СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Использование метода учебного проектирования на уроках русского языка в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта статья описывает как использовать метод учебного проектирования на уроках русского языка в начальной школе. Так же описаны некоторое примеры и методика их проведения.

Просмотр содержимого документа
«Использование метода учебного проектирования на уроках русского языка в начальной школе»

Использование метода учебного проектирования на уроках русского языка в начальной школе


Учебное проектирование способствует повышению качества учебного процесса1. Ребята ищут дополнительные источники информации в книгах, самостоятельно работают с их содержанием, обмениваются информацией, анализируют найденный материал, учатся оценивать качество информации, выбирать в ней главное и наиболее интересное, тренируются в кратком изложении объемного материала, в его оформлении с использованием самых современных средств, в том числе и цифровых образовательных ресурсов.

Ведущая деятельность ребенка в возрасте 6-10 лет – учебная. На уроках русского языка в начальной школе в настоящее время довольно активно используется проективная методика. Назовем возможные темы учебных проектов:

- Зачем я говорю и пишу?

- Гласные и согласные бывают такие опасные …

- Звуки – «двойняшки»

- Где поставить ударение?

- Всегда ли пишется мягкий знак?

- Древняя письменность

- Откуда растет корень слова?

- Крылатые слова и выражения

- Разделительные Ь и Ъ

- В царстве трёх склонений

- На что похоже наречие

- Какие части речи я знаю

- Как различать омонимы

- Такие разные синонимы

- Тайны морфемы

- Пословицы в современном мире

- Заимствованные слова

Подготовку к проектной деятельности целесообразно начинать уже в первом классе. На первом этапе нужно выработать у ученика умение работать с информацией – это художественная литература, словари, энциклопедии. Ведь важно уметь добыть необходимые знания, грамотно их систематизировать. Например, во втором классе можно использовать метод проектов при работе со словарными словами. Сначала в совместной работе на уроках, потом – дома, самостоятельно.

Работа идет по схеме, которая по мере накопления знаний дополняется новыми заданиями.

  1. Запиши слово, поставь ударение.

  2. Определи количество букв, звуков, слогов в слове.

  3. Отметь, где написание расходится с произношением.

  4. Найди в «Толковом словаре» и выпиши лексическое значение слова.

  5. Составь предложение со словом.

  6. Выпиши из словаря или подбери сам родственные слова.

  7. Подбери слова, обозначающие действие этого предмета.

  8. Подбери слова, обозначающие признак этого предмета. Или – подбери слова, которые можно употреблять вместе с данным словом.

  9. Найди в художественной литературе предложение или отрывок из стихотворения с этим словом.

  10. Найди пословицы, поговорки с этим словом.

Образец работы ученика:

1. Медвѐдь.

2. Медведь – 7 б., 6 зв., 2 сл.

3. Медведь.

4. Медведь – крупное хищное животное с длинной шерстью и короткими ногами.

5. Медведь ест малину.

6. Медведь – медвежонок, медведица, медвежья.

7. Бродит, охотится, спит, ревет, добывает.

8. Бурый, белый, гималайский, злой, сильный, олимпийский.

9. Идет медведь между елками,

Бредет медведь между березками,

В овражки спускается,

На пригорки поднимается.

10. Медведь на ухо наступил. Медвежья услуга.

Работая над подобным мини – проектом, школьник учится планировать свою деятельность с помощью предложенного алгоритма, получая желаемый результат.

Работая с информацией, ученик овладевает определенными навыками: умение работать со справочной литературой, ставить цель и планировать свою работу и т.п.

Наработанный материал используется для словарно – орфографической работы на уроках: диктант по памяти, творческие диктанты, диктант с использованием загадок.

Проект «Крылатые слова и выражения».

Проект предусматривает организацию самостоятельных детских исследований, направленных на получение знаний о богатстве родной речи, о русском языке как исключительной ценности в жизни общества, каждого отдельного человека.

Цель проекта: прививать любовь и уважение к родному языку.

Задачи проекта: формировать умения и навыки самостоятельной работы с разными источниками информации, развивать умения анализировать информацию, выделять главное, обобщать и делать выводы; учить детей структурировать информацию, правильно излагать свои мысли устно и письменно; совершенствовать у детей навыки работы в группе; расширить представления детей о родном языке, о его многообразии.

Проблемный вопрос: Может ли речь быть богатой?

Работа в группах:

  1. Создание кроссворда «Речь».

  2. Исследование «Что любят читать мои одноклассники?»

  3. Изготовление буклета «Эти многоликие слова» (однозначные слова, многозначные слова, прямое и переносное значение слов).

  4. Создание мультимедийной презентации «Крылатые слова и выражения». (Какие слова и выражения называют «крылатыми»? Почему? Что такое фразеологизмы? Как они вошли в нашу речь? Рождаются фразеологизмы в наше время?)

Оформление результатов работы: кроссворд, таблица с результатами исследований, буклеты, электронная презентация.

