СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование литературного наследия в патриотическом воспитании молодежи

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Становление личности человека невозможно без развития национального самосознания, исторической памяти, экологической культуры.  Это во многом зависит от того, насколько он с малых лет погружался в прекрасный и удивительно красочный, гармоничный мир своей природы, художественного творчества, культуры своего народа. В данном процессе  важнейшая роль принадлежит русской литературе.

Просмотр содержимого документа
«Использование литературного наследия в патриотическом воспитании молодежи»









«Духовно-нравственное воспитание детей. Использование литературного наследия в патриотическом воспитании молодежи»





























Воспитатель Юшкова И.И.

Духовно-нравственное воспитание детей. Использование литературного наследия в патриотическом воспитании молодежи.



Воспитание духовно-нравственного человека – это воспитание не только и не столько успешно обучающегося и образованного человека, сколько способного сохранить и развить в себе нравственные ценности семьи, общества, в котором предстоит жить, использовать их в повседневной жизни, демонстрируя это своим поведением, общением, своей жизнью.

Сегодня проблема духовно-нравственного воспитания в нашем обществе встает достаточно остро. Ликвидировав институт воспитания, отказавшись от идеологии прошлого, мы пришли к распаду «связи времён», стирается чувство гордости за Родину, победившую в Великой Отечественной Войне, уважение к своей семье и толерантное отношение к окружающим.

Снижению критериев нравственности способствуют современные средства массовой информации, ведущие разрушительную антидуховную пропаганду. С экранов телевизоров, интернет ресурсов нескончаемым потоком льется информация, пропагандирующая насилие, жестокость, безнравственность.

Всё большее количество людей приходят к пониманию, что духовное возрождение общества невозможно только с помощью традиционного образования. Никакие научные знания сами по себе не в состоянии заменить любовь, сострадание, веру. Поэтому в «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» указывается на необходимость опоры на систему духовно-нравственных ценностей, таких как человеколюбие, справедливость, честь, достоинство.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается передача детям тех знаний, которые формируют их нравственность на основе традиционной для Отечества духовности, формирование опыта поведения и жизнедеятельности на базе духовно-нравственных ценностей, выработанных христианской культурой в течение двух тысячелетий. Духовно-нравственное воспитание является неотъемлемой частью общего воспитательного процесса. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке - право и обязанность каждого человека.

Одним из подходов к формированию нравственного сознания детей является систематичность в этом направлении, т.е. введение обязательного последовательного сообщения им минимума нравственных знаний, на основе которых и должно вестись полноценное нравственное формирование и воспитание всех без исключения. Важно использовать весь потенциал воспитательной работы. Постоянно и последовательно сообщать базовые нравственные знания с учётом возрастных и психологических возможностей их усвоения. Но не забывать, а наоборот учитывать, что мир духовных ценностей не может быть внесен в сознание кем-то извне. Ценности вырабатываются только самостоятельно. Поэтому дети должны быть активными участниками процесса.

Частью духовного воспитания является патриотическое, целю которого - формирование личности с активной гражданской позицией, готовой верно служить своему Отечеству. Но становление личности человека невозможно без развития национального самосознания, исторической памяти, экологической культуры. Это во многом зависит от того, насколько он с малых лет погружался в прекрасный и удивительно красочный, гармоничный мир своей природы, художественного творчества, культуры своего народа. В данном процессе важнейшая роль принадлежит русской литературе. Неисчерпаемо ее влияние на духовный мир школьника, на выбор нравственных ориентиров. Художественная литература – наиглавнейший инструмент в руках педагога, способный воспитать патриота.

Заставить «любить Родину» невозможно, но зато можно создать фундамент для этой любви, основу для патриотизма. А с помощью привлечения внимания детей к художественным произведениям можно повлиять на развитие и становление личности ребенка, формировать интерес к национальной культуре своего народа, развивать патриотические чувства к Родине.

Художественная литература в данном процессе играет большую вспомогательную роль. Традиции верности Родине, отечественному оружию, малой родине, родным и близким – эти темы проходят красной нитью через многие детские книги. Именно художественная литература призвана воспитывать личность, оказывать влияние на её духовный мир, на выбор ею нравственных ориентиров. «Книга, - по словам А. Герцена, - это духовное завещание одного поколения другому, совет умирающего старца юноше, начинающему жить, приказ, передаваемый часовым, отправляющимся на отдых, часовому, заступающему на его место».

Художественная литература любого народа содержит богатейший материал для воспитания в духе дружбы, взаимопонимания, трудолюбия, патриотизма. Этой цели служат пословицы, поговорки, загадки, песни, былины, рассказы, стихотворения.

