Использование личностно-ориентированных технологий и технологий сотрудничества на уроках биологии в условиях реализации ФГОС ООО
«Учение может стать для детей интересным, увлекательным делом, если оно озаряется ярким светом мысли, чувств, красоты, творчества».
Сухомлинский В.А.
Личностно-ориентированные технологии, как особый тип образовательного процесса, характеризуются:
- - гуманистической и психотерапевтической направленностью,
- - личность учителя и личность ученика выступают субъектами образовательного процесса,
- - целью образования является разностороннее, свободное и творческое развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости,
- - учитываются ценностные ориентации ребенка,
- - процессы обучения и учения взаимно согласовываются с учетом механизмов познания, особенностей мыслительных и поведенческих стратегий учащихся,
- -отношения учитель — ученик построены на принципах сотрудничества и свободы выбора.
Педагог сегодня должен не столько учить, сколько понимать и чувствовать как ребенок учится, пробуждать удовольствие от процесса учения.
Это и есть основная задача личностно-ориентированной, здоровьесберегающей педагогики.
Что же такое личностно - ориентированный подход? Это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самореализации личности ребёнка.
- Эффективность уроков будет наибольшей, если теоретические знания, полученные на уроке, будут реализованы в практической деятельности ученика или же теоретические познания будут достигаться в ходе собственных исследований.
- Исследовательская деятельность учащихся в курсе изучения биологии направлена на развитие у учащихся навыков самостоятельной работы, умение ставить эксперимент, вести наблюдение, обрабатывать результаты, делать выводы.
Актуальность
В связи с социально-экономическими изменениями в современном обществе возникла потребность в активных, деятельных людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым и жизненным условиям, обладающими качественными знаниями, способными к саморазвитию и творческому профессиональному труду.
Изменился запрос общества с пассивной личности - на социализированного, уверенного в своей успешности
выпускника, способного достигать высоких
результатов в профессиональной
деятельности.
В рамках личностно-ориентированного обучения как самостоятельные технологии можно выделить:
- разноуровневое обучение,
- коллективное взаимообучение,
- модульное обучение,
- технологию проектного метода,
- игровые и информационно- коммуникационные технологии,
- технологию сотрудничества.
Разноуровневое обучение Приемы опроса учащихся
Прием 1. Солидарный опрос
- Ученик, вызванный к доске, не может справиться с заданием. Обращаюсь к классу с вопросом: Кто может выполнить это задание? Затем из числа желающих выбираю наиболее предпочтительного (того, кто находится в хороших отношениях с отвечающим), и предлагаю ему шёпотом помочь товарищу и научить его так, чтобы тот мог сам выполнить задание.
Прием 2. Взаимоопрос .
- Три ученика, подготовленные провести опрос тех, кто хотел бы ответить на "5”, на "4” и на "3”, садятся каждый на свой ряд и приглашают желающих. Если ученик записался в группу, где он быстро ответил на вопросы и получил "3”, он может мигрировать в группу более высокого качества и попытать счастья там.
Прием 3. Тихий опрос
- Беседа с одним или несколькими учениками происходит полушёпотом, в то время как класс занят другим делом, которое предложил учитель.
Приемы подачи домашнего задания
Прием 1. Два уровня домашнего задания
Одновременно задаю домашнее задание двух уровней
- Первый уровень – обязательный минимум. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику.
- Второй уровень – творческое задание. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется высокой оценкой и похвалой. .
Основная цель уроков игровой педагогической технологии –
создание условий для проявления познавательной активности учеников.
Наиболее приемлемая для реализации таких задач форма урока – беседа с элементами проблемно-поискового подхода, переходящая в дискуссию.
- Использование креативных заданий в игровых ситуациях пополняет опыт творческой деятельности учащихся. Ученики изобретают, исследуют, сочиняют, создают новый для себя образовательный продукт, а, значит, развивают способности и реализуют личностный творческий потенциал. Например, метод эвристических вопросов : (Придумайте 3 вопроса о пчелах, используя слова: зачем? почему? сравни), метод эвристического исследования (Почему мы так говорим: как рыба в воде; нем, как рыба.) Вопрос: Верно ли это с биологической точки зрения?), метод образного видения (Опишите эвглену зеленую)
ЭТАПЫ УРОКА
- Актуализация
- Мотивация и целеполагание
- Изучение нового материала
- Отработка умений и навыков
- Подведение итогов урока
На личностно- ориентированном уроке актуализируются не знания, полученные на других уроках, а жизненный опыт учащихся
Например: при изучении класса земноводные спрашиваю:
«Вы брали когда-нибудь в руки лягушку? Правда ли, что потом появляются бородавки?
Какие ваши ощущения?»
Или при изучении темы «Первая помощь при повреждениях опорно-двигательной системы» спрашиваю: «У кого был вывих (растяжение связок, переломы), расскажите, что вы чувствовали и что вы делали до приезда врачей?»
- Мотивация и целеполагание
при личностно ориентированном подходе учитель должен постараться создать условия для самомотивации школьниками собственной деятельности
Приемы мотивации
- Парадоксальные факты
- Создание проблемной ситуации
- Анализ жизненной ситуации
- Использование произведений искусства
- Справедливы ли с биологической точки зрения поговорки
- Найди в тексте ошибку
- Экскурсия в историю
- Изречения знаменитых людей
3.Использование произведений искусства
4. Экскурсия в историю
Одна знатная дама , узнав об исследованиях учеными процесса фотосинтеза, приказала поставить в свою спальню много растений. Проснувшись на следующий день, она ощутила головную боль. В чем была ее ошибка?
(При изучении фотосинтеза и дыхания растений)
- Изучение нового материала
На личностно-ориентированном уроке учитель создает условия для усвоения образовательного стандарта,
учитывая индивидуальные особенности учеников, а для развития познавательной активности по ходу изучения нового материала задает вопросы, на которые ученики самостоятельно найдут ответы, если захотят (ситуация выбора!)
Мнемонические приемы в процессе изучения биологии
Мнемоте́хника — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей)
Таксоны у растений :
- Ц ирк- о громный к упол п естрый, С ловно р адугой в ознесся .
- Ц – царство ,
- О – отдел,
- К – класс,
- П – порядок,
- С - семейство,
- Р – род ,
- В – вид.
Дидактический синквейн
- 1 строка —тема синквейна, заключает в себе одно слово,которое обозначает объект, о котором пойдет речь.
- 2 строка —два слова, они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне объекта.
- 3 строка —образована тремя глаголами , описывающими характерные свойства объекта.
- 4 строка —фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора к объекту.
- 5 строка —одно слово—резюме, характеризующее суть объекта.
Использование таких приемов на уроках позволяет
- повышать активность детей на уроках,
- приобретаются навыки самоорганизации,
- развивается познавательная деятельность у учащихся и интерес к предмету,
- формируется позитивное отношение к школе, учителям, предмету,
- повышается качество образования
Школа должна выпускать успешных и социально-адаптированных учеников, которые смогут найти себя в жизни
Желаю всем удачи, творчества в работе, благодарных учеников! Спасибо!