Использование метода учебного проектирования на уроках русского языка в начальной школе
Учебное проектирование способствует повышению качества учебного процесса1. Ребята ищут дополнительные источники информации в книгах, самостоятельно работают с их содержанием, обмениваются информацией, анализируют найденный материал, учатся оценивать качество информации, выбирать в ней главное и наиболее интересное, тренируются в кратком изложении объемного материала, в его оформлении с использованием самых современных средств, в том числе и цифровых образовательных ресурсов.
Ведущая деятельность ребенка в возрасте 6-10 лет – учебная. На уроках русского языка в начальной школе в настоящее время довольно активно используется проективная методика. Назовем возможные темы учебных проектов:
- Зачем я говорю и пишу?
- Гласные и согласные бывают такие опасные …
- Звуки – «двойняшки»
- Где поставить ударение?
- Всегда ли пишется мягкий знак?
- Древняя письменность
- Откуда растет корень слова?
- Крылатые слова и выражения
- Разделительные Ь и Ъ
- В царстве трёх склонений
- На что похоже наречие
- Какие части речи я знаю
- Как различать омонимы
- Такие разные синонимы
- Тайны морфемы
- Пословицы в современном мире
- Заимствованные слова
Подготовку к проектной деятельности целесообразно начинать уже в первом классе. На первом этапе нужно выработать у ученика умение работать с информацией – это художественная литература, словари, энциклопедии. Ведь важно уметь добыть необходимые знания, грамотно их систематизировать. Например, во втором классе можно использовать метод проектов при работе со словарными словами. Сначала в совместной работе на уроках, потом – дома, самостоятельно.
Работа идет по схеме, которая по мере накопления знаний дополняется новыми заданиями.
Запиши слово, поставь ударение.
Определи количество букв, звуков, слогов в слове.
Отметь, где написание расходится с произношением.
Найди в «Толковом словаре» и выпиши лексическое значение слова.
Составь предложение со словом.
Выпиши из словаря или подбери сам родственные слова.
Подбери слова, обозначающие действие этого предмета.
Подбери слова, обозначающие признак этого предмета. Или – подбери слова, которые можно употреблять вместе с данным словом.
Найди в художественной литературе предложение или отрывок из стихотворения с этим словом.
Найди пословицы, поговорки с этим словом.
Образец работы ученика:
1. Медвѐдь.
2. Медведь – 7 б., 6 зв., 2 сл.
3. Медведь.
4. Медведь – крупное хищное животное с длинной шерстью и короткими ногами.
5. Медведь ест малину.
6. Медведь – медвежонок, медведица, медвежья.
7. Бродит, охотится, спит, ревет, добывает.
8. Бурый, белый, гималайский, злой, сильный, олимпийский.
9. Идет медведь между елками,
Бредет медведь между березками,
В овражки спускается,
На пригорки поднимается.
10. Медведь на ухо наступил. Медвежья услуга.
Работая над подобным мини – проектом, школьник учится планировать свою деятельность с помощью предложенного алгоритма, получая желаемый результат.
Работая с информацией, ученик овладевает определенными навыками: умение работать со справочной литературой, ставить цель и планировать свою работу и т.п.
Наработанный материал используется для словарно – орфографической работы на уроках: диктант по памяти, творческие диктанты, диктант с использованием загадок.
Проект «Крылатые слова и выражения».
Проект предусматривает организацию самостоятельных детских исследований, направленных на получение знаний о богатстве родной речи, о русском языке как исключительной ценности в жизни общества, каждого отдельного человека.
Цель проекта: прививать любовь и уважение к родному языку.
Задачи проекта: формировать умения и навыки самостоятельной работы с разными источниками информации, развивать умения анализировать информацию, выделять главное, обобщать и делать выводы; учить детей структурировать информацию, правильно излагать свои мысли устно и письменно; совершенствовать у детей навыки работы в группе; расширить представления детей о родном языке, о его многообразии.
Проблемный вопрос: Может ли речь быть богатой?
Работа в группах:
Создание кроссворда «Речь».
Исследование «Что любят читать мои одноклассники?»
Изготовление буклета «Эти многоликие слова» (однозначные слова, многозначные слова, прямое и переносное значение слов).
Создание мультимедийной презентации «Крылатые слова и выражения». (Какие слова и выражения называют «крылатыми»? Почему? Что такое фразеологизмы? Как они вошли в нашу речь? Рождаются фразеологизмы в наше время?)
Оформление результатов работы: кроссворд, таблица с результатами исследований, буклеты, электронная презентация.
Заслушивание устных сообщений по результатам работы каждой группы.
