Использование метода наглядного моделирования элементов музыкального языка на примере моделирования ритма.
Мастер-класс
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов через использование современных музыкальных методов.
Задачи:
Актуализировать изучение модуля «Музыкальная грамота» в свете обновленных ФГОС.
Познакомить педагогов с методом моделирования музыкального языка на примере ритма - средства музыкальной выразительности и приемами музыкального обучения, необходимостью их использования в образовательной деятельности.
Развивать креативные способности в различных видах художественно-творческой деятельности.
Инструментарий:
Мультимедапроектор
Раздаточный материал: стаканчики, цветы, круги (имитация руля), тарелки 4 шт., нарисованные ладошки – 2 шт., конфеты 8 шт.
·
Добрый день, уважаемые коллеги!
Есть один язык, который способен передать наши чувства и эмоции бессловесно. Это музыкальный язык.
Как и любой язык, музыкальный язык, не будет иметь никакого смысла, если он будет не понятен. Как и любой другой язык, музыка имеет свой «алфавит» - нотную грамоту. Помимо этого, выделяются такие элементы музыкального языка …(Слайд 2) и мы это называем – средства музыкальной выразительности.
Теперь обратимся к ФОП, ФРП – которую мы берем за основу при составлении РП по музыке. И что же мы видим? В содержательной части 8 модуль инвариантный «Музыкальная грамота»- является вспомогательным и интегрируется во все остальные, а не проводится отдельными уроками. Но нас больше всего интересуют предметные результаты. (Слайд 3).
Сколько же всего?! И чем раньше мы начнем интегрировать, тем быстрее и качественнее наши дети будут понимать музыкальные произведения и исполнять их.
А поможет нам метод наглядного моделирования элементов музыкального языка, который, безусловно, вам знаком.
Эта технология разработана на основе идей известного детского психолога Л.А. Венгера, который пришёл к выводу, что в основе развития умственных способностей ребёнка лежит овладение действиями замещения и наглядного моделирования.
Вот такие графические модели (показ) используются давно, а предлагаемая технология от этого метода отличается системностью. В ней графический символ не является первичным способом моделирования элементов музыкального языка. Такой подход основан на «переводах» моделируемого элемента из одной базовой модели в другую, из зрительной в речевую, из речевой в тактильную, из тактильной в слуховую.
Сам принцип моделирования разными способами одного и того же - есть выражение исследовательского, творческого подхода к музыкальной деятельности.
Метод моделирования используется для развития музыкальной памяти: слуховой, словесно-логической, моторной, зрительной, эмоционально-образной, и др. /, Также и качеств памяти: быстрота, точность, прочность запоминания. Развивается мелодический, полифонический, гармонический слух, чувство лада.
С чего начать? Ритм.
Еще раз обратимся к Предметным результатам (Слайд 3,4,5)
Итак, РИТМ (Слайд 6)
Определение РИТМ – никаких заучиваний определений! Здесь только четкая практическая отработка понятий звуков - «Длинные» и «Короткие».
Перейдём к практической части нашего мастер-класса. (Можно создать фокус-группу, а можно со всеми присутствующими)
КУКУРУЗА – ТЫКВА – ЛУК
(Слайд 7) Сейчас мы с вами будем готовить салат, но не обычный, а музыкальный. Продукты, которые мы будем использовать изображены здесь, давайте их назовём.
КУКУРУЗА – ТЫКВА – ЛУК
Далее для нашего кулинарно-музыкального шедевра мы используем инструмент, который всегда при нас – так называемые «звучащие жесты» - хлопки, шлепки, притопы, щелчки. Например, вот так (показ)
Возьмите музыкальные инструменты и попробуйте приготовить музыкальный салат, используя речевую поддержку. А теперь без неё. Но, кажется, чего-то не хватает, не добавить ли в салат других продуктов?
А давайте зашифруем наши слова знаками, не называя, что это ноты (Слайд 8), пусть привыкают.
далее можно предложить сделать салат из своих продуктов.
ПОЮЩИЕ ЦВЕТОЧКИ (Слайд 9)
Цветок ЛА большой, и песенка у него большая, длинная. Давайте пропоем
ЛА-А-А-А
Цветок Ли маленький, и песенка у него маленькая, короткая. Давайте пропоем
ЛИ-И
Давайте споем песенки всех цветочков…..
(Слайд 10)
Цветочки стали в ряд и запели по очереди. Какая у них песенка получилась?
Поем.
А теперь давайте придумаем свою песенку! и пропоем (простучим) ее.
Раздаются цветы
Вот и ритмические рисунки.
(СЛАЙД11)Упражнения могут быть индивидуальные, парные и групповые.
Например, начнем с индивидуального упражнения.
ЗЕРКАЛО
Инструкция:
Перед учеником расставляются 4 тарелки. (размер музыки 4/4)
Под музыку учитель в ритм показывает на эти тарелки рукой. Ребенок повторяет.
Если на тарелке появляется 1 предмет – ребенок хлопает 1 раз над этой тарелкой, если 2 – то 2 хлопка.
Если на тарелке ладошка – ребенок хлопает по столу.
Парное и групповое – здесь отрабатываем еще и синхронность, командность.
АДАМС
(стаканы)
НА ДОРОГЕ
(руль)
Ну, и как же без мотивации! Какие прекрасные произведения искусства можно создать при помощи ритмичных рисунков! (Демонстрация видео концертных номеров)
СЛАЙД 12
СЛАЙД 13
Ритм, запечатленный в модели, очень хорошо ощущается детьми: прохлопывается, переносится на шумовые инструменты. Все это помогает развивать у ребенка не только чувство ритма, но и формировать хорошую дикцию, артикуляцию, помогает ввести в мир динамики и темпа.
СПАСИБО ЗА УЧАСТИЕ И ВНИМАНИЕ!