Заслушивание устных сообщений по результатам работы каждой группы.

Использование материалов проекта:

- При изучении ряда тем по русскому языку («Лексическое значение слова», «Однозначные и многозначные слова», «Прямое и переносное значение слова», «Крылатые слова и выражения»)

- Во внеклассной работе (при проведении викторин, читательских конференций, КВН и т.п.)

Проект «Тайны морфемы».

Цель проекта: помочь детям познакомиться с некоторыми секретами образования слов русского языка.

Проблемный вопрос: какая морфема самая главная?

Тема детских исследований в рамках детского проекта:

  1. Чем морфема отличается от морфологии?

  2. Каких морфем в русском языке больше?

  3. Какая морфема самая главная и трудная для написания?

  4. Какой корень самый древний?

  5. Какой корень самый интересный?

  6. Бывают ли корни – «хамелеоны»?

  7. Какая приставка самая хитрая?

  8. ТЬ – это суффикс или окончание?

Оформление результатов детских исследований:

1. Буклет «Самый интересный корень»;

2. Мультимедийная презентация «Ах, эти суффиксы!»;

3. Исследование «Каких морфем больше?».

Подведение итогов: урок «Тайны морфемы»

Проект «Пословицы в современном мире».

Цели проекта: пополнить активный словарный запас учащихся пословицами; уточнить смысл и значение каждой из них; научиться применять их в речи; самостоятельно создать книгу – сборник «Любимые пословицы», в которой собрать тематические пословицы русского народа и пословицы, придуманные учениками; дать толкование пословицам; нарисовать к пословицам иллюстрации.

Задачи проекта: провести диагностику уровня знаний пословиц у детей 8-9 лет на базе 2-х классов школы, провести оценку полученных результатов; разработать решения и соответствующие мероприятия; научить школьников самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, обмениваться информацией; развивать творческие способности учеников; создать рукописный вариант книги «Любимые пословицы учеников 2-го класса»; художественно его оформить.

Проблемный вопрос: Как рождаются пословицы?

Работа в группах:

  1. Основные признаки и функции пословицы.

  2. Пословицы народов мира.

  3. Тематические пословицы.

  4. Пословицы разных времен.

  5. Пословицы с поэтическим и прозаическим складом.

  6. Пословицы о пословицах.

  7. Пословицы разных источников происхождения.

  8. Прямой и переносный смысл пословиц.

Оформление результатов детских исследований:

Оформление книги пословиц, в которой каждый ученик представляет свою страницу (пословица, толкование, иллюстрация).

Подведение итогов: урок – презентация «Пословицы в современном мире».

Коллективная проектная деятельность по русскому языку, осуществляемая учащимися, координируемая учителем, ценна тем, что позволяет самореализоваться каждому участнику независимо от способностей.

Проект «Живая азбука» по русскому   языку 1 класс (автор учебника Канакина В.П.).

1. Создать свою собственную книгу «Живая азбука».

2.Систематизировать знания обучающихся о буквах и звуках русского   языка.

3. Развивать познавательную и творческую активность обучающихся.

4. Привлечь родителей к совместному поиску.

1.В процессе работы учащиеся создадут творческие работы про буквы, познакомятся с особенностями алфавита, выполнят рисунки букв, подберут к рисункам стихи, загадки, пословицы, ребусы, сочинят сказки и рассказы о буквах.

2. Любимые буквы дети лепят из пластилина, делают из бумаги и т.п.

3.  Оформляют свою страничку азбуки.

Проект «Скороговорки» по русскому   языку 1 класс (автор учебника Канакина В.П.).

В процессе реализации проекта участники будут решать задачи: как сказать, чтобы тебя слышали и понимали? И можно ли увидеть звуки?

1.Чтение и изучение скороговорок. Какие виды скороговорок бывают? Кто сочиняет скороговорки?

В итоге деятельности участников проекта будут: «Альбом любимых скороговорок», где учащиеся напишут и нарисуют свои любимые скороговорки.

Проект «Сказочная страничка» по русскому   языку 1 класс (автор учебника Канакина В.П.).

Повторить и обобщить знания изученных правил с помощью погружения в сказку.

Состоится бал сказочных и литературных героев, на котором состоится презентация сказок, в названиях которых встречаются изученные правила письма.

Когда обучающий проект будет завершен, на его презентацию приглашаю обязательно родителей.

В каждом классе по окончанию учебного года родители с детьми получают задания на следующий учебный год.

Проекты по программе «Школа России»:

«Скороговорки» (составление сборника «Весёлые скороговорки»); «Сказочная страничка» (презентация сказок, в названиях которых встречаются изученные правила письма); и в шутку, и всерьёз (презентация занимательных заданий); пишем письмо (письмо Деду Морозу); рифма (составление словарика собственных рифм); в словари – за частями речи.



1 Вахрушева Л.М. Применение проективного метода на уроках русского языка [Текст]/ Л.М. Вахрушева // Русский язык. - 2007. - №14. - С. 36.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!