СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование метода «круговой тренировки» на уроках физической культуры

Категория: Физкультура

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка содержит диагностические исследования, которые свидетельствуют об устойчивых положительных результатах по итогам апробации описанного опыта. Методика целенаправленного использования физических упражнений на развитие силы, выносливости и быстроты дает у детей среднего школьного возраста выраженный эффект. Занятия по разработанной методике значительно повышают прирост результатов тестирования. Проведенное исследование показало, что система комплексного использования упражнений для развития физических способностей –

эффективный методический прием, отвечающий современным требованиям физического воспитания. Апробация методики проходила в «Средней школе № 72» и получила высокую оценку методического совета.

Просмотр содержимого документа
«Использование метода «круговой тренировки» на уроках физической культуры»

«Использование метода «круговой тренировки» на уроках физической культуры»


Для повышения эффективности развития физических качеств у детей среднего школьного возраста используется урок физической культуры. Мною предлагается следующий способ организации: в течение всего учебного года на уроках физической культуры два раза в неделю с седьмого по девятый класс использовать специализированный комплекс «круговая тренировка» на основе кругового метода, который можно дополнять игровым методом. В структуре урока основная часть делится на:

  • Упражнения предусмотренные темой программы(легкая атлетика, спортивные игры, гимнастика, лыжная подготовка)

  • Специализированные упражнения для развития физических качеств (сила, скорость, выносливость, гибкость, координация)

В рабочую программу вносятся соответствующие изменения.

Круговой метод (тренировка)- это организационно - методическая форма работы, предусматривающая поточное, последовательное выполнение специально подобранного комплекса физических упражнений. Применяется для развития или совершенствования физических качеств. Намечается несколько станций на которых занимающийся выполняет задания (упражнения), переходя от одной станции к другой он движется по кругу, возвращаясь на исходную точку, таким образом закончив серию.

Существует несколько разновидностей кругового метода:

  1. Метод непрерывного упражнения. Занимающийся проходит несколько кругов непрерывно.

  2. Метод экстенсивного интервального упражнения.

  3. Метод интенсивного интервального упражнения.

  4. Метод повторного упражнения.

Применение кругового метода требует тщательной подготовки: определяется несколько мест (станции) с учетом имеющегося инвентаря и задач, решаемых на уроке. В начале урока проводится разминка, затем ученики делятся на группы и распределяются по станциям. Целесообразно предварительно провести общий инструктаж. В целях экономии времени целесообразно на станциях разместить учебные карточки (рисунки) с упражнениями данной станции и режимом действий. Учитель контролирует выполнение заданий всех групп, находясь около станции с самым сложным упражнением, та где возможно понадобится его помощь. При выполнении задания , по команде учителя занимающиеся переходят на следующую станцию, пока не замкнут круг. Для прироста результатов необходимо постепенное увеличение нагрузки от занятия к занятию: увеличивать количество повторений, вес отягощений, скорость выполнения, количество станций в круге, количество кругов.

Первый вариант: упражнения (для развития силы) проводятся по кругу для развития силы мышц различных частей тела с использованием одновременно всех четырех методов развития силы. (общее развитие силы)

Примерный комплекс прилагается (Приложение №1)

Второй вариант.  Упражнения проводятся по кругу для развития силы одних и тех же групп мышц и на каждом станции используется только один метод (проработка отдельных групп мышц)

Примерный комплекс прилагается (Приложение №1)


2. Организация «круговой тренировки» на уроках физической культуры по различным темам.


Специализированный комплекс «круговой тренировки» очень хорошо вписывается в уроки физической культуры, демонстрируя свои преимущества:

  • Возможность одновременно и самостоятельно заниматься всему классу.

  • Возможность использовать спортивный инвентарь и оборудование группой, то есть в небольшом количестве.

  • Возможность проводить урок на небольшой площади спортивного или малого зала, это особенно актуально при одновременном занятии 2-4 классов.

Время на проведение «круговой тренировки» зависит от решаемых на уроке задач и занимает от 10 до 20 минут. За это время на уроке создается большая моторная плотность.

В зависимости от поставленных на уроке задач, «круговая тренировка» может проводиться в подготовительной, в основной или в заключительной части урока.

  • В подготовительной части «круговая тренировка» может носить разминочный или подготовительный к основной части характер.

  • В основной части «круговая тренировка» наиболее эффективно развивает основные физические качества. Общеразвивающие комплексы можно использовать для развития одного качества (сила, выносливость, гибкость, скорость, координация) или сочетать с упражнениями основной темы урока.

  • В заключительной части урока «круговая тренировка» планируется для повышения плотности урока. Так же для совершенствования, закрепления и повторения изученного материала.

«Круговая тренировка» гармонично включается в программу по легкой атлетике, лыжной подготовке, спортивным играм и по гимнастике. Повышая эффективность развития физических качеств на уроке.


