, сколько понимать и чувствовать как ребенок учится, пробуждать удовольствие от процесса учения.

Это и есть основная задача личностно-ориентированной, здоровьесберегающей педагогики.

 Что же такое личностно - ориентированный подход?  Это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать     процессы самопознания,    самореализации   личности ребёнка.

Что же такое личностно - ориентированный подход? Это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самореализации личности ребёнка.

Эффективность уроков будет наибольшей, если теоретические знания, полученные на уроке, будут реализованы в практической деятельности ученика или же теоретические познания будут достигаться в ходе собственных исследований. Исследовательская деятельность учащихся в курсе изучения биологии направлена на развитие у учащихся навыков самостоятельной работы, умение ставить эксперимент, вести наблюдение, обрабатывать результаты, делать выводы.
  • Эффективность уроков будет наибольшей, если теоретические знания, полученные на уроке, будут реализованы в практической деятельности ученика или же теоретические познания будут достигаться в ходе собственных исследований.
  • Исследовательская деятельность учащихся в курсе изучения биологии направлена на развитие у учащихся навыков самостоятельной работы, умение ставить эксперимент, вести наблюдение, обрабатывать результаты, делать выводы.
Актуальность В связи с социально-экономическими изменениями в современном обществе возникла потребность в активных, деятельных людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым и жизненным условиям, обладающими качественными знаниями, способными к саморазвитию и творческому профессиональному труду. Изменился запрос общества с пассивной личности - на социализированного, уверенного в своей успешности  выпускника, способного достигать высоких  результатов в профессиональной  деятельности.

Актуальность

В связи с социально-экономическими изменениями в современном обществе возникла потребность в активных, деятельных людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым и жизненным условиям, обладающими качественными знаниями, способными к саморазвитию и творческому профессиональному труду.

Изменился запрос общества с пассивной личности - на социализированного, уверенного в своей успешности

выпускника, способного достигать высоких

результатов в профессиональной

деятельности.

 В рамках личностно-ориентированного обучения как самостоятельные технологии можно выделить: разноуровневое обучение, коллективное взаимообучение, модульное обучение, технологию проектного метода, игровые и информационно-       коммуникационные технологии,  технологию сотрудничества.

В рамках личностно-ориентированного обучения как самостоятельные технологии можно выделить:

  • разноуровневое обучение,
  • коллективное взаимообучение,
  • модульное обучение,
  • технологию проектного метода,
  • игровые и информационно- коммуникационные технологии,
  • технологию сотрудничества.
Разноуровневое обучение  Приемы опроса учащихся  Прием 1.  Солидарный опрос Ученик, вызванный к доске, не может справиться с заданием. Обращаюсь к классу с вопросом: Кто может выполнить это задание? Затем из числа желающих выбираю наиболее предпочтительного (того, кто находится в хороших отношениях с отвечающим), и предлагаю ему шёпотом помочь  товарищу и научить его так, чтобы тот  мог сам выполнить задание.

Разноуровневое обучение Приемы опроса учащихся

Прием 1.  Солидарный опрос

  • Ученик, вызванный к доске, не может справиться с заданием. Обращаюсь к классу с вопросом: Кто может выполнить это задание? Затем из числа желающих выбираю наиболее предпочтительного (того, кто находится в хороших отношениях с отвечающим), и предлагаю ему шёпотом помочь товарищу и научить его так, чтобы тот мог сам выполнить задание.
Прием 2.  Взаимоопрос . Три ученика, подготовленные провести опрос тех, кто хотел бы ответить на

Прием 2.  Взаимоопрос .

  • Три ученика, подготовленные провести опрос тех, кто хотел бы ответить на "5”, на "4” и на "3”, садятся каждый на свой ряд и приглашают желающих. Если ученик записался в группу, где он быстро ответил на вопросы и получил "3”, он может мигрировать в группу более высокого качества и попытать счастья там.
Прием 3.   Тихий опрос Беседа с одним или несколькими учениками происходит полушёпотом, в то время как класс занят другим делом, которое предложил учитель.

