СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование метода наглядного моделирования элементов музыкального языка на примере моделирования ритма

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проведение мастер-класса с целью повышения профессиональной компетентности педагогов через использование современных музыкальных методов

Просмотр содержимого документа
«Использование метода наглядного моделирования элементов музыкального языка на примере моделирования ритма»

Использование метода  наглядного моделирования элементов музыкального языка на примере моделирования ритма.


Мастер-класс

Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов через использование современных музыкальных методов.

Задачи:

  1. Актуализировать изучение модуля «Музыкальная грамота» в свете обновленных ФГОС.

  2. Познакомить педагогов с методом моделирования музыкального языка на примере ритма - средства музыкальной выразительности и приемами музыкального обучения,  необходимостью их использования  в образовательной деятельности.

  3. Развивать  креативные  способности в различных видах художественно-творческой деятельности.

Инструментарий:

  • Мультимедапроектор

  • Раздаточный материал: стаканчики, цветы, круги (имитация руля), тарелки 4 шт., нарисованные ладошки – 2 шт., конфеты 8 шт.

·       

Добрый день, уважаемые коллеги!

Есть один язык, который способен передать наши чувства и эмоции бессловесно. Это музыкальный язык.

Как и любой язык, музыкальный язык, не будет иметь никакого смысла, если он будет не понятен. Как и любой другой язык, музыка имеет свой «алфавит» - нотную грамоту. Помимо этого, выделяются такие элементы музыкального языка …(Слайд 2) и мы это называем – средства музыкальной выразительности.

Теперь обратимся к ФОП, ФРП – которую мы берем за основу при составлении РП по музыке. И что же мы видим? В содержательной части 8 модуль инвариантный «Музыкальная грамота»- является вспомогательным и интегрируется во все остальные, а не проводится отдельными уроками. Но нас больше всего интересуют предметные результаты. (Слайд 3).

Сколько же всего?! И чем раньше мы начнем интегрировать, тем быстрее и качественнее наши дети будут понимать музыкальные произведения и исполнять их.

А поможет нам метод  наглядного моделирования элементов музыкального языка, который, безусловно, вам знаком.

Эта технология разработана на основе идей известного детского психолога Л.А. Венгера, который пришёл к выводу, что в основе развития умственных способностей ребёнка лежит овладение действиями замещения и наглядного моделирования.

 Вот такие графические модели  (показ) используются давно, а предлагаемая технология от этого метода  отличается системностью.  В ней графический символ не является первичным способом моделирования элементов музыкального языка. Такой подход основан на «переводах» моделируемого элемента из одной базовой модели в другую, из зрительной  в речевую, из речевой  в тактильную,  из тактильной в слуховую.

Сам принцип моделирования разными способами одного и того же - есть выражение исследовательского, творческого подхода к музыкальной  деятельности.

Метод моделирования используется для развития музыкальной памяти: слуховой, словесно-логической, моторной, зрительной, эмоционально-образной, и др. /, Также и качеств памяти: быстрота, точность, прочность запоминания. Развивается мелодический, полифонический, гармонический слух, чувство лада.

С чего начать? Ритм.

Еще раз обратимся к Предметным результатам (Слайд 3,4,5)

Итак, РИТМ (Слайд 6)

Определение РИТМ – никаких заучиваний определений! Здесь только четкая практическая отработка понятий звуков - «Длинные» и «Короткие».

Перейдём к практической части нашего мастер-класса. (Можно создать фокус-группу, а можно со всеми присутствующими)

  1. КУКУРУЗА – ТЫКВА – ЛУК

(Слайд 7) Сейчас мы с вами будем готовить салат, но не обычный, а музыкальный. Продукты, которые мы будем использовать изображены здесь, давайте их назовём.

КУКУРУЗА – ТЫКВА – ЛУК

Далее для нашего кулинарно-музыкального шедевра мы используем инструмент, который всегда при нас – так называемые «звучащие жесты» - хлопки, шлепки, притопы, щелчки. Например, вот так (показ)

Возьмите музыкальные инструменты и попробуйте  приготовить музыкальный салат, используя речевую поддержку. А теперь без неё.  Но, кажется, чего-то не хватает, не добавить ли в салат других продуктов?

А давайте зашифруем наши слова знаками, не называя, что это ноты (Слайд 8), пусть привыкают.

далее можно предложить сделать салат из своих продуктов.

  1. ПОЮЩИЕ ЦВЕТОЧКИ (Слайд 9)

Цветок ЛА большой, и песенка у него большая, длинная. Давайте пропоем

ЛА-А-А-А

Цветок Ли маленький, и песенка у него маленькая, короткая. Давайте пропоем

ЛИ-И

Давайте споем песенки всех цветочков…..

(Слайд 10)

Цветочки стали в ряд и запели по очереди. Какая у них песенка получилась?

Поем.

А теперь давайте придумаем свою песенку! и пропоем (простучим) ее.

Раздаются цветы

Вот и ритмические рисунки.

  1. (СЛАЙД11)Упражнения могут быть индивидуальные, парные и групповые.

Например, начнем с индивидуального упражнения.

ЗЕРКАЛО

Инструкция:

Перед учеником расставляются 4 тарелки. (размер музыки 4/4)

  1. Под музыку учитель в ритм показывает на эти тарелки рукой. Ребенок повторяет.

  2. Если на тарелке появляется 1 предмет – ребенок хлопает 1 раз над этой тарелкой, если 2 – то 2 хлопка.

  3. Если на тарелке ладошка – ребенок хлопает по столу.

Парное и групповое – здесь отрабатываем еще и синхронность, командность.

  1. АДАМС

(стаканы)

  1. НА ДОРОГЕ

(руль)



Ну, и как же без мотивации! Какие прекрасные произведения искусства можно создать при помощи ритмичных рисунков! (Демонстрация видео концертных номеров)

СЛАЙД 12

СЛАЙД 13



Ритм, запечатленный в модели, очень хорошо ощущается детьми: прохлопывается, переносится на шумовые инструменты. Все это помогает развивать у ребенка не только чувство ритма, но и формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести в мир динамики и темпа.



СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ И ВНИМАНИЕ!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!