2.1. Уроки гимнастики


Специализированный комплекс «круговая тренировка» очень хорошо вписывается в школьную программу гимнастика, демонстрируя свои преимущества. Так как на уроках гимнастики необходимо не только формировать навыки выполнения различных упражнений, но и развивать физические качества. Выполнение заданий на станциях повышает моторную плотность урока. В комплексы «круговой тренировки» необходимо подбирать упражнения на развитие частей тела предусмотренных программным материалом темы «Гимнастика и акробатика». Особое внимание обратить на развитие мышц плечевого пояса, рук, живота, спины, на развитие гибкости и тренировку вестибулярного аппарата.

Определяя станции необходимо чередовать гимнастические станции и общеразвивающие.

При этом следует соблюдать основные принципы: от простого к сложному, от меньших нагрузок к большим, постепенность наращивания и регулярность тренировок. Можно использовать в последовательности тренировку мышц антагонистов, чередовать нагрузку на одни мышцы, активным отдыхом других (тренировка бицепса и трицепса, мышц сгибателя и разгибателя ног)

На уроках гимнастики важно контролировать дозировку силовых нагрузок, так как организм девочек не рассчитан на большие силовые нагрузки. Им стоит предлагать в большей степени ритмические аэробные упражнения.

Примерный комплекс «круговой тренировки» на уроках гимнастики (Приложение №2)


2.2. Уроки спортивных игр (баскетбол)


Специальный комплекс «круговой тренировки» на уроках спортивных игр может быть очень разнообразен и зависит от того, какая игра изучается на данном уроке. Учитель определяет оптимальное количество станций и задания, выполняя которые ученики отрабатывают технические приемы и развивают физические качества. Возможно, расположить станции так, что бы задания чередовались. На одной станции учащиеся отрабатывают игровые технические действия, на следующей развивают физическое качество, затем опять игровая станция и так далее. Например, для развития силовых качеств можно использовать комплекс на разных станциях для развития мышц антагонистов. При выполнении игровых технических действий учителю необходимо контролировать правильность выполнения упражнений. Также нагрузка на общеразвивающих станциях должна быть рассчитана заранее и не быть слишком утомительной, иначе будет теряться качество выполнения игровых действий. Соотношение станций с развитием физических качеств со станциями игровой направленности составляет 1:3. И обязательно корректировать задания в зависимости от половой принадлежности и физической подготовленности ребенка.

Примерный комплекс «круговой гимнастики» на уроках по баскетболу (Приложение №2)


2.3. Уроки легкой атлетики


Специализированные комплексы «круговой тренировки» решает большое количество задач. В приоритете это развитие основных физических качеств (быстрота, выносливость, сила, скоростно-силовые качества) Выполняя задания, учащиеся готовятся к сдаче нормативов и тестов. На уроках легкой атлетики большое значение имеет дозировка физических нагрузок. Необходимо распределять нагрузку с учетом физических способностей ребенка и девочкам предлагать меньшую нагрузку. Важно распределить задания на станциях так, что бы развивались различные качества. Повысит мотивацию выполнения заданий использование соревновательного и игрового методов.

Примерный комплекс упражнений для «круговой тренировки» на уроках по легкой атлетике (школьный стадион) (Приложение №2)


2.4. Уроки лыжной подготовки


Уроки по лыжной подготовке методом «круговой тренировки» имеют свою специфику. Учителю необходимо составить четкий план действий, распределить и обозначить станции. Заранее подготовить станции на местности. В помещении школы дать задания и определить действия учащихся. Важно напомнить учащимся правила техники безопасности и правила поведения на улице.

При проведении урока контролировать правильность выполнения заданий и очередность перемещения от станции к станции. Дозировать нагрузку.

Примерный комплекс упражнений для «круговой тренировки» на уроках по лыжной подготовке (Приложение №2)


3. Педагогический контроль за физической подготовленностью учащихся (тестирование)


Тестирование проводится в течение учебного года с целью контроля уровня физической подготовленности учащихся на разных этапах обучения. Оно проводится в начале и в конце учебного года в рамках урока, с целью выявления динамики физического развития учащихся и с целью более правильного распределения нагрузки на уроках. При оценке физической подготовленности приоритетным показателем является темп прироста результатов. Задание учителя по улучшению показателей физической подготовленности (темп прироста) должны представлять определенную трудность для каждого учащегося, но быть реально выполнимыми. Систематическая оценка уровня развития физических качеств детей позволяет планомерно вести работу с физически слабыми учениками, своевременно вовлекать этих детей в группы ОФП. А ученикам с хорошей физической подготовкой ориентировать на занятия в секциях по различным видам спорта и участие в соревнованиях различных уровней





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!