Прием 3.   Тихий опрос

  • Беседа с одним или несколькими учениками происходит полушёпотом, в то время как класс занят другим делом, которое предложил учитель.
Приемы подачи домашнего задания Прием 1.  Два уровня домашнего задания  Одновременно задаю домашнее задание двух уровней Первый уровень  – обязательный минимум. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику. Второй уровень   – творческое задание. Обычно  оно выполняется на добровольных началах и    стимулируется высокой оценкой и    похвалой.    .

Приемы подачи домашнего задания

Прием 1.  Два уровня домашнего задания

Одновременно задаю домашнее задание двух уровней

  • Первый уровень  – обязательный минимум. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику.
  • Второй уровень   – творческое задание. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется высокой оценкой и похвалой. .
 Основная цель уроков игровой педагогической технологии –  создание условий для проявления познавательной активности учеников.  Наиболее приемлемая для реализации таких задач форма урока – беседа с элементами проблемно-поискового подхода, переходящая в дискуссию.

Основная цель уроков игровой педагогической технологии

создание условий для проявления познавательной активности учеников.

Наиболее приемлемая для реализации таких задач форма урока – беседа с элементами проблемно-поискового подхода, переходящая в дискуссию.

Использование креативных заданий в игровых ситуациях пополняет опыт творческой деятельности учащихся. Ученики изобретают, исследуют, сочиняют, создают новый для себя образовательный продукт, а, значит, развивают способности и реализуют личностный творческий потенциал.  Например, метод эвристических вопросов :  (Придумайте 3 вопроса о пчелах, используя слова: зачем? почему? сравни),  метод эвристического исследования  (Почему мы так говорим: как рыба в воде; нем, как рыба.) Вопрос: Верно ли это с биологической точки зрения?),       метод образного видения   (Опишите эвглену зеленую)
  • Использование креативных заданий в игровых ситуациях пополняет опыт творческой деятельности учащихся. Ученики изобретают, исследуют, сочиняют, создают новый для себя образовательный продукт, а, значит, развивают способности и реализуют личностный творческий потенциал. Например, метод эвристических вопросов : (Придумайте 3 вопроса о пчелах, используя слова: зачем? почему? сравни), метод эвристического исследования (Почему мы так говорим: как рыба в воде; нем, как рыба.) Вопрос: Верно ли это с биологической точки зрения?), метод образного видения (Опишите эвглену зеленую)
 ЭТАПЫ УРОКА Актуализация Мотивация и целеполагание Изучение нового материала Отработка умений и навыков Подведение итогов урока

ЭТАПЫ УРОКА

  • Актуализация
  • Мотивация и целеполагание
  • Изучение нового материала
  • Отработка умений и навыков
  • Подведение итогов урока
Актуализация  На личностно- ориентированном уроке актуализируются  не   знания, полученные на других уроках,  а жизненный опыт учащихся  Например: при изучении класса земноводные спрашиваю:  «Вы брали когда-нибудь в руки лягушку? Правда ли, что потом появляются    бородавки?  Какие ваши ощущения?»
  • Актуализация

На личностно- ориентированном уроке актуализируются не   знания, полученные на других уроках, а жизненный опыт учащихся

Например: при изучении класса земноводные спрашиваю:

«Вы брали когда-нибудь в руки лягушку? Правда ли, что потом появляются бородавки?

Какие ваши ощущения?»

  Или при изучении темы «Первая помощь при повреждениях  опорно-двигательной системы» спрашиваю: «У кого был вывих (растяжение связок, переломы), расскажите, что вы чувствовали и что вы делали до приезда врачей?»

Или при изучении темы «Первая помощь при повреждениях опорно-двигательной системы» спрашиваю: «У кого был вывих (растяжение связок, переломы), расскажите, что вы чувствовали и что вы делали до приезда врачей?»