Использование материалов проекта:
- При изучении ряда тем по русскому языку («Лексическое значение слова», «Однозначные и многозначные слова», «Прямое и переносное значение слова», «Крылатые слова и выражения»)
- Во внеклассной работе (при проведении викторин, читательских конференций, КВН и т.п.)
Проект «Тайны морфемы».
Цель проекта: помочь детям познакомиться с некоторыми секретами образования слов русского языка.
Проблемный вопрос: какая морфема самая главная?
Тема детских исследований в рамках детского проекта:
Чем морфема отличается от морфологии?
Каких морфем в русском языке больше?
Какая морфема самая главная и трудная для написания?
Какой корень самый древний?
Какой корень самый интересный?
Бывают ли корни – «хамелеоны»?
Какая приставка самая хитрая?
ТЬ – это суффикс или окончание?
Оформление результатов детских исследований:
1. Буклет «Самый интересный корень»;
2. Мультимедийная презентация «Ах, эти суффиксы!»;
3. Исследование «Каких морфем больше?».
Подведение итогов: урок «Тайны морфемы»
Проект «Пословицы в современном мире».
Цели проекта: пополнить активный словарный запас учащихся пословицами; уточнить смысл и значение каждой из них; научиться применять их в речи; самостоятельно создать книгу – сборник «Любимые пословицы», в которой собрать тематические пословицы русского народа и пословицы, придуманные учениками; дать толкование пословицам; нарисовать к пословицам иллюстрации.
Задачи проекта: провести диагностику уровня знаний пословиц у детей 8-9 лет на базе 2-х классов школы, провести оценку полученных результатов; разработать решения и соответствующие мероприятия; научить школьников самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, обмениваться информацией; развивать творческие способности учеников; создать рукописный вариант книги «Любимые пословицы учеников 2-го класса»; художественно его оформить.
Проблемный вопрос: Как рождаются пословицы?
Работа в группах:
Основные признаки и функции пословицы.
Пословицы народов мира.
Тематические пословицы.
Пословицы разных времен.
Пословицы с поэтическим и прозаическим складом.
Пословицы о пословицах.
Пословицы разных источников происхождения.
Прямой и переносный смысл пословиц.
Оформление результатов детских исследований:
Оформление книги пословиц, в которой каждый ученик представляет свою страницу (пословица, толкование, иллюстрация).
Подведение итогов: урок – презентация «Пословицы в современном мире».
Коллективная проектная деятельность по русскому языку, осуществляемая учащимися, координируемая учителем, ценна тем, что позволяет самореализоваться каждому участнику независимо от способностей.
Проект «Живая азбука» по русскому языку 1 класс (автор учебника Канакина В.П.).
1. Создать свою собственную книгу «Живая азбука».
2.Систематизировать знания обучающихся о буквах и звуках русского языка.
3. Развивать познавательную и творческую активность обучающихся.
4. Привлечь родителей к совместному поиску.
1.В процессе работы учащиеся создадут творческие работы про буквы, познакомятся с особенностями алфавита, выполнят рисунки букв, подберут к рисункам стихи, загадки, пословицы, ребусы, сочинят сказки и рассказы о буквах.
2. Любимые буквы дети лепят из пластилина, делают из бумаги и т.п.
3. Оформляют свою страничку азбуки.
Проект «Скороговорки» по русскому языку 1 класс (автор учебника Канакина В.П.).
В процессе реализации проекта участники будут решать задачи: как сказать, чтобы тебя слышали и понимали? И можно ли увидеть звуки?
1.Чтение и изучение скороговорок. Какие виды скороговорок бывают? Кто сочиняет скороговорки?
В итоге деятельности участников проекта будут: «Альбом любимых скороговорок», где учащиеся напишут и нарисуют свои любимые скороговорки.
Проект «Сказочная страничка» по русскому языку 1 класс (автор учебника Канакина В.П.).
Повторить и обобщить знания изученных правил с помощью погружения в сказку.
Состоится бал сказочных и литературных героев, на котором состоится презентация сказок, в названиях которых встречаются изученные правила письма.
Когда обучающий проект будет завершен, на его презентацию приглашаю обязательно родителей.
В каждом классе по окончанию учебного года родители с детьми получают задания на следующий учебный год.
Проекты по программе «Школа России»:
«Скороговорки» (составление сборника «Весёлые скороговорки»); «Сказочная страничка» (презентация сказок, в названиях которых встречаются изученные правила письма); и в шутку, и всерьёз (презентация занимательных заданий); пишем письмо (письмо Деду Морозу); рифма (составление словарика собственных рифм); в словари – за частями речи.
1 Вахрушева Л.М. Применение проективного метода на уроках русского языка [Текст]/ Л.М. Вахрушева // Русский язык. - 2007. - №14. - С. 36.