Отражение народных идеалов – патриотизма, богатырской силы, ума, находчивости – мы видим в древнерусской литературе, в летописи «Повести временных лет». Знакомясь с «Житие Александра Невского», ребята говорят о бранных подвигах Александра Невского и его духовном подвиге самопожертвования, о защите русских земель от нашествий и набегов врагов. Горячий призыв к единению Руси перед лицом внешней опасности, призыв к защите мирного созидательного труда русского населения – вот основной вывод, к которому приходят дети и при изучении «Слова о полку Игореве».

Огромный материал для патриотического воспитания детей представляют эпизоды военной истории России. Так в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Бородино» раскрываются героические страницы истории нашей страны. Через мысли и чувства простых солдат, отстоявших родину от врага, мы видим размышления автора о значении Бородинской битвы и роли простого народа, о русском национальном характере, о том, что такое настоящие люди, какой ценой добывается слава родины и мн. др.

Повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» – это прославление боевого товарищества, осуждение предательства. Ребята отмечают героизм и самоотверженность Тараса и его товарищей-запорожцев в борьбе за родную землю. Подвиг Тараса и его сына Остапа вызывает у читателей чувство искреннего восхищения и дает конкретные представления о таких чертах патриотизма, как беззаветная преданность Родине, храбрость и мужество в отстаивании ее чести и независимости.

Дорога к сердцам детей лежит через память о тех, кто погиб за наше Отечество. Память вбирает в себя многое: и чувство благодарности к героям войны, и чувство долга, и неприятие зла, и стремление утвердить справедливость в мире. Мы должны знать, что война в действительности – зло, жестокость, смерть. И помогут нам в этом книги о Великой Отечественной войне.

Судьба родины и судьба человека слиты воедино в рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека». Стойкость, дух товарищества, преданность отечеству – эти качества издавна были присущи русскому солдату. На примере Андрея Соколова мы видим и другие черты героев Великой Отечественной войны – несокрушимую нравственную силу, исключительное мужество.

Героизм, патриотизм, самоотверженность, трудности и радости грозных лет войны нашли отражение в поэтических произведениях о войне К.М. Симонова, А.Т. Твардовского, Н.И. Рыленкова, С.С. Орлова, Д.И. Самойлова и др., рассказывающие о солдатских буднях, пробуждающие чувство любви к родине, ответственности за нее в годы жестоких испытаний. В лирических и героических песнях выразились сокровенные чувства и переживания каждого солдата-воина.

Анализируя художественную литературу о Великой Отечественной войне, ребята учатся подлинному гуманизму и тогда, когда речь идет не только о любви, но и о ненависти. Важно убедить детей, что ненависть не может быть слепой, в противном случае она станет разрушительной.

Литературные произведения - это лишь небольшая часть культурного достояния народа. Но именно они укореняют нравственный стержень личности. Многое зависит от встречи с книгой. Они увлекают читателя «течением мыслей», гражданственностью деяний, благородством чувств человека предшествующих эпох, воспитывают у каждого нового поколения умение быть благородным, памятливым.

Изучая природу родного края, педагог обязательно обратится к ярким произведениям В. Бианки, М. Пришвина, Г. Скребицкого, Н. Сладкова, И. Акимушкина. Книги этих авторов помогают увидеть удивительное в обыденном, дорожить каждой травинкой и заботиться о «братьях наших меньших».

В воспитательной системе любого педагога необходимо найти место для изучения произведений Л. Чарской («Смелая жизнь», «Записки маленькой гимназистки»), В. Коржикова, А. Алексина, В. Крапивина. Герои их произведений – мальчишки и девчонки, которые учатся жить в обществе, быть терпимыми, справедливыми, честными, налаживают взаимоотношения.

А подрастающим мальчишкам будут интересны и понятны действия героев рассказов классика современной литературы В. Крапивина «Минное заграждение», «Риск», «Алька» и др. Вот уже полвека существуют в литературе «крапивинские мальчики» – смелые и бескорыстные, выделяющиеся среди своих сверстников обострённым чувством справедливости, спешащие туда, где труднее всего. «Я вступлю в бой с любой несправедливостью, подлостью и жестокостью, где бы их ни встретил. Я не стану ждать, когда на защиту правды встанет кто-то раньше меня». Эти слова героев Крапивина не просто звучат в его произведениях, а зовут за собой, становятся девизом всей жизни.

Современная литература углубленно и пристально всматривается в героические эпохи истории нашего народа, в духовные и нравственные корни реальных достижений, показывает высокий нравственный потенциал человека. Всё на земле стирается, кроме памяти. Именно поэтому важно воспитание памятью.

Таким образом, главной задачей патриотического воспитания в школьном возрасте является приобщение к литературному наследию. Нравственные и патриотические качества личности ребенка не могут появиться самостоятельно, они формируются по мере накопления и эмоционального освоения детьми конкретных фактов, и зависят от того, какие были использованы средства и методы воспитания, какие условия были для этого созданы.


















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!