Мотивация и целеполагание  при личностно ориентированном подходе учитель должен постараться создать условия для самомотивации школьниками собственной деятельности
  • Мотивация и целеполагание

при личностно ориентированном подходе учитель должен постараться создать условия для самомотивации школьниками собственной деятельности

Приемы мотивации Парадоксальные факты Создание проблемной ситуации Анализ жизненной ситуации Использование произведений искусства Справедливы ли с биологической точки зрения поговорки Найди в тексте ошибку  Экскурсия в историю  Изречения знаменитых людей

Приемы мотивации

  • Парадоксальные факты
  • Создание проблемной ситуации
  • Анализ жизненной ситуации
  • Использование произведений искусства
  • Справедливы ли с биологической точки зрения поговорки
  • Найди в тексте ошибку
  • Экскурсия в историю
  • Изречения знаменитых людей
 3.Использование произведений искусства

3.Использование произведений искусства

 4. Экскурсия в историю  Одна знатная дама , узнав об исследованиях учеными процесса фотосинтеза, приказала поставить в свою спальню много растений. Проснувшись на следующий день, она ощутила головную боль. В чем была ее ошибка?  (При изучении фотосинтеза и  дыхания растений)

4. Экскурсия в историю

Одна знатная дама , узнав об исследованиях учеными процесса фотосинтеза, приказала поставить в свою спальню много растений. Проснувшись на следующий день, она ощутила головную боль. В чем была ее ошибка?

(При изучении фотосинтеза и дыхания растений)

Изучение нового материала На личностно-ориентированном уроке учитель создает условия для усвоения  образовательного стандарта,  учитывая индивидуальные особенности учеников,  а для развития познавательной активности по ходу изучения нового материала задает вопросы,  на которые ученики самостоятельно найдут ответы, если  захотят  (ситуация выбора!)
  • Изучение нового материала

На личностно-ориентированном уроке учитель создает условия для усвоения образовательного стандарта,

учитывая индивидуальные особенности учеников, а для развития познавательной активности по ходу изучения нового материала задает вопросы, на которые ученики самостоятельно найдут ответы, если захотят (ситуация выбора!)

Мнемонические приемы в процессе изучения биологии  Мнемоте́хника       — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих    запоминание    нужной информации и увеличивающих объём    памяти     путём       образования    ассоциаций    (связей)

Мнемонические приемы в процессе изучения биологии

Мнемоте́хника       — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих    запоминание    нужной информации и увеличивающих объём    памяти     путём образования    ассоциаций (связей)

Таксоны у растений : Ц  ирк- о  громный   к  упол   п  естрый,  С  ловно    р  адугой    в  ознесся .  Ц   – царство ,  О   – отдел,  К   – класс,   П   – порядок,  С  - семейство,  Р   – род ,   В   – вид.

Таксоны у растений :

  • Ц  ирк- о  громный   к  упол   п  естрый,  С  ловно    р  адугой    в  ознесся .
  • Ц   – царство ,
  • О   – отдел,
  • К   – класс, 
  • П   – порядок,
  • С  - семейство,
  • Р   – род , 
  • В   – вид.
Дидактический синквейн 1 строка  —тема синквейна, заключает в себе одно слово,которое обозначает объект, о котором пойдет речь. 2 строка  —два слова, они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне объекта. 3 строка  —образована тремя глаголами , описывающими характерные свойства объекта. 4 строка  —фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора к объекту.  5 строка  —одно слово—резюме,   характеризующее суть объекта.

Дидактический синквейн

  • 1 строка  —тема синквейна, заключает в себе одно слово,которое обозначает объект, о котором пойдет речь.
  • 2 строка  —два слова, они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне объекта.
  • 3 строка  —образована тремя глаголами , описывающими характерные свойства объекта.
  • 4 строка  —фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора к объекту.
  • 5 строка  —одно слово—резюме, характеризующее суть объекта.
Использование таких приемов на уроках позволяет повышать активность детей на уроках, приобретаются навыки самоорганизации, развивается познавательная деятельность у учащихся и интерес к предмету, формируется позитивное отношение к     школе, учителям, предмету,  повышается качество образования

Использование таких приемов на уроках позволяет

  • повышать активность детей на уроках,
  • приобретаются навыки самоорганизации,
  • развивается познавательная деятельность у учащихся и интерес к предмету,
  • формируется позитивное отношение к школе, учителям, предмету,
  • повышается качество образования
Школа должна выпускать успешных и социально-адаптированных учеников, которые смогут найти себя в жизни

Школа должна выпускать успешных и социально-адаптированных учеников, которые смогут найти себя в жизни

Желаю всем удачи, творчества в работе, благодарных учеников!  Спасибо!

Желаю всем удачи, творчества в работе, благодарных учеников! Спасибо!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!